Интегрированное логопедическое занятие по теме: Звук Р в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Для реализации целей и задач любого логопедического занятия необходимо четко структурировать предстоящую образовательную деятельность. В предлагаемом конспекте занятия соблюдены все требования к составлению современного занятия. Конспект занятия представлен в виде таблицы (технологической карты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie_2.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коненкова И.Д., учитель-логопед ГБОУ ЦРР д/сад 1645г.Москвы
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
Тема: Звук Р в словах и предложениях ( в положении со стечением согласных).
(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Р в словах и предложениях ( в положении со стечением согласных).
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать навык самоконтроля, усидчивости;
- развивать креативный потенциал;
- развивать изобразительные навыки, воображение, восприятие.
образовательные:
- уточнить и расширить словарь по темам «Дикие животные», «Олимпиада в Сочи», «Зимние виды спорта»;
- систематизировать и обобщить знания по теме «Зимние виды спорта»;
- закрепить умение использовать в рисунке множество мелков различных оттенков.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к пособиям.
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютерная презентация «Зимние виды спорта»; игрушки- олимпийские талисманы (Зайка, Белый Мишка, Леопард ); предметные картинки с изображением зверей (тигр и тигры, бобр и бобры, кобра и кобры, зебра и зебры, гепард и гепарды, крот и кроты, барс и барсы); картинка «сугроб»; сюжетные картинки по зимним видам спорта: фигурное катание, сноуборд ,прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, кёрлинг, хоккей, бобслей, биатлон, 8 картинок с изображением кедра; пазл «Олимпийский Леопард»( на обратной стороне каждой детали наклеены изображения отдельных частей тела указанных выше зверей); предметные картинки по теме «слова со стечением согласных», бумага, цветные мелки; цветные фишки; указка
Ход занятия
Этапы НОД | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Оргмомент 1.1. Психологический настрой | Психогимнастика | Педагог предлагает ребенку поиграть в превращения. Затем просит его превратиться сначала в тигра и порычать грозно; потом в кошечку. Кошечка хитрая, увидела на столе сметану, запрыгнула и мурлычет. Логопед предлагает изобразить, как кошечка мурлычет, облизывается. Педагог сообщает, что ввернулся хозяин и рассердился на кошечку, прогнал ее: «Брысь!» Просит ребенка показать, как хозяин прогнал кошечку. | Ребенок выполняет
| Способствовать созданию благо- приятного психологического климата. |
1.2. Вводно- организационная часть. | Беседа | Логопед выясняет, догадался ли ребенок, с каким звуком мы сегодня будем продолжать работать? | Ребенок отвечает | Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. |
2. Основной этап 2.1. Проверка домашнего задания. | Опрос | Педагог проверяет домашнее задание по теме Звук Р в слогах и в словах со стечением согласных, просит ребенка произнести слова по указанной теме. За каждое правильно произнесенное слово логопед дает ребенку цветные фишки. | Ребенок произносит слова. | Выяснить правильность произношения звука Р в слогах и словах со стечением согласных |
2.2. Актуализация знаний. 2.3. Введение в тему. Изучение нового материала. | Отгадывание загадок. Демонстрация картинок. Беседа. Упражнение | Педагог предлагает ребенку послушать и отгадать загадку. Логопед просит ребенка рассмотреть изображения зимних видов спорта на мониторе компьютера, назвать их. Затем выясняет, кто является талисманами олимпиады в Сочи, каким видом спорта увлекается Леопард. Педагог сообщает ребенку, что сегодня его ждут приключения с Олимпийским Леопардом, во время которых он будет продолжать учиться произносить звук Р. | Ребенок отгадывает загадку, рассматривает картинки и называет зимние виды спорта. Затем вспоминает, кто является талисманами олимпиады в Сочи, отвечает, что Леопард – альпинист, он занимается сноубордом. Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р. | Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. Определить уровень усвоения ребенком правильного произношения звука Р |
Пальчиковая гимнастика «Звери» Динамическая пауза Речедвигательная ритмика. | Объяснение Дидактическая игра Упражнение Упражнение | Логопед рассказывает ребенку, о том, что во время похода на самой вершине горы у Леопарда случилась беда. Из слова выпал звук Р и скатился вниз. Затем сообщает, что на помощь Леопарду пришли разные животные. Но начался сильный снегопад, и всех зверей засыпало снегом. Педагог демонстрирует картинку «сугроб» и просит ребенка посмотреть и назвать, какие звери оказались под снегом. За каждое слово ребенок получает картинку с изображением животных. Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики Педагог просит ребенка выполнить движения с одновременным произнесением слогов со стечением звука Р и другого согласного | Ребенок слушает Ребенок выполняет задание, повторяет слова за логопедом (тигр и тигры, кобра и кобры, бобр и бобры, гепард и гепарды, барс и барсы, зебра и зебры, крот и кроты) Ребенок выполняет упражнение Ребенок выполняет упражнение | Формировать представления о предстоящей деятельности Обогащать словарь по теме: «Дикие звери» Закреплять навык образования множественного числа существительных. Упражнять в правильном произношении звука Р в словах со стечением согласных Развивать мелкую моторику Способствовать снятию общего утомления. Закрепить правильное произношение звука Р в слогах со стечением согласных. развивать фонематическое восприятие, общую моторику. |
2.4. Закрепление изученного материала | Дидактическая игра Дидактическая игра | Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Добрые звери», и объясняет правила игры: звери отдают Леопарду звук Р и изменяют свои имена, но Леопард не хочет вредить своим друзьям и возвращает им звук Р. Педагог предлагает помочь Леопарду другим способом: проложить трассу к подножию горы, где и находится потерянный звук. Но по ходу трассы выросли огромные кедры. За каждым кедром спрятались сюжетные картинки с зимними видами спорта. Логопед объясняет, что нужно выбрать только тот вид спорта, в названии которого слышится звук Р и правильно произнести предложения. | Ребенок выполняет задание, называет зверя новым именем, пропуская звук Р, а затем вставляя звук Р на место Ребенок выполняет задание. Повторяет за логопедом предложения по выбранным картинкам | Развивать функцию языкового анализа и синтеза Автоматизировать произношение звука Р в предложениях. Обогащать пассивный и активный словарь по теме. |
2.5. Закрепление изученного материала | Тренинг по рисованию | Логопед сообщает, что приключения на этом не закончились. У Леопарда сломался сноуборд. Педагог предлагает ребенку подарить герою новый сноуборд - нарисовать и раскрасить его яркими цветами | Ребенок выполняет задание | Развивать творческий потенциал, изобразительные навыки, воображение, восприятие. |
2.5. Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа. | Педагог просит ребенка собрать картинку - пазл «Олимпийский Леопард», при этом надо рассмотреть обратную сторону каждой детали, угадать, какое животное прячется там и назвать его. | Ребенок выполняет задание, произносит названия животных со звуком Р (слова со стечением согласных) | Осуществить контроль уровня усвоения материала. |
3. Итог занятия 3.1. Оценка деятельности | Опрос. | Логопед предлагает ребенку вспомнить, какое «приключение» было на занятии, и какой звук он учился произносить. Затем оценивает работу ребенка и дарит ему талисман «Олимпийский Леопард». | Ребенок отвечает, называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука. | Обобщить тему занятия. Развивать память. Оценить деятельность ребенка на занятии. |
3.2. Домашнее задание. | Объяснение. | Педагог объясняет ребенку домашнее задание по пройденной теме из пособия «День рождения Р». | Ребенок получает домашнее задание. | Закрепить тему, пройденную на занятии, дома. |
Список литературы
1. Баскакина И.В., Лынская М.И. День рождения Р. Логопедические игры. – М. Айрис-пресс.2013.
2. Перегудова Т.С. , Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р ], [РЬ ]. – СПб. КАРО. 2007.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос.1999
4. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М. ООО Издательство Дом. XXI век. 2006.
Приложение
Пальчиковая игра «Звери»
Смотри - страус,
большой и высокий. Одну руку вверх, локоть согнут, кистью сделать "голову страуса".
Он выпрямляется,
потом нагибается Руку вверх высоко, потом вниз.
и видит червячков
в норке глубокой; Пальцем показываем червячка - сгибаем-разгибаем.
А тут - смотри - ёжик Пальцы переплетаем и выпрямляем.
свернулся клубком
и не видно ножек; Сгибаем пальцы.
А тут пришёл паук,
у него ног аж восемь штук!! Свешиваем кисть, пальцы вниз и шевелим ими.
А тут- смотри- птички:
голуби и синички,
полетали- полетали,
крылышками помахали Показываем руками.
А тут...детки!
спят сладко и крепко; Кладём руки под щёку.
А из леса – сова, Руками делаем очки-глаза.
круглая голова,
кричит - УГУ!
В гости всех зову!
Загадки про зимние виды спорта
Один из видов зимних игр
Цель поразить и дальше в путь!
Спортсмен на лыжах и с ружьём
Так что же это?.......биатлон.
На санях с горки я лечу
По горке льдом покрытой всей
Эх, прокатил бы,– прокачу!
Хороший зимний спорт....бобслей.
Отгадайте-ка загадку
В ней самой уже отгадка!
Если горы, если лыжи,
Значит, …горнолыжный спорт всем ближе.
Что за грохот, что за камни
Слышим, видим мы на льду?
И зачем-то полотёры,
Ничего я не пойму!!!
Это …. кёрлинг отвечаем
И слово враз, запоминаем!!
Стою на лыжах твёрдо
Качусь с трамплина быстро
А прыгаю свободно,
Почти как лошадь рысью!
На санях я лицом внизу
Носком ботинок управляю
А зимний олимпийский вид
Я…….. скелетоном называю!
В платьях, фраках и костюмах
По льду и музыку катание
Какой красивый это спорт –
Фигурное катание!!!
А я на лыжах акробат
И делать сальто очень рад.
Почти я чемпионом стал
По дисциплине той- ..фристайл....
Клюшкой шайбу точно бей
Любят все игру ….хоккей!
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется... сноуборд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация Р в словах и предложениях"
quot;Автоматизация Р в словах и предложениях"...
Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука "Л" в словах и предложениях "Игры с Лунтиком и Милой"
Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Игры с Лунтиком и Милой". Цель занятия: автоматизация звука Л в словах и предложениях при помощи игровых компьютерных технологий.Презентация к...
Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми"
Индивидуальное логопедическое занятие для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми" направлено на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматическ...
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"
Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях "В гости к Мишке в осений лес".
Цель: закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах и предложениях....