Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноценное физичекое и психическое развитие, облегчить социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_sensornoy_komnaty.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В В ДОМЕ РЕБЕНКА
В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ .
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным биологическим и социальным анамнезом. Поэтому основная наша задача – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие, подготовить их к жизни в обществе, облегчить социальную адаптацию. В ГУЗ Тульском Областном специализированном Доме ребёнка № 1 используются методы Монтессори - педагогики, музыкотерапии, аромотерапии, организуются уголки психологической разгрузки, оснащена сенсорная комната.
Улучшение психо-эмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью в Доме ребёнка проводятся занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия мышечного и психо-эмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода, ускорения восстановительных процессов после заболевания.
Именно в специально организованной для коррекционно-педагогической работы «темной» сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребёнком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных стрессов, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребёнком и специалистом.
В ГУЗ Тульском Областном специализированном Доме ребёнка № 1 была открыта Сенсорная комната, которая используется в следующих целях:
- Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, создания ощущения безопасности, комфорта, спокойствия.
- Стимулирования активности формирования сенсорно-перцептивной чувствительности.
-Фиксирования внимания и управления им.
- Для проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию нарушенных функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов.
- Развития воображения, речи.
Ежедневно проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми. Полный курс состоит из 10 занятий.
Соответствующая коррекционная работа в сенсорной комнате дает положительные результаты. У детей с ДЦП улучшается двигательная активность, уменьшается спастика верхних и нижних конечностей. Манипулятивная деятельность становится разнообразнее, активизируется речевое общение. Исчезают страхи. Улучшаются показатели нервно-психического развития. Комфортно в условиях сенсорной комнаты чувствуют себя дети с синдромом Дауна.
С детьми в возрасте от 1 г.6 м. до 3-х лет проводятся занятия по Сказкотерапии «В гостях у сказки» с использованием оборудования темной сенсорной комнаты. Целью данных занятий является оптимизация психоэмоционального состояния детей раннего возраста, находящихся в условиях депривации.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути наши дети часто сталкиваются с серьезными трудностями в семье, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программе.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Онтогенетический принцип. Один из подходов в теории о психологической модели формирования нарушений когнитивного развития, связан с представлениями о принципе созревания в развитии нервной системы. Согласно этому подходу, дети с выраженными нарушениями когнитивного развития проходят те же стадии развития, что и здоровые дети, однако в значительно более медленном темпе. С этим обстоятельством связано и желание начать осуществление программ «раннего вмешательства» в возможно более раннем возрасте, сразу после установления диагноза (или при появлении подозрений о нарушенном развитии).
- Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Комплексный подход к проблемам ребенка. Совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие воспитателей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.
- Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
- Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последованности.
- Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
- Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.
В сенсорной комнате особенности подхода к ребенку и среды, в которой проводятся коррекционные занятия, помогают, на основании наблюдения, получить глубокие характеристики, касающиеся поведения и развития ребенка, его взаимодействия со значимыми взрослыми и другими детьми. То есть диагностический этап, максимально полно раскрывающий индивидуальные, особенности ребенка в различных аспектах (диагноза, психического функционирования, особенностей его микросоциальной среды), на начальном терапевтическом этапе дополняется наблюдением за ним во время занятий. Эта информация позволяет сформировать основные терапевтические цели.
В Доме ребёнка проводятся групповые и индивидуальные занятия в сенсорной комнате. Материал для работы выбран таким образом, что он побуждает ребенка к определенным действиям и стимулирует его всестороннее развитие.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.
Необходимо отметить, что в работе с детьми раннего возраста интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используются в комплексе с оборудованием и материалами для светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д.
Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего возраста в доме ребенка используется в следующих целях:
• для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, звуке, движении и т. п.;
• для диагностики особенностей развития и выявления детей «группы риска», требующих квалифицированной помощи;
• для проведения коррекционно-развивающих занятий на основе комплексного использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты, направленных на коррекцию нарушений функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов у детей «группы риска», развитие навыков их невербального общения с окружающими.
• для комплексной лечебно-оздоровительной работы с детьми, воспитывающимися в условиях депривации.
Описание материально-технического оснащения сенсорной комнаты.
«Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин) — набор специализированного оборудования, основными элементами которого являются:
- напольные и настенные мягкие покрытия, маты, пуфики с гранулами разных размеров и цветов - «Груша», «Божья коровка», «Уточка», «Мост» (подушки в виде рыбок, которые прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую опору, следуя его форме);
- «кресло-лепесток» (покачиваясь, расслабляет, снижает спастичность мышц)
- сухой бассейн с разноцветными шариками;
- детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной (поток пузырьков с рыбками поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубе, наполненной водой; цвет подсветки меняется);
- «водопад» из светооптических волокон с боковой подсветкой (100 нитей покрытого винилом светооптического волокна медленно изменяют цвет);
- панель «искрящийся ковер» (темная ковровая ткань, в ворс которой вплетены светооптические волокна; создается эффект мерцания с постоянным изменением цвета; вешается на стену);
- тактильная панель (набор материалов различных текстур, которые можно осязать и совершать ими манипуляции);
- цветная тактильная панель «Облако» (набор предметов и материалов различных текстур, поверхностей: твердых—мягких, шероховатых—гладких);
- настенный модуль для упражнений в развитии запястья – движение по порези;
- панель «бесконечность».
- большой сенсорный мяч;
- пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»;
- сухой душ, фонтан «Наутилус»,
- прибор для создания световых эффектов «Зебра-50»,
- подвесная система «Мелодичный звон»;
- звукоактивный проект светоэфект ,
- фобероптический подвесной модуль «Грозовая туча»,
- стеллаж для дидактического материала,
- музыкальный центр, записи релаксационной музыки,
- зеркальный шар;
- прибор для ароматерапии.
Сенсорная комната даёт возможность подавать стимулы различной модальность – зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время.
Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным, такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты отражено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия проводятся учителем-дефектологом.
Мотив работы в сенсорной комнате зависит от ведущего вида деятельности ребенка. Для дошкольников — это игровая деятельность. Занятия в сенсорной комнате можно превратить в игру, сказку. Все занятие может проходить по единому игровому сценарию («Полет на луну», «Путешествие по морским глубинам» и т. д.).
Задачи и рекомендации коррекционно-педагогической работы в сенсорной комнате.
Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:
1. Релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц);
б) снятие психического и эмоционального напряжения.
2. Активизация различных функций центральной нервной системы: а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния);
б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий). Возбуждение интереса и исследовательской деятельности у ребенка;
в) создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы;
г) развитие речи и коррекция речевых нарушений;
д) коррекции нарушенных высших корковых функций;
е) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.
Релаксации. Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных сенсорных кланов:
- использование специально подобранного музыкального сопровождения (релаксационная музыки) – спокойные, тихие, плавные, легкие мелодии, звуки природы шум моря, ветра;
- применение цветотерапии – использование зеленого, голубого и синего цвета, оказывающих успокаивающее и расслабляющее действие
- ароматерапия (запах хвойного леса);
- мышечная релаксация: используется пуфики, «кресло-лепесток», благодаря которым создается комфортная поза для тела, безопасная удобная опора. Ребенка можно поместить в «рефлексо-запрещающие» позиции с целью ослабления или гашения патологических тонических рефлексов;
- психотерапевтический тренинг применяется для снятия психического и эмоционального напряжения.
Возможные сценарии для релаксации (дети ложатся, принимают удобную позу, закрывают глаза, делают несколько циклов глубокого дыхания):
«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ. (Пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».
«Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате. (Пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».
Релаксация может проводиться как в начале занятия — с целью «настройки», так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта
Активизация различных функций
1. Стимуляция всех сенсорных процессов. При этом важным является повышение чувствительности к модальноспецифической информации: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной. Различные сенсорные модальности необходимо вводим, постепенно. Один из методических приемов — это преимущественная нагрузка одного из сенсорных каналов.
а) Активизация зрительного восприятия (изменение цвета освещения комнаты, используются красный, оранжевый и желтый цвета, которые оказывают стимулирующее воздействие). Решаются разные задачи:
- Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации. Для этой цели используются элементы: световые трубки с воздушными пузырьками (сидя на пуфике, ребенок фиксирует взор и прослеживает движение шариков; стоя около трубки, перемещает палец или руку вслед за шариком); кассеты с эффектами («лови рукой все красные фигуры; поймай все синие ромбы»); вращающийся зеркальный шар.
- Формирование представлений о цвете, форме и величине предметов. Для этой цели пользуются элементы: панель с пластиковыми нитями разных цветов; цветная тактильная панель; панель с волокнами, медленно изменяющими цвет; «искрящийся ковер»; разноцветные подушки в виде рыбок; панель «бесконечность».
- Формирование представлений о цвете осуществляется по этапам: сличение цветов («покажи такой же цвет»);
- выделение цвета по слову («покажи красный цвет»); называние цвета ребенком.
б) Активизация слухового восприятия (слуховое сосредоточение, локализация звука в пространстве). Ритмичная быстрая громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие (компакт-диски с ритмичной музыкой, мерцающий металлофон, «звенящие мячи»).
в) Развитие тактильной чувствительности (задания выполняются сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Используется цветная тактильная панель (набор предметов и материалов различных текстур, поверхностей: твердых—мягких, шероховатых—гладких, которые можно осязать и с которыми можно совершать различные манипуляции) . Цветная тактильная панель предоставляет большие возможности для развития тактильной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Целесообразно использовать следующие упражнения:
- ощупывание и поглаживание фактуры материала одной рукой, нахождение предметов из этого материала этой же и другой рукой;
- ощупывание и опознание предмета на ощупь как правой, так и левой рукой;
- нахождение на ощупь фигуры, предмета, показанных педагогом;
- попеременное ощупывание каждой рукой с закрытыми глазами предмета или фигуры, определение и называние ее.
Сенсорная комната дает возможность снять тревожные невротические переживания, страхи, создать эмоционально спокойное состояние, активизировать детей, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.
Для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятный фон, где снимаются невротические переживания. Для детей с астеническими проявлениями, т. е. с пониженной психической активностью, — это пусковой механизм для включения в деятельность.
Стимуляция, проводимая в условиях сенсорной комнаты, достаточно интенсивна, ее использование требует определенных знании, в связи с чем есть некоторые рекомендации.
1. Необходимо крайне дозированно применять сенсорную комнату, работая с детьми, имеющими астенические проявления. Активная симуляция часто приводит к быстрому утомлению. Занятия необходимо закончить до того, как возникнет спад активности. Время пребывания в сенсорной комнате должно постепенно нарастать от занятия к занятию (от 7 до 15 — 20 мин).
2. Опытным путем необходимо определим, раздражители какой модальности вызывают наибольшее утомление, и вводить эти раздражители последними.
3. При коммуникативных нарушениях необходимо выявить наиболее приятные раздражители, которые создают эмоциональный комфорт у ребенка, и постараться ограничиться только ими.
4. Необходимо максимально сократить количество раздражителей для гипервозбудимых детей, а иногда следует и отказаться от сенсорной комнаты.
5. Особенно внимательно нужно относиться к активным зрительным раздражителям, так как они могут вызвать двигательную расторможенность и агрессивность.
6. У детей с эписимдромом применение сенсорной комнаты возможно только после консультаций с врачом-психоневрологом. Если врач считает возможным ее применение, то время пребывания должно быть строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными! Следует отказаться от мелькающих объектов и ритмических повторений.
Итак, в зависимости от психоневрологического диагноза и поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:
- самостоятельную реабилитационную процедуру;
- способ подготовки ребенка к другим медико-психолого-педагогическим мероприятиям (предварительная релаксация);
- средство оптимизации, повышение мотивации реабилитационного процесса.
7. Мягкие игровые покрытия. Особенностью является наличие различных мягких модулей в виде сухого бассейна, заполненного цветными шариками, а также мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятия в условиях мягкой игровой комнаты можно проводить в индивидуальной или подгрупповой форме с использованием игр, направленных на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, на тренировку вестибулярного аппарата.
Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техническое средство, необходимо оценить состояние его нарушенной функции и, исходя из этого, предложить именно то средство, которое дало бы возможность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой — сохранялась бы возможность восстановить нарушенную функцию.
Содержание и организация занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие. Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни ста-новление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направлениями нервно-психического развития ребенка.
Специальное оборудование темной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления.
В ответ на ласковое обращение, сопровождаемое улыбкой, легко получить ответную улыбку, а затем и проявление эмоциональной экспрессии.
При проведении стимулирующих занятий в сенсорной комнате педагог не только сам обогащается положительными эмоциями, ис-ходящими от ребенка, но и, используя способность детей к подражанию, знакомит их с различными эмоциональными проявлениями.
Следует учесть, что показателем психического развития ребенка в этот возрастной период является только ответная реакция (улыбка, гуление, лепет и т. д.) на эмоционально-радостное общение со взрослым.
Спонтанные эмоциональные экспрессии — показатель хорошего са-мочувствия ребенка и не более.
Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями следует выражать ребенку свою любовь, стремление разделить с ним разные эмоциональные состояния и оградить его от отрицательных эмоций. В эмоциональных играх ребенок чувствует радость от общения с близкими людьми, что является предпосылкой для начала обучения и воспитания.
Развитие общих движений. Для нормального развития мозга в младенчестве необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем эффективнее развитие ребенка, особенно его интеллектуальной сферы. Когда ребенок начинает ползать или сидеть без поддержки, самостоятельно ходить, возможности узнавания (познания) возрастают. Например, бросать на пол предметы и получать знания об их свойствах и качествах значительно проще и легче, когда он сидит.
Занятия, в ходе которых используются различные движения, нормализуют мышечный тонус, развивают общую моторику (способность удерживать голову, поворачиваться на бок, на живот, на спину, самостоятельно садиться, ползать, подтягиваться до положения «стоя у опоры», опускаться из положения «стоя» в положение «сидя», ходить).
Развитие движений руки и обучение действиям с предметами. Организуя работу по развитию движения руки и обучению действиям с предметами детей в возрасте до одного года, мы ставим следующие цели: установление общения и взаимодействия между ребенком и взрослым; обогащение тактильных ощущений; снижение мышечного тонуса руки; стимуляция раскрытия ладони и отведения большого пальца; стимуляция направленного движения руки; стимуляция захватов, ориентируясь на форму и величину предметов и их положение в пространстве; обучение предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины и формы, учитывая их свойства; развитие зрительно-двигательной координации «глаз — рука».
Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций — важный аспект общеразвивающей работы с детьми раннего возраста. Ребенок учится сосредоточивать взгляд на предметах, прислушиваться к их звучанию. Это становится основой его перцептивной деятельности, которая сопряжена с появлением предметных действий ― манипуляций. Эти действия доорудийные, то есть действия ребенка с предметами не соответствуют их функциям и назначению (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее появляются элементарные результативные действия, которые уже к концу первого года жизни все более соответствуют назначению предмета и становятся разнообразными и совершенными. Ориентировочные зрительные и слуховые реакции ребенка формируются в процессе ситуативно-делового общения со взрослым, которое является также основой развития речи ребенка.
Обогащение тактильных ощущений. Ж. Пиаже рассматривает взаимодействие ребенка с предметом как один из путей изучения им предметного мира и формирование основ интеллекта.
Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются уже в тот момент, когда ребенок направляет руки к предмету и овладевает им. Прикасаясь ладонями, пальцами к предмету, ребенок испытывает определенные ощущения. Предмет воспринимается как объект, обладающий определенной формой, массой, упругостью и свойствами: твердый — мягкий, теплый — холодный, толстый — тонкий и т. д. Воспринятый предмет становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения, то есть зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии руки. Это взаимодействие можно выразить так: глаз «учит» руку, а рука «учит» глаз.
Развитие вкусовых ощущений и обоняния. Представления о вкусе и запахе очень важны для маленького ребенка. Как правило, для детей с недостатками развития сенсорной сферы и познавательных особенностей вкус и запах являются важнейшими способами знакомства с окружающим миром. Для ребенка было бы слишком сложно понять, что это за предмет, если он его никогда не пробовал на вкус, поэтому не запрещайте детям обследовать предмет ртом, просто соблюдайте правила гигиены.
Упражнения на развитие вкусовых ощущений помогают ребенку овладеть движениями губ и языка. Упражнения на развития обоняния формируют речевое дыхание.
Жить, не чувствуя запахов, невозможно. Это испытал хоть раз в жизни любой человек, когда у него был насморк: не чувствуешь вкуса пищи, запахов улицы, цветущих цветов или прибитой пыли. Проводя занятия в темной сенсорной комнате, используется ароматизатор.
И опять же в эту работу включаем воспитателей ребенка, просим обратить внимание на запах готовой пищи, на аромат цветов, использовать разнообразные освежители воздуха (в небольшом количестве), гуляя на улице или за городом вдыхать все запахи (приятные и неприятные).
Занятия в сенсорной комнате могут быть как основным, так и дополнительным лечебным методом, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план. Например, при детском церебральном параличе для восстановления двигательной функции основным лечебным методом является лечебная физкультура, занятия же в сенсорной комнате дополняют их, помогая снять психо-эмоциональное напряжение, уменьшить мышечную спастику. А вот при нарушениях зрительно-моторной координации, мелкой моторики занятия в сенсорной комнате становятся основным методом, а массаж — дополнительным.
Важное преимущество сенсорной комнаты состоит в возможности проведения комплексной коррекции. На одном и том же занятии можно снизить эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику, используя игры, например с фиброоптическими волокнами, формировать устойчивость внимания при наблюдении за цветными пузырьками.
Методика работы в сенсорной комнате выбирается с учетом фактического уровня нервно-психического развития ребенка, в зависимости от его ведущей деятельности. На первом году жизни — это эмоции и общение, в возрасте от одного до трех лет — предметная деятельность.
Курс сенсорного воздействия определяется тяжестью состояния и состоит в среднем из 10 сеансов продолжительностью 15–30 мин. Число участников занятия 1–3 человека. Увеличение группы снижает эффективность работы. План занятия составляется для каждого ребенка с учетом индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Методика коррекционной работы в сенсорной комнате предусматривает постепенность включения сенсорных стимулов. Занятия начинаются с развития тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность — основа формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность лежит в основе всех видов движений. В дальнейшем к работе над развитием тактильных ощущений добавляется работа над слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми ощущениями.
Каждое занятие включает в себя три блока:
Первый блок ― установление контакта с ребенком и взаимодействие с ним на уровне ощущений. Все игры и упражнения, входящие в этот блок, направлены на снижение у ребенка психического и физического напряжения, мышечного тонуса, тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, создает позитивную установку, настрой на занятие.
Второй блок ― взаимодействие с ребенком и формирование у него первых жизненно важных сенсомоторных представлений. Все игры и упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторного и психического развития ребенка.
Третий блок ― создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окру-жающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним. Именно в этой части ребенок может расслабиться, снять напряжение после занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран...
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...
Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»
Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"
В течение своей практической деятельности каждый педагог находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"
Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....
Авторская разработка "Использование ЛЕПБУКа в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО"
Сегодня я хочу рассказать вам о применении ЛЕПБУКа в период,адаптации.На примере ЛЕПБУКа-трансформера "Домашние - животные" Итак, уважаемые коллеги, обратите внимание:ЛЭПБУК&ndash...