"Использование технологии Кластер и нейропсихологических игр в практической работе учителя-логопеда"
методическая разработка по логопедии
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов, педагогов- дефектологов города Волгодонска, 2022 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на городском МО
учителей-логопедов на тему: «Использование метода кластера, нейропсихологичеких игр в практической работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед: Модеева Н.И
СЛАЙД 1. «Использование метода кластер, нейропсихологических игр в практической работе учителя-логопеда»
СЛАЙД 2"Учите ребёнка, каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию тему моего выступления «Использование метода кластера, нейропсихологических игр в практической работе учителя-логопеда».
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, современных способов качественной индивидуализации обучения и воспитания у логопедов возникла необходимость внедрения современных технологий, методов и приемов в непосредственную образовательную деятельность.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Практика показывает, что дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психо-эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
СЛАЙД 3. Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
- сделать обучение осознанным;
- интересным;
- оптимизировать процесс обучения;
- содействовать оздоровлению детей.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.).
В логопедии используются следующие инновационные технологи.
СЛАЙД 4. Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
- Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта, кластер);
- Здоровьесберегающие технологии:
-артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
-Су-Джок терапия,
-кинезиологические упражнения);
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений (сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,
6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями ( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )
Проводя каждый год мониторинг, мы, учителя-логопеды сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов.
Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания
Перечисленные инновационные технологии, применяемые в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.
На протяжении нескольких лет приоритетным направлением моей работы является «Использование технологии игрового обучения в логопедической работе». И моя задача, как логопеда – заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны не скучными уроками, а интересной игрой.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные технологии и методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми более эффективной и результативной.
Моё внимание привлек метод КЛАСТЕРА.
СЛАЙД 5. Кластер - графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними (графические изображения)
В образовательной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
В логопедической работе метод кластера я использую для обогащения словаря и развития лексико – грамматической стороны речи. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных лексических тем.
Для дошкольников важно соблюдать общие требования к составлению кластера:
СЛАЙД 6. Общие требования:
- все понятия должны представлять собой наглядный материал, понятный ребенку;
- в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3- 4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается;
- при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
СЛАЙД 7. Основные принципы составления кластера (фото детей)
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого при выполнении индивидуального задания. Я стала использовать для составления кластера авторское пособие «Коврограф Воскобовича», которое представляет собой коврики разного размера из фетра. Так дети ещё не умеют писать для легкости запоминания я использую картинки, фотографии, детские рисунки и стрелочки на фанерной основе или разноцветные ленточки-колючки из пособия Воскобовича. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы. Созданы наборы по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Дикие птицы», «Домашние птицы и их птенцы».
При создании пособия учтены различные варианты его использования, в зависимости от характера речевого нарушения. Пособие применяется с учётом содержания, целей и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы. Использовать прием кластера можно при работе над лексико – грамматической стороной речи, при объяснении нового материала, закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение кластера в логопедической работе имеет следующие достоинства и результаты:
СЛАЙД 8. Достоинства и применения кластера (слайд)
- позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Результаты применения кластера
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
СЛАЙД 9. фото детей
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной и групповой. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя-логопеда. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый ребёнок создает собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на занятии знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на занятиях, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. В дальнейшем я планирую предлагать детям использовать метод кластера при выполнении домашнего задания, совместно с родителями.
Занятия с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Заключение
Таким образом, применение инновационных логопедических технологий в процессе обучения на занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка.
Образовательная деятельность с применением кластера дает возможность
дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой
деятельности. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой
переработке информации.
Еще одним эффективным, на мой взгляд, инструментом в работе учителя-логопеда являются – нейропсихологические игры.
СЛАЙД 10. Нейропсихологические игры – это специальные игровые упражнения, которые способствуют активизации речи и развитию психических процессов: внимания, мышления, памяти, развитию зрительно-моторной пространственной координации.
Достоинства нейропсихологических игр:
- Ребёнок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз - рука, способность точно направлять движение).
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развивается зрительное и слуховое внимание, произвольность и контроль.
- Ребёнок учится последовательно выполнять действие, разбивая его на ряд задач.
Игры с массажными мячиками, шишками, орешками (фото)
Наблюдения показали, что у детей, имеющих ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Имеются трудности в музыкальных занятиях: не слышат ритм, сильную долю, мелодию, им трудно делать хлопки и поскоки в такт мелодии.
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение. В своей логопедической работе я давно использую кинезиологические игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.
Игры с тактильными мешочками, массажными мячиками, орешками.
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот
2. передача соседу и наоборот
3. по кругу
4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)
5. выкладывание ритмических рядов и кругов.
Нейропсихологические игры нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
СЛАЙД 11
Нейроигры и упражения могут применяться для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования, словоизменения, развития познавательных спрособностей, усвоения лексических тем.
Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма. Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую на логопедических занятиях.
САЙД 12. Автоматизация изолированного звука (фото)
Использую зеркальное рисование, кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука или слога. Эти задания направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения. Помимо кинезиологических дорожек для автоматизации изолированного звука или слога я использую пособие Воскобовича. (слайд фото пособие «Укрась коврики», «Собери фрукты», «Укрась елочку», «Загрузи машинки»).
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются.
СЛАЙД 13. Автоматизация звука в словах (фото)
Для автоматизации звука в словах использую нейрокартинки и нейротаблички с переключениями поз рук. Также детям очень нравятся нейроулиточки на автоматизацию звука в слове. Ребёнок называет слово и ведет пальчиком по улиточке. Я предложила детям передвигать камешек-кабошон, выбранный по цвету улиточки.
Нейропедагогические приёмы:
- Стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти.
- Улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве.
- Развивают крупную и мелкую моторику.
- Улучшают эмоциональное состояние детей.
Нейроигры тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в коррекционной работе учителя-логопеда.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые мною в логопедической работе метод кластера и нейропсихологичекие игры - действительно являются эффективными инструментами в коррекционной работе с детьми с ТНР, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует обогащению словаря, развитию грамматического строя и планирующей функции речи. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
СЛАЙД 14. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Учите ребёнка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский
ТЕХНОЛОГИЯ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРИЁМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КАКОМ-ЛИБО ДЕЛЕ, МАСТЕРСТВЕ, ИСКУССТВЕ. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы: сделать обучение осознанным; интересным; оптимизировать процесс обучения содействовать оздоровлению детей.
ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛОГОПЕДИИ: 1. Информационно-коммуникационные технологии; 2. Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия , песок-терапия и т.д.; 3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн , интеллектуальная карта, кластер); 4. Здоровьесберегающие технологии: - артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, - Су-Джок терапия, - кинезиологические упражнения); 5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений; 6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.
КЛАСТЕР - графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ КЛАСТЕРА: - все понятия должны представлять собой наглядный материал, понятный ребенку; - в начале введения кластерных таблиц использовать не более 3- 4 смысловых единиц, чтобы дети постепенно привыкали к этому способу обобщения информации, затем количество элементов увеличивается; - при составлении кластерных таблиц использовать игровые приемы, чтобы ребенку было интересно.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРА Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
ДОСТОИНСТВА ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРА - позволяет охватить большой объем информации; - вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; - дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРА - умение ставить вопросы; - выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; - переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; - сравнивать и анализировать; - проводить аналогии.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ДЕТЬМИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ – это специальные игровые упражнения, которые способствуют активизации речи и развитию психических процессов: внимания, мышления, памяти, развитию зрительно-моторной пространственной координации.
ДОСТОИНСТВА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР: - Ребёнок учится чувствовать свое тело и пространство \ вокруг. - Развивается зрительно-моторная координация (глаз - рука, способность точно направлять движение). - Формируется правильное взаимодействие рук и ног. - Развивается зрительное и слуховое внимание, произвольность и контроль. - Ребёнок учится последовательно выполнять действие, разбивая его на ряд задач.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ : С тимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти. Улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве. Развивают крупную и мелкую моторику. Улучшают эмоциональное состояние детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО ....
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...
"Использование "Умных дорожек", как нейропсихологический прием в практической деятельности учителя- логопеда
Применение "Умных дорожек" в работе учителя-логопеда для коррекционных занятий с детьми...
проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...