Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
статья по логопедии
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelygina_a.o.-statya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перелыгина Анна Олеговна,
учитель-логопед МДОУ
«Детский сад №17 с. Пушкарное
Белгородского района
Белгородской области»
E-mail: anna.perelygina.87@mail.ru
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Аннотация. В данной статье автор уделяет внимание применению технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО. Использование данных технологий способствует коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи и обеспечение общего развития детей, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.
Ключевые слова: логоритмика, ОНР (общее недоразвитие речи) ФФНР (фонетико-фонематического нарушения речи), заикание, алалия, педагогическая технология.
Дошкольный возраст – является важным периодом в становлении личности ребенка, но без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов:
- совершенствование общей моторики, координации движений,
- ориентации в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
- активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и коррекция их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя:
- развитие дыхания, голоса;
- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
- развитие артикуляционной и мимической моторики;
- координацию речи с движением;
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование
фонематического слуха.
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Каждое новое слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Так же на занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. При помощи движений , мимики, выразительной речи играющие передают содержание игры.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.
Формы и методы обучения применяемые на занятиях:
- речевые и ритмические игры;
- активное слушание;
- творческие задания, импровизации;
- выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
- отработка артикуляционных упражнений;
- дыхательная гимнастика;
- фонопедические упражнения;
- игры на развитие памяти и внимания;
- пальчиковые игры;
- театральные этюды.
Четкая , правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и алалия (отсутствие речи). Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.
Список литературы.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И.Акатов .- М.: ВЛАДОС, 2003.
- Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб., 1999.
- Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - Воронеж, 2003.
- Волкова Л.С., Шаховской С.Н. Логопедия - М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...
"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"
Актуальность кинезиологических упражнений обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия....
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...
Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для воспитателей...