"Использование "Умных дорожек", как нейропсихологический прием в практической деятельности учителя- логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Применение "Умных дорожек" в работе учителя-логопеда для коррекционных занятий с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_dorozhki.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Умных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики.
А многие авторы утверждают, что развитие двигательной сферы влияет на развитие высших психических функций, в том числе и РЕЧИ. Движения стимулируют деятельность нервной системы и ускоряют процессы речевого развития ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, современным детям не справиться с моторными и речевыми нарушениями.
На логопедических занятиях проводим упражнения с использованием «Умных дорожек», рекомендованных нейропсихологами. Занятия с дорожками имеют большое значение и для развития крупной моторики, что особенно актуально в коррекционной работе.
Работа с «Умными дорожками» создает эмоционально положительный настрой ребенка на занятие, позволяет в игровой форме формировать чувство ритма, активизировать словарь детей, автоматизировать поставленные звуки; закреплять правильность употребления в речи различных грамматических категорий.
Игры и упражнения с применением «Умных дорожек»
«Слушай сигнал». Ребенок должен прыгать в каждую клетку «Дорожки», но очередной прыжок он должен сделать только по сигналу педагога – «Хлопок».
«Прыгалки». Ребенок прыгает в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку он прыгает на левой ноге, в третью клетку – двумя ногами вместе и так до конца дорожки. Инструкция может быть разной, например, прыгать в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку - на левой ноге, в третью клетку - присесть.
«Прыгни, хлопни, назови» Ребенок встает около дорожки, а педагог дает задание - прыгни на двух ногах, хлопни и назови, что лежит в клеточке. Это задание выполняется до конца дорожки. Прыжки могут быть разные – на одной ноге, двумя ногами, попеременно. Данное упражнение можно, например, использовать и для автоматизации звуков.
«Посчитай-ка». На дорожке, в разных клетках расположены цифры от одного до пяти. Взрослый говорит: «Посчитай сколько роз». Ребенок, прыгая двумя ногами по клеткам, с расположенными цифрами, называет количество предметов. Например, 1 Роза, 2 Розы и т.д. Таким образом, можно автоматизировать, к примеру звук Р и отрабатывать согласование числительных с существительными.
Упражнение «Хозяюшка». На дорожке в разных клетках расположены картинки с предметом, в названии которого присутствует проблемный звук. Предварительно, перед началом прыжков по дорожке, ребенку проговаривается предложение, в которое он будет вставлять название предметов изображенных на картинке. Например, У Иры вкусное мороженное.
«Один - много». Ребенок прыгает по дорожке, поочередно одной ногой в одну клетку, двумя ногами в две клетки. При прыжке одной ногой проговаривает слово с проблемным звуком в единственном числе. При прыжке двумя ногами - соответственно во множественном числе. Например, рыба - рыбы.
«Что где лежит». На дорожке расположены различные предметы, (по одному в каждой клеточке), например, фрукты и овощи. Ребенок, стоя перед дорожкой, называет предмет расположенный, справа, слева или между какими-то предметами.
«Рифмовки». Ребенок должен прыгать либо только в клетки, либо только на полоски. Проговариваем чистоговорки, например: Ру-ру-ру – скачет в поле кенгуру.
«Умные дорожки» являются универсальным пособием, так как могут быть использованы специалистами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»
Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагогас детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальнойнедостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с исп...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»
В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...
Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра
Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания,...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе
особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...
Консультация «Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию речевой деятельности воспитанников»
Совместная деятельность учителя -логопеда и родителейпо развитию речи....