проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»
проект по логопедии (старшая группа)
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.
По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы разработанной в учении А.Н . Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_neyro_igry_-_ira.docx | 43.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ № 7 «Ромашка»
Программа профессионального саморазвития
Тема
«Нейропсихологические методы и приемы
в практической работе учителя - логопеда»
На 2023– 2024 уч. года
Выполнила
Учитель –логопед
Дроздова Ирина Викторовна
Должность: учитель - логопед
Квалификационная категория: первая
Стаж педагогической работы: 33 года
Возраст детей: 4 - 6лет
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Ожидаемые результаты
- Цель работы
- Задачи
- Формы работы
- Форма отчётности
- Этапы работы
- Источники саморазвития
- План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
- Приложения
Конспекты НОД
Консультации
Фрагменты взаимодействия с родителями
Фотоматериал (РППС группы для развития речи)
Дата начала работы над темой 1 сентября 2022г.
Предполагаемая дата окончания работы 30 мая 2024 г
Пояснительная записка
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.
По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой системы разработанной в учении А.Н . Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой
Актуальность
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
- желание улучшить образовательный процесс;
- повышение эффективности логопедических занятий.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме.
- Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
- Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
- Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
- Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
- Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
- Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
- Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Формы работы:
- совместная деятельность учителя - логопеда с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Форма отчётности:
Консультации для педагогов по теме
Консультации для родителей по теме
Анкетирование родителей по теме
Картотеки по теме:
« Кинеозологические сказки»;
«Нейропсихологических игры и упражнения.
Выставка работ детей и педагогов по теме
Источники саморазвития:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиа-информация;
семинары – практикумы, конференции;
дистанционные курсы повышения квалификации.
Этапы работы
этапы реализации | виды деятельности |
I этап информационный Цель: планирование работы по теме самообразования | Подбор и изучение психолого – педагогической и методической литературы , интернет ресурсов , передового педагогического опыта Изучение инновационных нейропсихологических технологий |
II этап практический Цель: практическое применение знаний, умений, навыков | Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития. Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми. Составление перспективного плана занятий с детьми с учётом современных нейропсихологических технологий. Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий. Реконструкция предметно развивающей среды Обновление мини сайта по теме |
III этап Заключительный Цель: подведение итогов работы | Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования Обобщение и трансляция опыта (демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.) Выступление в рамках заседания РМО «Нейропсихологические методы и приемы в в практической работе учителя-логопеда» Оформление результатов работы по теме самообразования (анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе) |
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
2022 -2024 г.
Название | Содержание работы | Сроки реализации | Практический выход (результат) |
Методический блок | Вебинар на платформе | октябрь 2022г. | Сертификат от |
Организация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований | ноябрь 2022г. | Создание активной коррекционно-развивающей среды за счёт приобретения кинезиологического оборудования: межполушарные доски, «умные мячики», мешочки с песком, , полусферы массажно-балансировочные, подушка балансировочная | |
Прохождение онлайн-курса «Нейропсихоло-гический подход в организации коррекционной работы педагога» | январь2023 | Сертификат (36 часов) | |
Составление перспективного плана по внедрению кинезиологических упражнений. | 2023 -2024 | Создание картотеки: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений» | |
Работа с детьми | Нейропсихологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития. | 2022 -2023 | Анализ показателей уровня развития детей |
Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии | 2023-2024 | Конспекты занятий с применением современных технологий Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений | |
Работа с родителями | Проведение родительских собраний (1 полугодие и 2 полугодие) | 2022 -2023. | Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Тема собрания: «Образовательная кинезиология» |
Разработка памяток и буклетов для родителей | 2022 -2024 | Картотека дыхательных упражнений Папки передвижки : «Нейропсихологические игры – это просто и весело» «Нейропсихологические игры в повседневной жизни» | |
Оформление информационного материала в уголке учителя -логопеда | 2022 -2024 | Консультация: «Двуручное письмо» Консультация: «Что такое нейропсихологические игры?» Консультация: Кинезиологические упражнения с детьми дома» Консультация: «Польза нейропсихологический упражнений с детьми дома» Консультация : «Дыхательная гимнастика» Консультация «Учимся расслабляться»
Консультация: «Как связаны наши глазки, язычек и мозг» | |
Провести мастер класс для родителей: «Зарядка для ума и тела» | май 2023 | «Зарядка для ума и тела как инновационная технология в логопедической работе» | |
Работа с педагогами | Проведение мастер класса, консультаций Показ презентации Семинар–практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста» | 2023 -2024 2023 | Консультации : «Что такое нейроигры?» «Кинезиологическая гимнастика» «Современные методы воздействия на психические процессы» «Биоэнергопластика» Презентация : «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя – логопеда» |
Календарно –тематическое планирование работы с детьми с учетом современных нейропсихологических технологий
На 2022 -2023г.
на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Месяц | Содержание работы с детьми | Оборудование |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». -Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34 Изготовление пособия «Нейрокарточ- ки» |
Ноябрь |
Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». - Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Изготовление пособия «Говорящие ручки». |
Декабрь |
Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты» |
январь | Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Змейки» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». |
февраль | Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). Изготовление пособия «Нейротаблич- ки» (говорим- дышим-показы- ваем) |
март | Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). Изготовление пособия «Мнемокарточ- ки с нейроритма- ми» |
апрель | Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». - Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» |
Источники информации:
- Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
- Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
- Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
- Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда
Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...
Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович. «Метод замещающего онтогенеза» основывает...
Учение с увлечением. Нейропсихологические приёмы в работе учителя-логопеда
Практикум для "Учение с увлечением" направлен на ознакомление родителей воспитанников подготовительных групп с такими науками как кинезиология и нейропсихология, а также с практическим...
Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...
Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»
Использование нейропсихологических приемов как средство решения коррекционно-развивающих задач....
Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда"
Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда" предназначена для учителей-логопедов , студентов, воспитателей ....