Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)
Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную струю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dyhaniya_dlya_tnr.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная система - один из
структурных компонентов просодической стороны речи
у дошкольников с ТНР
(из опыта работы)
На протяжении своей работы учителя – логопеда, я начинаю коррекционно - развивающие занятия с дыхательной гимнастики, использую их в подгрупповых, индивидуальных занятиях, на физминутках, а так же на логоритмике. Чем больше я работаю, тем больше я убеждаюсь в том, что дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, значительно облегчают и ускоряют процесс звукопостановки, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают и способствуют концентрации внимания. При использовании дыхательных упражнений увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия воспитанников с нарушение речи.
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Дыхательная функция у детей формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью. Однако, у большинства детей имеющих дизартрию, отмечаются различные расстройства физиологического и речевого дыхания. С целью выработки у данных детей правильного речевого дыхания необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по его развитию.
Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии воспитанников.
Современная педагогика позволяет нам использовать и совершенствовать различные методики работы над дыханием, голосом и другими компонентами просодической стороны речи. Это позволяет нам найти более верный путь и доступный путь к освоению правильного речевого дыхания, к умению самостоятельно усовершенствовать работу мышц речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, добиваться простыми упражнениями естественной саморегуляции и координации дыхания и голоса.
Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение, при котором происходит расслабление наибольшего количества мышц, снимаются ненужные зажимы в области шеи, плеч, спины. Эти упражнения способствуют включению в процесс дыхания и речеобразования нижнебрюшных и поясничных мышц, участвующих в речевом процессе, и формированию диафрагмального типа дыхания.
Упражнения в положении стоя и сидя – наклон, полунаклон, движения рук вверх – освобождают от напряжения мышц шеи, плеч, верхней части грудной клетки и – опосредованно – внутриглоточной маскулатуры. Кроме того, при полунаклоне и наклоне снимается верхнее, ключичное дыхание. При приседании вдох рефлекторно производится в нижних отделах легких.
Выдох на вставании изположении «приседания» помогает задействовать в процессе дыхания и речеобразования мышцы брюшного пресса и поясничной мышцы.
Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания
Обучаю детей приемам специальной дыхательной гимнастики, навыкам «быстрого вдоха» - короткого и резкого - через нос и плавного и длительного выдоха через рот, тренирую силу выдоха. Необходимо научить детей «затаивать и прятать» дыхание. Данная система, при которой осуществляется «быстрый вдох» через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке. Необходимо в упражнения активно включать работу всех частей тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Развитие фонационного речевого выдоха.
Целью работы на этом этапе является развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а ровный, спокойный и длительный выдох, а так же на звучание голоса в процессе выдоха. Особенностью работы является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной правильной речи.
Игровые упражнения для развития груднобрюшного
(диафрагмального типа дыхания)
- «Ноздри»И.п. - стоя,прижать правую ноздрю большим пальцем, вдох левой ноздрей, прижать левую ноздрю мизинцем, 2 – 4 шумных вдоха правой ноздрей.
- «Дыхание йоги» И.п. – стоя, пальцы слегка прижали ноздри, сделать 2 – 4 шумныхвдоха, резко развести руки в сторону, плавный выдох
- «Силач»И.п. – стоя, кулачки вверх над головой, резкий шумный вдох, пальцы вниз, выдох.
- «Поясок»И.п. – стоя, кулачки на пояс, резкий шумный вдох, пальцы резко вниз, выдох.
- «Аист»И.п. стоя, резкие полунаклоны туловища вперед, руки немного в сторону от туловища, вдох носом, выпрямились И.п., плавный выдох, руки опустить.
- «Совушки» И.п. – стоя, резкие повороты головы к правому плечу, шумный 1-3 шумных вдоха носом, голову прямо плавный незаметный выдох, затем поворот к левому плечу.
- «Ушки» И.п. - стоя, наклоны головы к правому плечу, шумный вдох носом, И.п., голову прямо незаметный выдох, затем наклон головы к левому плечу.
- «Кошка»И.п. – стоя, поворот туловища в одну сторону, пальцы в виде коготков, 1-3 шумных вдоха носом, поворот туловища и коготков в другую сторону, выдох плавный, незаметный.
Развитие фонационного речевого выдоха.
Дыхательные безречевые игры с предметами:
- «Бабочки, снежинки, птички, листочки, цветочки, пушинки и т.д.»
- «Вертушки»
- «Птички», «Дудочки», «Свистульки», «Свистки», «Пушинки» (выдыхаем медленно и плавно, не надувая щек)
- «Перышки» (Перышки лежат на ладони. Набрав воздух через нос, дуем на перышки, стараясь как можно дольше удержать их в полете)
- «Футбол», «Баскетбол» (ватный шарик, пенопластовый, футбольный, теннисные мячи)
- «Ворота» (машинка)
- «Шлагбаум» (карандаш с гранями)
- «Баскетбол»
- «Фокус» (с ватным шариком)
- «Я на солнышке лежу» (Сделать вдох, задержать дыхание, а потом спокойно выдохнули через слегка открытый рот.Выдыхаем медленно, плавно, без толчков.)
- «Подуем на свечку» (вдох носом, задержим дыхание и медленно, плавно дуем)
- «Счет» (На выдохе считаем столько, сколько получится.Следим за ровным выдохом, постепенно увеличивая счет и время выдоха)
- «Надуй шарик» (Не надуваящек, глубоко вдохнуть через нос воздух и выдохнуть с силой)
Дыхательные упражнения без предметов
Пропевание гласных звуков и слогов: 1) с разной интонацией 2) с движением
3) с речевым сопровождением
- А, У, И, Э, Ы,
- АУУУУ, УАААА, ИЭЭЭЭ, УОООО, УЫЫЫЫ, АОИИИ, УАЫЫЫ…
- «Мы в лес пойдем»
Мы в лес пойдем (Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ayууу! Ayууу! ». (Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул: (Имитация лука в руке)
«Ээээх! Удивлю сейчас я всех!». (Взмах рукой)
Натянул потуже лук, (Имитация лука в напряженной руке)
Да стрела застряла вдруг! (Обхватить голову руками)
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
- Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
- Чтение стихотворений с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина... (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом)
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (Очень громко)
- «Дровосек» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок над головой, резкий наклон туловища к вниз, протягивание гласного звука УУУУХ, руки вниз.
- «Бом» - барабанят по коленочкам кулачками, Бом! - Бом!!!, !!!, !!! (с разным ритмом, интонацией, силой голоса)
- «Греем ручки» – ХХХХ, вдох носом, выдох теплым воздухом в ладоши.
- «Ехидно посмеемся» ХА – ХА – ХА, !!, !!!, !!!, (с разным ритмом, интонацией, силой голоса)
- «Кошка злится» Ф, Ф, Ф, ФФФФФ
- «Каша кипит» - ПФФФФ,
- «Подуем в пузырек» СССС
- «Водичка льется» – ССССС,
- «Комар пищит» – вдох носом,близкоЗЗЗ удаляется - тише ззз, затем приближается громче ЗЗЗЗ.
- «Гусь шипит» - рука согнута в локте, пальцы в кисти плотно прижаты друг к другу, пальцы открываются и закрываются, имитируя клюв, вдох носом, на выдохе -Ш – Ш – Ш
- «Змея шипит» - ШШШ
- «Шину накачиваем» – ШШШШШ (Руки в кулачках перед грудью, вдох через нос, наклон вперед, прямые руки вытянуть к полу, выдох через рот ШШШ)
- Мы подуем далеко: С-С-С,
Мы подуем близко: С-С-С,
Мы подуем высоко: С-С-С
Мы подуем низко: С-С-С.(Движения по тексту)
- «Колокольчик» Дын, Дын…
- «Дятел» Ддд, Ддд…
- «Едем на мотоцикле» РРУРРУ…
- Заводим мотоцикл» ДРЫНЬ, ДРЫНЬ…
- - произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...
ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...
Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями
В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....
Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики
В данной работе рассматривается проблема развития просодического компанента у детей с заиканием....
- Мне нравится (1)