Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ларенкова Елена Николаевна

Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную струю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dyhaniya_dlya_tnr.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная система  - один из

структурных компонентов просодической стороны речи

у дошкольников с ТНР

(из опыта работы)

На протяжении  своей работы учителя – логопеда, я начинаю коррекционно - развивающие занятия с дыхательной гимнастики, использую их в подгрупповых, индивидуальных занятиях,  на физминутках, а так же на логоритмике. Чем больше я работаю, тем больше я убеждаюсь в том, что дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, значительно облегчают и ускоряют процесс звукопостановки, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность,  успокаивают и способствуют концентрации внимания. При использовании дыхательных упражнений   увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается  кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия воспитанников с нарушение речи.  

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхательная функция у детей формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью. Однако, у большинства детей имеющих дизартрию, отмечаются различные  расстройства физиологического и речевого дыхания. С целью выработки у данных детей правильного речевого дыхания необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по его развитию.

Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии воспитанников.

Современная педагогика позволяет нам использовать и совершенствовать  различные методики работы над дыханием, голосом и другими компонентами просодической стороны речи. Это позволяет  нам найти более верный путь и доступный путь к освоению правильного речевого дыхания, к умению самостоятельно усовершенствовать работу мышц речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, добиваться простыми упражнениями естественной саморегуляции и координации дыхания и голоса.

Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение, при котором происходит расслабление наибольшего количества мышц, снимаются ненужные зажимы в области шеи, плеч, спины. Эти упражнения способствуют включению в процесс дыхания и речеобразования нижнебрюшных и поясничных мышц, участвующих в речевом процессе, и формированию диафрагмального типа дыхания.

Упражнения в положении стоя и сидя – наклон, полунаклон, движения рук вверх – освобождают от напряжения мышц шеи, плеч, верхней части грудной клетки и – опосредованно – внутриглоточной маскулатуры. Кроме того, при полунаклоне и наклоне снимается верхнее, ключичное дыхание. При приседании вдох рефлекторно производится в нижних отделах легких.

Выдох на вставании изположении «приседания» помогает задействовать в процессе дыхания и речеобразования мышцы брюшного пресса и поясничной мышцы.

         Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания

Обучаю детей приемам специальной дыхательной гимнастики, навыкам «быстрого вдоха» - короткого и резкого - через нос и плавного и длительного выдоха через рот, тренирую силу выдоха. Необходимо научить детей «затаивать и прятать» дыхание. Данная система, при которой осуществляется «быстрый вдох» через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке. Необходимо в упражнения активно включать работу всех частей тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

 Развитие фонационного речевого  выдоха.

Целью работы на этом этапе является развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а  ровный, спокойный и длительный выдох, а так же на звучание голоса в процессе выдоха. Особенностью работы является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной правильной речи.

Игровые упражнения для развития груднобрюшного

(диафрагмального типа дыхания)

  • «Ноздри»И.п. - стоя,прижать правую ноздрю большим пальцем, вдох левой ноздрей, прижать левую ноздрю мизинцем, 2 – 4 шумных вдоха правой ноздрей.
  • «Дыхание йоги» И.п. – стоя,  пальцы слегка прижали ноздри, сделать 2 – 4 шумныхвдоха, резко развести руки в сторону, плавный выдох
  • «Силач»И.п. – стоя, кулачки вверх над головой, резкий шумный вдох, пальцы вниз, выдох.
  • «Поясок»И.п. – стоя, кулачки на пояс, резкий шумный вдох, пальцы резко вниз, выдох.
  • «Аист»И.п. стоя,  резкие полунаклоны туловища вперед, руки немного в сторону от туловища,  вдох носом, выпрямились И.п., плавный выдох, руки опустить.
  • «Совушки» И.п. – стоя,  резкие повороты головы к правому плечу, шумный 1-3 шумных вдоха носом, голову прямо плавный незаметный выдох, затем поворот к левому плечу.
  • «Ушки» И.п. - стоя, наклоны головы к правому плечу, шумный вдох носом, И.п., голову прямо незаметный выдох, затем  наклон головы к левому плечу.
  • «Кошка»И.п. – стоя, поворот туловища в одну сторону, пальцы в виде коготков, 1-3 шумных вдоха носом, поворот туловища и коготков в другую сторону, выдох плавный, незаметный.

Развитие фонационного речевого  выдоха.

Дыхательные безречевые игры с предметами:

  • «Бабочки, снежинки, птички, листочки, цветочки, пушинки и т.д.»
  • «Вертушки»
  • «Птички»,  «Дудочки», «Свистульки», «Свистки», «Пушинки» (выдыхаем медленно и плавно, не надувая щек)
  • «Перышки» (Перышки лежат на ладони. Набрав воздух через нос, дуем на перышки, стараясь как можно дольше удержать их в полете)
  • «Футбол», «Баскетбол» (ватный шарик, пенопластовый, футбольный, теннисные мячи)
  • «Ворота» (машинка)
  • «Шлагбаум» (карандаш с гранями)
  • «Баскетбол»
  • «Фокус» (с ватным шариком)
  • «Я на солнышке лежу» (Сделать вдох, задержать дыхание, а потом спокойно выдохнули через слегка открытый рот.Выдыхаем медленно, плавно, без толчков.)
  • «Подуем на свечку» (вдох носом, задержим дыхание и медленно, плавно дуем)
  • «Счет» (На выдохе считаем столько, сколько получится.Следим за ровным выдохом, постепенно увеличивая счет и время выдоха)
  • «Надуй шарик» (Не надуваящек, глубоко вдохнуть через нос воздух и выдохнуть с силой)

Дыхательные упражнения без предметов

       Пропевание гласных звуков и слогов: 1) с разной интонацией 2) с движением

      3) с речевым сопровождением

  • А, У, И, Э, Ы,
  • АУУУУ, УАААА, ИЭЭЭЭ, УОООО, УЫЫЫЫ, АОИИИ, УАЫЫЫ…
  • «Мы в лес пойдем»

     Мы в лес пойдем                                    (Дети поднимают руки в стороны и вверх)
   Детей позовем: «Ayууу! Ayууу! ».        
(Делают руки рупором)
   Взял я лук и крикнул:                            
(Имитация лука в руке)
   «Ээээх! Удивлю сейчас я всех!».            (
Взмах рукой)
   Натянул потуже лук,                              
(Имитация лука в напряженной руке)
    Да стрела застряла вдруг!                      
(Обхватить голову  руками)
    И вокруг сказали все:
    « Э__ э__ э__ э ».

  • Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».

Рано-рано поутру

Пастушок: « Туру-ру-ру!».

А коровы вслед ему

Замычали: «Му-мууу».

  • Чтение стихотворений с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина...                           (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она.                  (
Шепотом)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь?     (Голосом разговорной громкости).
    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
    Наверно, сейчас барабанить он станет.
    Уже барабанит. Уже барабанит
!                      (Очень громко)

  • «Дровосек»  И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок над головой, резкий наклон туловища к вниз,  протягивание гласного звука УУУУХ, руки вниз.
  • «Бом» - барабанят по коленочкам кулачками, Бом! -  Бом!!!, !!!, !!! (с разным ритмом, интонацией, силой голоса)
  • «Греем ручки» – ХХХХ, вдох носом, выдох теплым воздухом в ладоши.
  • «Ехидно посмеемся» ХА – ХА – ХА, !!, !!!, !!!, (с разным ритмом, интонацией, силой голоса)
  • «Кошка злится» Ф, Ф, Ф, ФФФФФ
  • «Каша кипит» - ПФФФФ,
  • «Подуем в пузырек» СССС
  • «Водичка льется» – ССССС,
  • «Комар пищит» –  вдох носом,близкоЗЗЗ удаляется -  тише ззз, затем приближается громче   ЗЗЗЗ.
  • «Гусь шипит» - рука согнута в локте, пальцы в кисти плотно прижаты друг к другу, пальцы открываются и закрываются, имитируя клюв,  вдох носом, на выдохе -Ш – Ш – Ш
  • «Змея шипит» - ШШШ
  • «Шину накачиваем» – ШШШШШ (Руки в кулачках перед грудью, вдох через нос, наклон вперед, прямые руки вытянуть к полу, выдох через рот ШШШ)
  • Мы подуем далеко: С-С-С,

Мы подуем близко: С-С-С,

Мы подуем высоко: С-С-С

Мы подуем низко: С-С-С.(Движения по тексту)

  • «Колокольчик» Дын, Дын…
  • «Дятел» Ддд, Ддд…
  •  «Едем на мотоцикле» РРУРРУ…
  • Заводим мотоцикл» ДРЫНЬ, ДРЫНЬ…
  • - произнесение слогов на одном выдохе;
    - произнесение слов на одном выдохе;
    - произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
    - чтение стихотворений;

- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики

В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компанента у детей с заиканием....