Тема: «Страна Игралия» Интеграция образовательных областей: Коммуникация: «Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш». Физическая культура.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ИЛЬЕНКО ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.02.13.doc (847 КБ)847 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Страна Игралия»

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация:

«Формирование просодической стороны речи у дошкольников. Дифференциация звуков С–Ш».

Физическая культура.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;

активизировать словарный запас по теме «Спортивный инвентарь»;

упражнять в образовании относительных прилагательных  от существительных,

учить употреблять в речи детей предлоги между, над, под, около.

упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять детей в составлении сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

Развивающие:

Развивать  общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать дыхание, координацию речи с движениями;

Упражнять детей самостоятельно воспроизводить ритм серии простых ударов с опорой на зрительное восприятие;

Упражнять в составлении рассказа по схеме об игрушке;

Дифференцировать типы интонации во  фразах;

Упражнять  в воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале стихотворения (грустно, весело).

Воспитательные:

Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

Оборудование:  пиктограммы, схемы, карточки для каждого ребенка, картинки, экран, диапроектор, ручки – красная, зеленая, игрушки, корзины для игрушек.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ребята, а вы любите играть?

У меня к вам предложение, давайте отправимся в страну «Игралию».

Но перед дорожкой давайте сил наберемся и сделаем «Речевой фитнес»

2. Речевой фитнес. 

 «Речевой фитнес»

Смотрите на экран и выполняйте упражнения:

1 слайд: Лягушка  - Хоботок

2 слайд: Чистим зубки – Вкусное варенье

3 слайд: Чашечка - Лошадка

4 слайд. (появляется конверт)

Замечательно, ой,  к нам пришло письмо, давайте его прочитаем….

5 слайд: «Здравствуйте ребята, к вам обращается фея из страны Игралии. У маленьких спортсменов: девочки Шуры и мальчика Савы пропал спортивный инвентарь в названиях,  которых есть звуки С  и Ш, малыши просят вас найти спортивные принадлежности. Ждем вашей помощи. До свидания».

Ребята, вы готовы помочь Саве и Шуре? А как вы думаете, на каком транспорте мы отправимся в поездку? Выбирайте транспорт со звуками С и Ш (автобус, машина, такси, шар, самолет)

6 слайд:  Мы поедем на автобусе, но надо шины подкачать.

7 слайд: Насосы быстро в руки взяли И туго шины накачали: Ш – Ш – Ш.

Сели в автобус.

Мы в автобусе сидим

И на ручеёк глядим.

Тихо ручеёк звенит,

Он нам с вами говорит: с-с-с.

3. Артикуляция звуков.

Дорога дальняя и полна разными заданиями, будьте внимательны!!!

Давайте вспомним, как зовут наших малышей?

Скажите ребята, какой первый звук в слове Саве?

Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу)

В каком положении губы? (заборчик в улыбке )

Какой воздух выходит изо рта? (холодный)

Дайте характеристику этому звуку. А, что ещё, вы можете сказать об этом звуке?

8  слайд: Звук С – согласный, глухой, парный, свистящий, твердый.

Назовите первый звук в имени Шура?

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху)

В каком положении губы? (заборчик в улыбке )

Какой воздух выходит изо рта? (теплый)

9 слайд: Дайте характеристику этому звуку.

Звук Ш – согласный, глухой, шипящий, твердый.

4. Первая остановка: «Спой - ка»

10 слайд:  «Ритмическая песенка Собачки»

Пропой песенку со слогом СА. Дети поют слог СА в соответствии с ритмическим рисунком.

Индивидуально прохлопывают. Вот и первая пропажа - …1. клюшка и шайба

5. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук С -  опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком Ш – поднимайте вверх.

 (Показываю картинки) Смотрите на экран и  называйте, что вы видите.  

11 слайд:  Самокат – штанга

12 слайд: клюшка – кольцеброс

13 слайд: шахматы – скакалка

14 слайд: санки – шайба

15 слайд: 6. Следующая остановка: «Покупай – кА. Магазин»

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Вы можете купить один спортивный инвентарь со звуком С или со звуком Ш. Я продавец, а вы покупатели. Обратитесь к продавцу, какую игрушку вы хотели бы купить и сообщите, где находиться игрушка.

Я хочу купить  самокат , он стоит под  клюшкой.

16 слайд:

кольцеброс

штанга

скакалка

клюшка

мяч

шахматы

самокат

шайба

санки

Скажите о своих покупках гостям и почему вы решили  купить именно эту игрушку.

Я купила мишку, потому что он хлопает в ладоши и поет песенки»).

7.  Игра:  «Назови, какая? (из чего сделана?)»

Вы купили игрушки, я скажу вам,   из чего  сделана ваша игрушка, а вы мне ответите, какая  она.

Если самокат из железа, то он, будет какой? И т.д.

кольцеброс

штанга

скакалка

клюшка

мяч

шахматы

самокат

шайба

санки

Вот ещё  игрушка…2. шашки

 - Отправляемся в путь.

17 слайд: 8. Физкультминутка.  Машина

С – С – С, С – С – С,              Размахивают руками вперёд, назад.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш - Ш,   Машут руками над головой.

Би-би-би – гудит машина.  Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук – мотор стучит.        Топают ногами.

«Едем, едем, едем, едем», -                    «Рулят».

Он так громко говорит.                Хлопают.

С – С – С, С – С – С,              Размахивают руками вперёд, назад.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш - Ш,   Машут руками над головой.

Шины трутся о дорогу.                  Потирают ладонями рук друг о друга.

Шу-шу-шу – они шуршат.          Топают ногами.

Быстро крутятся колёса          Делают «вертушку» руками перед грудью.

Са-са-са – вперёд спешат.          Хлопают.

18слайд: 9. Остановка «Расскажи - ка».

19 слайд:     Всё лето стояли
                Зимы ожидали.
                Дождались поры –
                Помчались с горы.
(Санки)

20 слайд:    

Вот  игрушка -…3. скакалка.

Отправляемся дальше. Давайте поиграем в игру: «Слушай внимательно и подними знак»

10. Игра: «Слушай внимательно и подними знак»

Я произношу предложения, а  поднимет только тот карточку, которая соответствует данной фразе  и  моей интонации.

Ах, какая красивая клюшка!

Ты  любишь играть в снежки?

Дети катаются на санках.

Ой, как холодно!

Я выполнил упражнение с бусами.

Кто к нам пришел?

С какой интонацией я произнесла, эту фразу, почему вы так решили?

21 слайд: 11. Последняя остановка «Угадай-ка ».  

На столах у вас фото детских игрушек, распределите их так, чтобы для Сава были – игрушки со звуком С в названиях, а для Шуры со звуком Ш.  

Соедините красной ниточкой все игрушки для Шуры со звуком Ш в названиях, а для Сава со звуком С -  зеленой ниточкой.

Индивидуальная работа за столом.

Дети, назовите какие игрушки у Сава?

А, какие игрушки у Шуры?

22 слайд: 

Шура

кольцеброс

санки

скакалка

клюшка

санки

шайба

шахматы

штанга

Савелий

Вот  находка  -…4. кольцеброс

Вот и закончилось наше путешествие,  осталось разложить игрушки по корзинам с буквами для Савы и для Шуры.

12. Итог занятия. 

Спасибо вы помогли Саве и Шуре.

23 слайд: Когда дети потеряли игрушки, какое у них было настроение?

А когда они получат свои игрушки, какое у них будет  настроение?

24 слайд: Первое предложение произнесите, так как показано на пиктограмме:

Раз – два – три – малышам спортивный инвентарь отошли.

25 слайд: Второе предложение произнесите соответствующей пиктограмме:

Раз – два – три – детей смешинкой одари!

- Давайте вспомним,  какие звуки чаще всего встречались нам? С – Ш.

Вот мы и выполнили просьбу малышей, а чтобы вы всегда помнили, как правильно произносить звуки С и Ш, я дарю вам смешинки - памятки.

26 слайд: Если язычок внизу мы произносим С, а если вверху – то Ш.

27 слайд: Поздравляем всех гостей с днем святого Валентина, а ребята подарите валентинки всем присутствующим!!!                       До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"

В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.

В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....