Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики
статья по логопедии (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компанента у детей с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-melnikova.doc (35 КБ)35 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики

       

Аннотация: В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компонента у детей с заиканием. Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, вовремя  воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Ключевые слова: речь, просодическая сторона речи, заикание, логоритмика, коррекционно – развивающая работа.

Большое значение для восприятия речи окружающими имеет ее просодическая сторона. Роль просодической стороны речи чрезвычайно важна, поскольку, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Просодическая сторона речи состоит из таких компонентов как интонация, сила и высота голоса, темп, ритм, тембр, логическое ударение, которые определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку. Просодические компоненты речи воспринимаются и воспроизводятся ребенком значительно раньше, чем начинает формироваться словесная речь, и на ранних этапах развития выступают главными средствами коммуникации. Процесс становления просодических элементов заканчивается в период формирования устной речи.

Работа по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников проводилась в ходе реализации различных видов деятельности детей в детском саду, на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.

Для успешного решения поставленных задач нами были определены  направления коррекционно-педагогической деятельности.

Система коррекционной работы включала три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Спецификой работы на подготовительном этапе было то, что все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое. Дети последовательно воспроизводили без заикания слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты в ритмических упражнениях  сочетанием с движением, хлопки, притопы, шагистика, отстукивания, работа с мячом, передавали ритмический рисунок с заданных слов.

На втором этапе Дети учились, осознано воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок речи. На этом этапе осуществляется переход к самостоятельной речи.  Постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, свободному высказыванию и включает в себя формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. Предусматривались рассказы детей, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию.

После того как ребенок приобрел навык правильной речи, переходим  на заключительный этап. Идет закрепление навыков свободной связной речи. Работа осуществлялась в театрализованной деятельности в творческих и сюжетно- ролевых играх. Театрализованные представления служат связующим звеном для правильного перехода из игровых условий в привычные и повседневные. Осуществляется  навык  формирования у ребенка социально- личностных качеств. Определяется правильное взаимодействие и взаимопонимание с окружающими.

Для устранения выявленных нарушений была разработана система упражнений по развитию просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями, способствующая развитию связной речи, устранению монотонности, нерасчленности речи, нечеткости дикции, замедленного темпа.

Предложенная нами система логопедической работы по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики оказалась эффективной. После ее проведения был выявлен устойчивый прирост всех анализируемых показателей. Существенно выросла сформированность уровня просодической стороны речи: отсутствует уровень ниже среднего, появился высокий уровень. Также выявлен устойчивый прирост показателей развития каждого из компонентов просодической стороны речи. Наиболее эффективной предложенная система логопедической работы оказалась в плане улучшения восприятия тембра значительный прирост обнаружен в развитии восприятия ритма, восприятия и воспроизведения логического ударения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2003. – 27 с.
  2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей.  – М.: АСТ:  Астрель; Владимир: ВКТ,  2009. – 222, [2] c.
  3. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974. - №7. – С. 82-85.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.

                                                                                        © Мельникова Н.С.    2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)

Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного  материала м...

Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам....

Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР

Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...

Буклет для родителей "Развитие просодической стороны речи у дошкольников"

Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на...