Основные компоненты просодической стороны речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области
Основные компоненты просодической стороны речи.
Подготовила учитель-логопед:
Терехова Виктория Александровна
Дыхательная гимнастика:
1. Ходьба.
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках,
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).
2. «Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой).
3. «Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
4. «Насос».
Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг…
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой).
5. «Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой).
6. «Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).
Работа над голосом (интонация, тембр):
- «Пришла зима»,
- «Пошёл снег»,
- «Идёт весна»,
- «Пришла весна»,
- «Травка зеленеет»,
- «Прилетели птицы»,
- «Скоро лето»
Произносить фразы так, чтобы ребята поняли, с какой интонацией говорит собеседник: радостно, удивлённо, печально, опаски.
Работа над голосом (темп, дикция, тембр):
***
Алеша Ульяне сигнал подает,
Ульяна услышит – Алешу найдет.
***
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
***
Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.
***
Играл Илюшка с Игорьком,
Скатился с горки кувырком.
***
Около Ольги Ольга охала.
***
Укусила кису муха и болит у кисы ухо.
***
Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.
Произносить скороговорки сначала в медленном темпе – тихо, ускоряя темп – в среднем тембре, быстро – громко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент
Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях
В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики...
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).
У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сил...
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).
Педагоги группы работают с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением дизартрии. В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речево...
Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР
Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...