ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   

индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием, на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Ледовских Елена Алексеевна

                                                                                                                         Логопед

                                                                                                       МОУ «СОШ»РЦО»

                                                                                       ДОУ Вагановское отделение

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ    ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать    

индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием, на логопедических занятиях.

Для решения поставленной цели были определены ряд задач:

  1. провести констатирующее исследование для определения состояния компонентов просодики у исследуемых детей;
  2. на основании полученных данных и анализа методической литературы разработать программу формирующего эксперимента, направленную на формирование просодической стороны речи у старших дошкольников с использованием индивидуально-ориентированных упражнений;
  3. провести контрольное исследование с целью определения динамики формирования просодической стороны речи у детей участвующих в эксперименте.

     Изучением данного вопроса занимались такие логопеды как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.

По данным ряда авторов у детей с общим недоразвитием речи речь монотонная, невыразительная, затруднена передача основных видов интонации в воспроизведении различных интонационных структур и в их слуховом восприятии и различении.

      По этой причине использование индивидуально-ориентированных упражнений может быть эффективным при работе с детьми данной группы.

Для проведения констатирующего исследования нами была отобрана серия заданий на исследование просодической стороны речи из « Коррекционно-логопедической работы по преодолению стёртой дизартрии у детей» Е.Ф. Архиповой, адаптированной для детей дошкольного возраста.  Оценка заданий осуществлялось по бальной системе и определением уровня сформированности просодической стороны речи. Баллы полученные за выполнение всех заданий суммируются. Это позволило нам оценить динамику развития просодической стороны речи после проведенной коррекционной работы.

      В педагогическом констатирующем эксперименте принимали участие двое детей старшего дошкольного возраста, имеющие диагноз – общее недоразвитие речи III уровня. Для проведения исследования предлагались задания , которые были поделены на 4 блока:  1 блок – ритм, 2 блок – интонация, 3 блок –голос (сила, высота, тембр), 4 блок – дыхание (речевое и фонационное).

       Анализ полученных данных позволил выявить качественные особенности просодической стороны речи  у исследуемой группы детей.

       При выполнении  заданий у детей  возникали трудности в  выполнении инструкций. Допускались ошибки при определении ритма, в определении типов интонации , в соотнесении звуков и звукоподражаний с предметными и сюжетными картинками с изображением транспорта, расположенных близко и далеко. При выполнении заданий на дыхание у детей отмечалась недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, а также снижен объем и сила выдоха. У детей замечена несформированность фонационного дыхания, ограниченный объем речевого дыхания. Детям оказывалась помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов.При выполнении заданий отмечалась   низкая степень самостоятельной речевой активности.

         Выявленные трудности учитывались при планировании коррекционной работы направленной на формирование просодической стороны речи посредством использования индивидуально- ориентированных упражнений. Программа формирующего эксперимента рассчитана на 10 фронтальных занятий. Периодичность проведения два раза в неделю. За основу была взята программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Л. В. Нищевой. В качестве развития компонентов просодической стороны речи предлагаются игры и упражнения на развитие силы голоса, высоты голоса, тембра голоса, темпа речи, ритма речи, интонации. Игры и упражнения  просты и доступны детям. На первых занятиях детям предлагалась отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом. В последующем на занятиях дети учатся управлять интонацией, развивать силу голоса, высоту голоса, тембр голоса. На логопедических занятиях применяются индивидуально- ориентированные упражнения.

     Анализ результатов диагностики, проведенной после эксперимента показал, что у детей отмечается положительная динамика при  развитии тембра голоса и интонационной выразительности.Повысилась самостоятельность выполнения заданий.

     Использование индивидуально-ориентированных упражнений для нормализации просодической стороны речи на логопедических занятиях  благоприятно сказалось на развитии просодической стороны  речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. При работе по выявлению ошибок ритмического рисунка с использованием музыкальных инструментов, ребята проявляли интерес и активность

Дальнейшую коррекционную работу необходимо направить на коррекцию темпа речи и речевого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи

Практическая значимость коррекционной работы : Заключается в специально подобранных играх и упражнениях в системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у детей-дизартриков....

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...