"Поможем Чебурашке". Звук [Ч']. Буква Ч.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ch._pomozhem_cheburashke.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя-логопеда | Романова Татьяна Анатольевна | ||
Возрастная группа | Дети дошкольного возраста (6-7 лет) с ОВЗ | ||
Форма организации, количество воспитанников | Подгрупповое занятие, 3 человека | ||
Тема занятия | Звук [Ч']. Буква Ч. | ||
Методы | Словесные, наглядные, практические | ||
Цель занятия | Познакомить со звуком [Ч'], буквой Ч. | ||
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков. 2. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слогов. 3.Закреплять умение определять количество слогов в словах. 4. Закреплять умение определять место звука в слове. 5. Совершенствовать навык чтения слогов. | 1.Развивать фонематическое восприятие. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать мелкую моторику. | 1.Воспитывать интерес к занятию. 2. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, отзывчивость. | |
Оборудование | Игрушка-Чебурашка, Звукознайка, Буквознайка, символы гласных звуков, конфеты с картинками со звуком Ч, картинки со словами разной слоговой структуры, рабочие листы, карандаши, этикетки на подарки, карточки со слогами АЧ, УЧ, коробки для конфет, аудиозапись – детский плач, индивидуальные зеркала. |
Технологическая карта занятия. | |||
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I. Организационный момент | Логопед организует приветствие с детьми. Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям) - Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Говорим всегда красиво, cмело и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях. Громко, ясно говорим, Никуда мы не спешим! | Дети выполняют задание, слушают правило речи с закрытыми глазами, настраиваются на занятие. | Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой. |
Постановка цели для детей. Проблемная ситуация | Раздаётся плач (аудиозапись). Дети видят Чебурашку. Логопед: Ребята, Чебурашка собирается на день рождения к крокодилу Гене, но никак не может собрать подарки, и подписать их. У него не получается определить первый звук в своём имени и он не знает, какую букву написать. Пришёл к нам в детский сад, чтобы попросить вас о помощи. -Ребята, вы поняли, о чём вас просит Чебурашка, поможем ему? Как? | Дети отвечают на вопросы. Определяют цель занятия. | Постановка цели занятия. |
Актуализация знаний. | Логопед: Расскажем Чебурашке, чем отличаются звуки от букв. Помогут нам наши помощники. - На какие две группы делим все звуки? - Согласные звуки бывают … - Мы знаем 6 гласных звуков: … | Дети отвечают на вопросы. | Самостоятельное обобщение ранее изученного. |
II Основной этап. Развитие фонематического слуха Развитие фонематического анализа. Развитие речевого слуха, закрепление умения делить слова на слоги. | Ребята, давайте поможем определить, какой первый звук в имени Чебурашка. Уточнение артикуляции звука. Логопед: Посмотрите в зеркала. Дети отраженно повторяют за логопедом. Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки». Как расположены зубы? Зубы сближены. Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам. Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая. Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно? Звук Ч – гласный или согласный? Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой. Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Зеленый кружок – обозначение звука Ч. Игра «Хлопни-топни» (игра выполняется, стоя) Если услышите в слове звук Ч, то хлопните в ладоши, если звука Ч нет, то потопайте ногами. Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач. Определение места звука в слове. Логопед: Чебурашка хочет подарить Гене конфеты, но он просит вас разложить их в три коробки. В первую те, где на картинке на фантике звук Ч стоит в начале слова. Во вторую – где звук Ч в середине. В третью – звук Ч на конце слова. (чашка, ключ, удочка, мяч, очки, чебурашка, бочка, чайник, бабочка) Деление слов на слоги (надоске) Чебурашка просит вас построить для Гены пирамидку, где в нижнем ряду будут картинки, в названии которых 3 слога средний – 2 слога, верхний – 1 слог | Дети проговаривают артикуляцию звука Ч, рассматривая положение органов артикуляции в индивидуальные зеркала. Дают характеристику звуку Ч.
Дети выполняют предложенные действия. Дети раскладывают конфеты по коробкам, определяя место звука в слове. Дети выкладывают пирамидку из картинок, прохлопывая и считая слоги. | Дети самостоятельно дают акустическую и артикуляционную характеристики звука. Развитие фонематического восприятия. Закрепление умения находить место звука [ч'] в слове. Закрепление умения определять количество слогов в словах. |
Знакомство с буквой Ч | Посмотрите, как выглядит буква Ч, как вам кажется, на что она похожа? Давайте посмотрим, как правильно писать букву Ч. Напишите её на спине соседа, в воздухе, на своей ладошке. | Дети рассматривают букву на интерактивной доске, отвечают на вопросы логопеда. «Пишут» букву Ч на спине, ладошке, в воздухе. | Закрепление зрительного образа буквы. |
Массаж карандашом. Прописывание буквы Ч на листочке. Чтение и анализ слогов АЧ, ОЧ (с помощью прищепок) Подписывание подарков. | Развитие мелкой моторики Совершенствование навыка чтения слогов, звуко-буквенного анализа слогов. Самостоятельное применение полученных знаний на практике. | ||
III. Заключительный этап. Рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. Делают вывод, смогли или нет они помочь Чебурашке | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. Анализ своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")
Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква К. Поможем Золушке отправиться на бал»
План-конспект НОД в подготовительной школе группы по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте « Поможем Буратино собраться в школу. Звук Р, Буква Р»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР....