Главные вкладки
Конспект занятия по обучению грамоте « Поможем Буратино собраться в школу. Звук Р, Буква Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЛИЦЕЙ № 17
Тема: « Поможем Буратино собраться в школу.
Звук Р, Буква Р»
Учитель – логопед: Ильченко Ольга Сиркпаевна
Калининград
2024
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Закрепить произношение звука «Р» и познакомить с буквой «Р» детей подготовительной к школе логопедической группы.
Задачи НОД:
1. Коррекционно – образовательные задачи:
• Закрепить у детей навыки произношения и характеристику звука «Р».
• Учить детей определять место звука «Р» в словах (начало, середина и конец).
• Учить детей образовывать множественное число существительных.
• Учить детей делать звуковой анализ слов, составлять схемы предложения.
• Формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
2. Коррекционно – развивающие задачи:
• Совершенствовать навыки чтения у детей.
• Развивать у детей фонематический слух.
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;
• Развивать высшие психические функции (логическое мышление, внимание, память).
3. Коррекционно – воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в парах, умение слушать , стремление к достижению поставленной цели;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание герою.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Игрушка Буратино.
• Магнитная доска.
• Дидактическая игра: «Школьные принадлежности»
• Зеркала (индивидуальные).
• Звуковички (индивидуальные).
• Схемы (индивидуальные).
• Счетные палочки.
• Кассы букв.
Интеграция образовательных областей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Ход НОД.
1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная деятельность).
Логопед: - Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятие прошел гость. Кто это?
Дети: - БУРАТИНО.
Логопед: - Да, это БУРАТИНО. А кто такой БУРАТИНО?
Дети: - Это сказочный герой.
Логопед: - Посмотрите, что это у БУРАТИНО?
Дети: - Ранец.
Логопед: - Для чего нужен ранец?
Дети: - Дети с ранцем ходят в школу.
Логопед: - Молодцы! И вы осенью пойдете в школу. Наш БУРАТИНО собрался в школу и не знает, что же ему положить в ранец. Ребята, поможем ему собрать нужные вещи для школы?
Дети: - Да.
Логопед: - Ребята, для того, чтобы получить нужные вещи нам необходимо выполнить задания, и за каждое задание мы будим получать нужный предмет. Ребята, вы готовы?
Дети: - Да!
2. Пальчиковая гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
Логопед: - Давайте, покажем БУРАТИНО, как мы делаем пальчиковую гимнастику:
«Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец – малышок.
УУУ указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
3. Артикуляционная гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Двигательная деятельность).
Логопед: - А сейчас мы вместе с БУРАТИНО выполним артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
- качели
- гармошка
- маляр
- лошадка
- грибок
- барабанчик
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
4. Анализ артикуляции и характеристика звука «Р». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: - Ребята БУРАТИНО просит нас отгадать загадки.
- Поможем ему?
Дети: - Да.
Знакомство с темой — отгадывание загадок:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост,
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку найдёт. (Карандаш)
Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
РРРАДУГА, КАРРРАНДАШ, ДОКТОРРР
Логопед: – Какой звук повторяется в этих словах?
Дети: - Звук «Р».
Логопед: - Да, это звук «Р» и мы сегодня и будем знакомиться со звуком «Р» и узнаем, какой буквой этот звук обозначается на письме.
Логопед: - Давайте, мы рассмотрим артикуляцию звука «Р» и дадим характеристику:
- губы приоткрыты
- зубы разомкнуты;
- язычок за верхними зубками.
Логопед: - Звук «Р» - какой?
- СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЁРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ,
Логопед: - Звук «Р» на письме обозначается буквой «Р»
Логопед: - А на что похожа эта буква?
Дети: - На топор, парус и т.д.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
5. Фонематический слух. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность) .
Логопед: - Давайте поиграем с БУРАТИНО в игру «Поймай звук» (будем хлопать в ладоши, когда услышим звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Л Щ СЬ Р ТЬ Р Ж
б) на уровне ряда слогов:
РО, ТЯ, АР, ТИ, СЯ, РУ, СИ, ТИ, РЭ
в) на уровне слов:
Рама, лимон, отец, барабан, корова, щека, ракета, банан.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
6. Слоговые дорожки (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру: «Попугайчики» будем проговаривать слоговые дорожки и чистоговорки:
Ар-ор-ур
Эр-ар-ор
Ур-ар-эр
Ор-эр-ар
Ор-ар-ур
Ар-ар-ар — мы купили самовар.
Ор-ор-ор — у машины есть мотор.
Ир-ир-ир — Ира любит пить кефир.
Ур-ур-ур — ты наступил на шнур.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
7. « Проговаривание слов со звукам Р» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
• Игра: «Четвертый лишний».
Логопед:
Пирамида, фартук, шары, робот – Фартук (одежда)
Ромашка, роза, астра, арбуз – Арбуз (ягода)
Зебра, баран, верблюд, носорог – Баран (домашнее животное)
Ворона, воробей, сорока, муравей – Муравей (насекомое)
• Игра: «Определение места звука в слове»
• Игра: «Деление слов на слоги»
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
8. Физкультминутка. (Образовательная область – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянутся на носочках вверх).
Ра-ра-ра - марширует детвора (дети маршируют).
Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро (выполняют наклоны вниз).
Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делают большой круг руками).
Ра-ра-ра – заниматься нам пора. (дети шагают).
Ну что отдохнули. Находим следующее задание.
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
9. Звуковой анализ слова. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: - Сейчас мы с вами составим схему слова РАК.
Схема: - Сколько слогов в слове РАК?
ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОГОВ
(звуковой анализ каждого звука в слове)
ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА РАК
Логопед: - А теперь каждый звук обозначьте нужной буквой.
- Сколько звуков в слове?
– Сколько согласных?
- Сколько гласных?
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
10. Составление и выкладывание из палочек слова РАК (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).
Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.
12. Итог (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Мы с вами выполнили все задания и помогли БУРАТИНО собрать все вещи в школу. Давайте посмотри, что у нас получилось! (Дети называют все собранные предметы)
АЗБУКА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, КРАСКИ
Логопед:- А каким, словом можно назвать все эти предметы?
Дети: - Это школьные принадлежности, они нужны для школы.
Логопед: - Ребята, назовите предметы в названии, которых встречается звук «Р», с которым мы сегодня познакомились.
Дети: - В словах ТЕТРАДЬ, РУЧКА КАРАНДАШ, КРАСКИ есть звук «Р».
Логопед: - Молодцы! Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?
Дети: - Звук «Р».
Логопед: - Звук «Р» - какой?
Дети: - Звук «Р» - согласный, звонкий, твёрдый – обозначается синим цветом.
-Звук «Р» на письме обозначается букой «Р».
Логопед: - Вы молодцы! Вам понравилось занятие с БУРАТИНО?
Дети: - Да!
Логопед: - Ребята, спасибо вам за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».
Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»....
03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы с ТНР "Звук и буква Р."
Конспект по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .
Цель занятия: познакомить детей с глухим согласным звуком [ш] и буквой Ш; обогатить представления детей о жизни медведей в осенний период....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."
Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...