Конспект занятия по обучению грамоте « Поможем Буратино собраться в школу. Звук Р, Буква Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ильченко Ольга Сиркпаевна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  к школе логопедической группе для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                 ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЛИЦЕЙ № 17

Тема: « Поможем Буратино собраться в школу.

Звук Р, Буква Р»

                                        Учитель – логопед: Ильченко Ольга Сиркпаевна

Калининград

2024

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  к школе логопедической группе для детей с ТНР.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Закрепить произношение звука «Р» и познакомить с  буквой «Р» детей подготовительной к школе логопедической группы.

Задачи  НОД:

1. Коррекционно – образовательные задачи:

•        Закрепить у детей навыки произношения и характеристику звука «Р».

•        Учить детей определять место звука «Р» в словах (начало, середина и конец).

•        Учить детей образовывать множественное число существительных.

•        Учить детей делать звуковой анализ слов, составлять схемы  предложения.

•        Формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

2. Коррекционно – развивающие задачи:

•        Совершенствовать навыки чтения у детей.

•        Развивать у детей фонематический слух.

•        Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;

•        Развивать высшие психические функции (логическое мышление, внимание, память).

3.  Коррекционно – воспитательные задачи:

•        Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в парах, умение слушать , стремление к достижению поставленной цели;

•        Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание герою.

ОБОРУДОВАНИЕ:

•        Игрушка Буратино.

•        Магнитная доска.

•        Дидактическая игра: «Школьные принадлежности»

•        Зеркала (индивидуальные).

•        Звуковички (индивидуальные).

•        Схемы (индивидуальные).

•        Счетные палочки.

•        Кассы букв.

Интеграция образовательных областей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Ход НОД.

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная деятельность).

Логопед: - Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятие прошел гость. Кто это?

Дети: - БУРАТИНО.

 Логопед: - Да, это БУРАТИНО. А кто такой БУРАТИНО?

Дети: - Это сказочный герой.

Логопед: - Посмотрите, что это у БУРАТИНО?

Дети: - Ранец.

Логопед: - Для чего нужен ранец?

Дети: - Дети с ранцем ходят в школу.

Логопед: - Молодцы! И вы осенью пойдете в школу. Наш БУРАТИНО собрался в школу и не знает, что же ему положить в ранец. Ребята, поможем ему собрать нужные вещи для школы?

Дети: - Да.

Логопед: - Ребята, для того, чтобы получить нужные вещи нам необходимо выполнить задания, и за каждое задание мы будим получать нужный предмет. Ребята, вы готовы?

Дети: - Да!

2. Пальчиковая гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  Двигательная деятельность).

Логопед: - Давайте, покажем БУРАТИНО, как мы делаем пальчиковую гимнастику:

    «Пальцы дружная семья»

Пальцы дружная семья,

Друг без друга нам нельзя.

Вот большой, а это средней,

Безымянный и последний наш мизинец – малышок.

УУУ    указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять.

3. Артикуляционная гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.  Двигательная деятельность).

Логопед: - А сейчас мы вместе с БУРАТИНО  выполним артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

-        качели

-        гармошка

-        маляр

-        лошадка

-        грибок

-        барабанчик

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

4. Анализ артикуляции и характеристика звука «Р». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: - Ребята БУРАТИНО просит нас отгадать загадки.

      - Поможем ему?

Дети: - Да.

Знакомство с темой — отгадывание загадок:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост,

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт –

Там заметку найдёт. (Карандаш)

Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

РРРАДУГА, КАРРРАНДАШ,  ДОКТОРРР

Логопед:   – Какой звук повторяется в этих словах?  

Дети: - Звук «Р».

Логопед: - Да, это звук «Р» и мы сегодня  и будем знакомиться со звуком «Р» и узнаем,  какой буквой этот звук обозначается на письме.

Логопед:    - Давайте, мы рассмотрим артикуляцию звука «Р» и  дадим     характеристику:

- губы приоткрыты

- зубы разомкнуты;

- язычок за верхними зубками.

Логопед: - Звук «Р» -  какой?

                 - СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЁРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ,

Логопед: - Звук «Р» на письме обозначается буквой  «Р»

Логопед: - А на что похожа эта буква?

Дети: - На топор, парус и т.д.

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

5. Фонематический слух. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность) .

Логопед: - Давайте поиграем с БУРАТИНО   в игру «Поймай звук»    (будем хлопать в ладоши,  когда услышим звук «Р»)

а) на уровне ряда звуков:

Р Л  Щ  СЬ  Р  ТЬ  Р  Ж

б) на уровне ряда слогов:

РО, ТЯ, АР, ТИ, СЯ, РУ, СИ, ТИ, РЭ

в) на уровне слов:

Рама,  лимон, отец, барабан, корова,  щека, ракета,  банан.

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

6. Слоговые дорожки (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Логопед: - Ребята,  предлагаю вам поиграть в игру: «Попугайчики» будем проговаривать слоговые дорожки и чистоговорки:

Ар-ор-ур

Эр-ар-ор        

Ур-ар-эр        

Ор-эр-ар        

Ор-ар-ур

Ар-ар-ар — мы купили самовар.

Ор-ор-ор — у машины есть мотор.

Ир-ир-ир — Ира любит пить кефир.

Ур-ур-ур — ты наступил на шнур.

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

7. « Проговаривание слов со звукам Р» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

•        Игра: «Четвертый лишний».

Логопед:    

Пирамида, фартук, шары, робот – Фартук (одежда)

Ромашка, роза, астра, арбуз – Арбуз (ягода)

Зебра, баран, верблюд, носорог – Баран (домашнее животное)

Ворона, воробей, сорока, муравей – Муравей (насекомое)

•        Игра: «Определение места звука в слове»

•        Игра: «Деление слов на слоги»

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

8. Физкультминутка. (Образовательная область – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  Двигательная деятельность).

Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянутся на носочках вверх).

Ра-ра-ра - марширует детвора (дети маршируют).

Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро (выполняют наклоны вниз).

Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делают большой круг руками).

Ра-ра-ра – заниматься нам пора. (дети шагают).

Ну что отдохнули. Находим следующее задание.

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

9. Звуковой анализ слова. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: - Сейчас мы с вами составим схему слова  РАК.

    Схема:   -  Сколько слогов в слове РАК?

                     ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОГОВ

                    (звуковой анализ каждого звука в слове)

                     ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА РАК

Логопед:  -   А теперь каждый звук обозначьте нужной буквой.

                     

                  -    Сколько звуков в слове?

                  –   Сколько согласных?

         -  Сколько гласных?

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

10. Составление и выкладывание из палочек слова РАК (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

12. Итог (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Логопед: - Мы с вами выполнили все задания и помогли БУРАТИНО собрать все вещи в школу. Давайте посмотри, что у нас получилось! (Дети называют все собранные предметы)  

АЗБУКА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ЛИНЕЙКА,  КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, КРАСКИ

Логопед:- А каким, словом можно назвать все эти предметы?

Дети: - Это школьные принадлежности, они нужны для школы.

Логопед: - Ребята,  назовите предметы в названии, которых встречается звук «Р», с  которым мы  сегодня познакомились.

Дети: - В словах ТЕТРАДЬ, РУЧКА КАРАНДАШ, КРАСКИ есть звук «Р».

Логопед: - Молодцы! Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «Р».

Логопед: - Звук «Р» - какой?

Дети: - Звук «Р» - согласный, звонкий, твёрдый – обозначается синим цветом.

             -Звук «Р» на письме обозначается букой «Р».

Логопед: - Вы молодцы! Вам понравилось занятие с БУРАТИНО?

Дети: - Да!

Логопед: - Ребята, спасибо вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .

Цель занятия: познакомить  детей с глухим согласным звуком    [ш] и буквой Ш; обогатить  представления детей о жизни медведей  в осенний период....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."

Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...