Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для открытых показов для педагогов ДОУ, учителей начальных классов. К конспекту есть презентация. Обращайтесь в личные сообщения, так как сюда загрузить не могу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_zh.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г.Пласта

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной

к школе логопедической группе на тему:

«Поможем Жучке научиться писать свое имя»

(рабочая тема «Звук и буква Ж»)

Составила и провела:

Прудникова Ольга Юрьевна,

учитель-логопед

Пласт, 2017

Цель НОД: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи НОД:

1. Коррекционно-образовательные:

  • закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж;
  • закрепить навыки чтения слогов и слов с буквой Ж;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие,
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза,
  • развивать умение делить слова на слоги, умение определять место звука в слове;  
  • развивать логическое мышление, внимание, память;

3. Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: собака Жучка, кассы букв, квадраты для звукового анализа, схемы для характеристики звуков (согласный, твердый, звонкий); схема «Звуки и буквы»;  тетради для печатания буквы Ж, карточки для чтения слов, слогов.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход НОД.

  1. Организационный момент (образовательная область «Речевое развитие»).

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости – это учителя школы. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Покажем им? (да) 

Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, какую букву мы выучили на прошлом занятии? ( букву Й) 

Логопед: Правильно. Сядет тот, кто прочитает слово на карточке с этой буквой, карточки лежат у вас на партах.

Дети читают по цепочке: АЙ, ОЙ, ЧАЙ, МАЙ, ДАЙ, ЛАЙ, МОЙ, БОЙ, ВОЙ, ПОЙ, ЧАЙ-КА, МАЙ-КА, ЛАЙ-КА,  ГАЙ-КА, СОЙ-КА

Логопед: Молодцы.

  1. Введение  в тему занятия (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).

Логопед: Ребята, я сегодня на занятие привела своего лучшего друга. Хотите узнать, кто это? (да), тогда отгадайте загадку.

Загадка:

Защищать   должна  я  дом.
Всё    обнюхаю    кругом.
Вас  спасать  я брошусь  в реку,
Первый     друг   я  человеку.
Лаю,  если  где-то  драка,
Потому,  что я - …
(Собака) 

Логопед: Да, это Собака, ее зовут Жучка! (логопед показывает детят игрушку-сюрприз – собачку Жучку). Послушайте, ЖЖЖУЧКА. Какой первый звук в ее кличке ? (звук Ж). 

Логопед: Да, звук Ж. Сегодня на занятии мы с вами повторим звук Ж и выучим букву Ж.  Звук Ж – любимый звук моей собачки. Ведь ее кличка начинается на этот звук. Но Жучка ужасно расстроена, ведь она не знает, какой буквой обозначается звук Ж, и поэтому не может правильно написать свое имя. Ребята, давайте научим Жучку писать свое имя, согласны? (да). Садись, Жучка, вместе с ребятами. Мы будем выполнять разные задания, а ты посмотришь, как наши дети занимаются, и в конце занятия они научат тебя писать свое имя. (садят Жучку на видное место). 

  1. Пальчиковая игра «Ежевика» (образовательные области «Речевое развитие», «Физическое развитие»).

Логопед: Для начала давайте разомнем наши пальчики, чтобы лучше работали не только они, но и наш язычок, и наш мозг.

Игра «Ежевика»

Ваня, Вася, Вова, Вика (касаемся большим пальцем всех остальных по-переменно);

Собирали ЕЖЕВИКУ («хватаем ежевику всеми пальчиками);

В лесу волка увидали (показываем «волка» рукой);

Вон из леса ПОБЕЖАЛИ! (пальчики «побежали» по столу).

Логопед: Молодцы! Размяли пальчики. А услышали ли вы в этой игре 2 слова со звуком Ж? (да, ЕЖЕВИКА, ПОБЕЖАЛИ).

  1. Игра «4 Лишний» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).  

Логопед: Давайте сыграем в нашу любимую игру – 4 лишний.

Волк, лиса, жираф, медведь -  ЖИРАФ

Ворона, сорока, жук, воробей – ЖУК

Корова, свинья, жеребенок, овца – ЖЕРЕБЕНОК.

(На доске картинки – ЖИРАФ, ЖУК, ЖЕРЕБЕНОК)

Логопед: Что общего во всех этих словах? (Они начинаются со звука Ж).

Логопед: Давайте хором произнесем звук Ж и расскажем, какой он?

Дети: Звук Ж  - согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Логопед: Звук Ж – ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, ОН МЯГКИМ НЕ БЫВАЕТ.

Логопед: Молодцы, вы хорошо даете характеристику звукам.

  1. Игра «Поймай звук» (образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Логопед: Ребята, давайте сыграем еще в одну игру. Закройте глаза и слушайте меня внимательно. Как только услышите звук Ж – так хлопайте в ладоши.

Звуки: Ж, Ш, Щ, Ж, С, Ж, З, Ш, Ж

Слоги: ЖА, ЗА, ША, ЗО, ЖО, ШО, ШУ, ЖУ, ЗУ

Слова: Жираф, чашка, ежик, шапка, зонтик, жуки, шары, ножи, лыжи.

Молодцы. И с этим заданием мы справились.

  1. Отгадывание загадок (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие») .  

Логопед: Ребята, Жучка хочет, чтобы мы отгадали ее загадки.

Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёжик ) 

Есть у маленькой лягушки

Толстопузая подружка -

Бородавками покрыта,

Целый день спит под корытом. 

(Жаба)

 

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький…(Подснежник)

Два конца, два кольца, 

Посредине гвоздик.

(Ножницы)

Логопед: Молодцы, ребята, справились с загадками. А теперь посмотрите на доску, где я прикрепила картинки-отгадки. (на доске есть картинки: ЖЕРЕБЕНОК, ЖАБА, НОЖНИЦЫ, ПОДСНЕЖНИК, ЖУК, ЖИРАФ, ЕЖИК). Давайте поделим эти слова на слоги, прохлопаем их. (делим слова на слоги, проговариваем по цепочке: «В слове ЖАБА 2 слога» и т.д. ). 

А теперь Давайте подарим Жучке только те картинки, в которых звук Ж спрятался в середине слова. Что мы ей подарим? (ПОДСНЕЖНИК, НОЖНИЦЫ, ЕЖИК – ответы детей полным предложением: Я подарю Жучке подснежник, потому что в этом слове звук Ж спрятался в середине слова). Отлично!

  1. Физкультминутка  (образовательная область «Физическое развитие»).

Логопед: Ребята, вставайте все в круг, немного с вами отдохнём, разомнёмся вместе с Жучкой.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре - руки шире, пять -  руками помахать,

Шесть -  на стульчик сесть опять.

  1. Знакомство с буквой Ж  (Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).  

Логопед: Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (ответы детей: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем» - с использованием схемы «Звуки и буквы»)

Логопед: А как на письме обозначается звук Ж? (буквой Ж).

Логопед: Давайте посмотрим на букву Ж. На что она похожа? (ответы детей: на жука, на снежинку и др.).

Логопед: Ребята, послушайте, какое стихотворение я знаю про букву Ж.

Буква Ж – ну точно, жук:
Только испугалась вдруг.
От испуга вся дрожит,
И как жук, она жужжит!

Логопед: Найдите букву Ж в ваших кассах. Нашли? Буква Ж – очень дружелюбная, она дружит с другими буквами, в первую очередь с гласными. И тогда получаются слоги. Давайте прочитаем эти слоги  (логопед показывает напечатанные таблицы, дети хором или по одному читают; либо предлагается работа с кассой букв – дети выкладывают слоги на экранах).

АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ, ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ (обращает внимание на последнюю табличку – вспоминаем правило ЖИ – пиши с буквой И).

Затем читающие дети читают слова и предложения:

Е-ЖИ, У-ЖИ, ЖУ-КИ, ЖА-БА, ЖА-РА, ЖЕ-ЛЕ-ЗО, ЖА-ДИ-НА и др.

ЖУК СИ-ДИТ НА ВЕТ-КЕ.

ЖА-БА ПРЫ-ГА-ЕТ.

ЛЕ-ТОМ ЖА-РА.  И др.

  1. Работа с кассой букв, звуковой анализ слова (Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Логопед: Ну вот, мы с вами уже познакомили нашу Жучку с буквой Ж, теперь пришло время показать ей, как из букв можно сложить ее имя.  

(звуко-буквенный анализ слова Жучка – первый ребенок выкладывает схему из квадратов на доске, второй ребенок – выкладывает буквы ).

                      Ж                у            ч                к                 а

Логопед: Ребята, а почему мы слово «Жучка» написали с большой, заглавной буквы? (потому что это кличка животного, имя собаки, а оно пишется с большой буквы).

Логопед: Молодцы, все справились.

  1. Работа в тетрадях (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).  

Логопед: А для того, чтобы показать нашей Жучке, что мы с вами все грамотные, умеем не только читать, но и писать, давайте откроем наши тетради и напечатаем букву Ж, а так же ее кличку Жучка.

(работа в тетрадях).

Логопед: Отлично потрудились.

  1.  Итог занятия (образовательная область «Речевое развитие»)

Логопед: Итак, ребята. Нужно подвести итог нашего занятия. Что мы сегодня с вами делали? (ответы детей). Что нового узнали? Чему научились? Вам понравилось сегодняшнее занятие?  

Молодцы. Мы с вами показали нашим гостям, что мы умеем, а также научили мою собачку Жучку писать свое имя, но она тоже не хочет остаться в долгу и принесла вам угощение -  маленькие конфетки – драже (желейные).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Данное занятие помогает:-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонемати...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука ...