Занятие По обучению грамоте в подготовительной группе (для детей с ФФНр) Тема: «Звук и буква « С».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Подготовка к обучению в школе. Занятие по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_s_i_bukva.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 268» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

                                                          Занятие

                               По обучению грамоте в подготовительной группе

                                                (для детей с ФФНр)

                                              Тема: «Звук и буква « С».

                                 

                               

                               

     

                                                                                             

                                                                Подготовила и провела

                                                                Учитель – логопед: Дормидонтова  Г.Ю

           

                                                                               16 декабря 2022 г.      

Цели:

Коррекционно – образовательные:

          Закреплять навыки четкого произношения звука С. Продолжать знакомство ребенка с понятием «Согласный звук», «Глухой, твердый согласный звук», «Слог». Упражнять детей в определении количество слогов в словах. Познакомить с образом буквы «С» и с буквой С. Продолжать закреплять навыки звуко – буквенного анализа односложных слов, типа «сок». Формировать начальные навыки чтения, упражнять в составлении слов из букв разрезной азбуки. Усвоение буквенного состава слов. Работать над усвоением следующих навыков: слова пишутся отдельно, имена людей с заглавной буквы. Обучать чтению слов в предложении и составлению предложений с использованием пиктограмм.

Коррекционно – развививающие:

         Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, понимание речи и словесно – логическое мышление, зрительно – пространственную ориентировку.

Коррекционно – воспитательные, оздоровительные:

          Воспитывать доброжелательное отношение, навыки взаимодействия и сотрудничества, воспитывать культуру поведения, усидчивость. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений. Обучать расслаблению мышц (во время физкультминутки). Следить за осанкой во время работы за столом.

Оборудование:

           Демонстрационные картинки, « разрезная азбука», звуковые кассы,  кассы букв, плакаты «звука», «буквы», картинки буквы – символ, демонстрационная слоговая таблица, тетради, карандаши, пиктограммы, слова для предложения (У Сони коса.), ребус, цифры 2-5.

  1. Организационный момент.  (звучит музыка)

Упражнение «Волшебные прищепки»

Логопед: «Сядет тот, кто придумает слово на гласный или согласный звук, назовет его в своем слове и выберет прищепку нужного цвета».

Ребенок: « Аист, звук А».

  1. Введение в тему .

Логопед: « Я назову слова. Какой первый звук в этих словах?» (Сова, самолет, санки, сом,  суп. )

Дети: С

Б) Артикуляция и характеристика звука С

Логопед: Как вы думаете звук С  гласный или согласный? Почему?

Дети: При произнесении есть преграда.

Логопед: «Что делают губы?»

Ребенок: Улыбаются

Логопед: «Что делают зубы?»

Ребенок: «Зубы сближены, есть небольшая щель для воздушной струи».

Логопед: «Что делает язык?»

Ребенок: «Язык за нижними зубами».

Логопед: «А воздушная струя есть?

Ребенок: «Воздушная струя проходит по язычку через щель между зубами».

Логопед: Звук С  звонкий или глухой? Почему?

Дети: Голос спит, горло не дрожит, поэтому глухой.

Логопед: Какой звук С  бывают в словах и каким цветом обозначается.

Дети: Твердый – синим цветом, мягкий – зеленым.

3. Игра « Волшебные палочки»

Логопед: К нам в гости пришел волшебный гном Саня.  Он принес волшебные палочки и будет оценивать вас на занятии. Вы должны поднять волшебную палочку, если услышите звук С»

(Логопед  произносит   звуки К. А, С, Пь, У, С, Н, Ы, Э, С, О, Мь, С – дети поднимают  волшебную палочку.

  1. Упражнение: «Где слышится звук С?»

Логопед: «Саня хочет узнать умеете ли вы определять, где находится звук С в начале, в середине, или в конце слова»

        ( для девочек слово сок, для мальчиков нос)

          Дети выкладывают.

  -

 

  -

                                       

  1. Логопед: «Чем звук отличается от буквы?» (выставляются схемы «звук» и «буква».)

Дети: Звуки мы слышим, произносим
          Буквы мы видим, пишем, читаем.

(На доске появляется буква С)

Логопед: Рассмотрите внимательно, на что похожа буква С

( выставляется картинка – символ)

А). Села мышка в уголок.

      Съела бублика кусок.

Б). С – напрягла бока, подпирает облака.

  1. Звуко – буквенный анализ

Упражнение «Где буква С?»

Логопед: « Дети, мы возвращаемся к своим схемам. Чем обозначаются звуки на письме?  Возьмите букву С и положите на звук С, а теперь до конца положите нужную букву на звук.» (ребенок у доски)

Сколько звуков в слове? Какой первый звук? Второй? Третий? Сколько слогов в слове сок, нос.

Сколько букв? Прочитайте свое слово? (ответы детей).

  с

   о

  к

  н

   о

  с

  1. Физминутка. «Волшебные цифры 2-5»

Логопед: «Волшебные цифры хотят поиграть, я называю имя и движение,  а вы слушаете и выполняете».

  1. Работа в тетрадях.

А)  Упражнение шнурок.

Логопед: « Возьмите шнурок, вспомните и изобразите букву «С».

Б)  Найди и обведи букву «С»  (музыка)

Логопед: Обведите букву «С», а теперь рядом любую гласную А, О, У, Ы.

Прочитайте.

     Чтение слогов на доске. СА, СО, СУ, СЫ.

В)  Чтение слов СОК,СУП, СЫН, САНИ, КОСЫ.

Д) «Составь из слов предложение» (и применением пиктограммы)

Логопед: «У Сани есть подружка Соня, она принесла задание, надо составить предложение по пиктограмме. Пиктограмма – это простой рисунок, по которому составляется предложение.»

 ( Ребенок у доски выкладывает пиктограмму – У Сони коса. (А дети из слов выкладывают предложение).

Логопед: «Перед вами лежат слова, вы должны составить предложение».

   Прочитайте, что получилось? Какое первое слово, какое второе, третье. Что ставится в конце предложения?

Е) Ребус

Логопед: «У Сани ребус, вы должны угадать его по первым звукам этих картинок.» (Санки, окна, кот).

Дети: СОК

9 Итог

10. Сюрприз. Звучит музыка

Входит гном: « Я по лесу долго шел и сундук в снегу нашел

                            А сундук тот не простой, есть сюрприз какой–то в нем.

                           ( в сундуке сок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: "Звук С. Буква С"

Коррекционно - обучающие цели: познакомить детей со звуком и буквой С; научит характеризовать звук по акустико - артикуляционным признакам;коррекционно - развивающие цели: развивать фонематический слу...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»

Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...