Экспериментальная и инновационная деятельность. Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ " Магазин игрушек" с логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Инновационная технология ТРИЗ богата огромным количеством приемов и методик, напраленных на развитие у детей фантазии, развивает мыслительную деятельность, творческих качеств с помощью игр, упражнений, заданий. Дети лодопедической группы значительно отличаются от своих сверстников.
Данная технология способствует развитие нестандартного мышления,творческого воображения, высокому уровню познавательной активности и речи дощкольника,, освоению мыслительными процессами, создание условий для развития речи , формированию осознанности в построении лексико - грамматических конструкций.
Технологии ТРИЗ помогают преодалеть застенчивость, скованность, неуверенность в себе, помогает в развитии наглядно - образного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 72» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ
«Магазин игрушек» (логопедическая группа )
Подготовила: учитель – логопед Новикова Марина Анатольевна
Программное содержание:
Цель: Активизация словарного запаса по теме "Игрушки"
Задачи:-образовательные: уточнение и расширение словарного запаса по теме "Игрушки"; расширение глагольного словаря; упражнять в согласовании числительных с существительными ; активизировать фонематическое внимание, учить находить слово с заданным звуком; упражнять в образовании относительных прилагательных; развивающие: развитие связной речи, вырабатывать умения выделять наиболее существенные образные характеристики предмета и на их основе составлять загадки об этом предмете.
- развивающие: Тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путём сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам. Уважение к товарищам.
ТРИЗ: Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. Формировать умение определять линии развития объекта. Учить пользоваться морфологической таблицей с целью формирования логического мышления. Упражнять в использовании символов для характеристике объекта («символическая аналогия»). Продолжать учить конструировать логический ряд, развивать внимание и восприятие закономерностей, развивать творческое воображение.
Материал: Предметные картинки с изображением игрушек. Ширма. Карточки с буквами К,С,М. Коробка с игрушками, игрушки: мишка, кукла, мяч, собачка, машина, скакалка, слон, кот
Ход занятия:
№ п/п | Действие педагога | Действие детей |
1 | Организационный момент | |
Вводная часть | Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня. Вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычное занятие, отправимся со мной в увлекательное путешествие. Давайте встанем в круг и настроимся на наше познавательное путешествие . Ну, что готовы? ( Да) Тогда отправляемся в путь. | Запоминает наша голова Важные поступки, умные слова Слушаем внимательно Смотрим обязательно Друг - друга не перебиваем Для ответа руки поднимаем Знаний много получаем |
2 | Артикуляционная гимнастика (видеоподсказка) | |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Сначала на машине. Но вот, спустились шины у машины. Давайте накачаем шины и отправимся в путь. СССС. Молодцы! (Дети идут по кругу) Завели моторчики ДДДДДД ( руками помогаем) ддддРРР Моторчик рычит (Рычим РРРР) Остановились. А теперь продолжаем путь на самолете ЛЛЛЛЛ (руки в стороны). Теперь на электричке Это подземный паровоз чух – чух – чух. И снова по мокрому асфальту на машине ша-шу-ши-шо. Остановились. А теперь закройте глазки !(звучит музыка)и считаем раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать! | Повторяют за педагогом |
3 | Основная часть | |
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Ребята, куда мы с ваши приехали ? Правильно, в магазине игрушек. Посмотрите, сколько здесь игрушек?! Ребята, что то в этом магазине беспорядок. Давайте расставим их на полки. Поможете? Создание игровой мотивации: -Предлагаю вам поставить на первую полку игрушки , которые начинаются на звук К ( кукла, кубики, кот)), на вторую игрушки, которые начинаются на звук С (собака, слон, скакалка) На третью со звуком М (машина, мяч, медведь) Молодцы! А теперь нам надо их сосчитать.(Одна кукла, две куклы, три ….пять кукол) Ну вот теперь игрушки стоят правильно. | Дети находят игрушки, название которых начинаются на звук С, М, К. и расставляют на нужные полки. |
4 | физкультминутка «Магазин» ( ИКТ) | Дети выполняют движения под музыку |
5.«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Скажите, а можно в магазине брать игрушки и играть с ними, как в детском саду? (нет) А что делают в магазине игрушек? (покупают) Ребята, я вам предлагаю поиграть в магазин и купить игрушку, которая вам понравиться. Согласны? Но нам надо выбрать, кто будет продавец и продавать нам игрушки, а кто покупатель. Давайте выберем продавца. Д/и «Угадай по описанию» - Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее. Предлагаю образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Она резиновая, зеленого цвета, по размеру длинная. Двигается вверх – вниз, но не качели. (скакалка) Выберите глазками игрушку, которую вы бы хотели купить. Давайте попробуем рассказать о ней, какая она? А чтобы вам было легче, вот вам помощник (на плакате нарисованы предметы – признаки, предметы – действия, предметы форма, предметы цвет) Д/и «Угадай по описанию» -Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее. Предлагаю образец рассказа: Выберите глазками игрушку, которую вы бы хотели купить. Давайте попробуем рассказать о ней, какая она? А чтобы вам было легче, вот вам помощник (на плакате нарисованы предметы – признаки, предметы – действия, предметы форма, предметы цвет) Воспитатель: Вот сколько игрушек вы выбрали. А теперь идите в круг и потанцуем с ними. | Слушаем рассказы 3-4 человек. Дети забирают себе игрушку. Слушаем рассказы 3-4 человек. Дети забирают себе игрушку. |
Физминутка Музыкальная игра «Магазин игрушек» (музыка) | Дети выполняют движения под музыку | |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Подвижная игра «Опиши игрушку». [Развитие связной речи, составление загадок-описаний об игрушках по алгоритму.] Ребята. Смотрите, здесь в коробке остались игрушки, которые не успели расставить на полки. Директор магазина просил нас помочь расставить их на полки. Давайте поможем. Надо рассказать про игрушки. Готовы? Раз, два, три беги! (дети бегут вокруг круга) Раз, два, три замри! (дети останавливаются возле кругов – признаков) | Дети достают из коробки игрушку и рассказываем о ней |
Итог занятия. Систематизация знаний. | Возвращение из магазина. Воспитатель: Ребята нам, пора нам возвращаться в детский сад, давайте встанем в круг: Раз, два, три – покружись, В детском садике окажись! | Дети выполняют движения |
Рефлексия | В: Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались? Сюрприз – смайлик с конфетой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о р...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ "Сравнение курицы и цыпленка" во второй младшей группе
Программное содержание:1.Содействовать формированию представлений о временных признаках (потом, вчера, сегодня, завтра)2.Создать условия для проявления мышления, смекалки, установления сходства и разл...
Конспект НООД по развитию речи с элементами ТРИЗ технологий в младшей группе по теме: "Путешествие в сказку"
Продолжать знакомить с русской народной сказкой "Заюшкина избушка"...
Конспект НООД по развитию речи с элементами ТРИЗ технологий в младшей группе по теме "Путешествие в сказку"
Продолжать знакомить с русской народной сказкой "Заюшкина избушка"...
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей средней группы детского сада на тему: "Спасение принцессы".
Дети спасают принцессу выполняя задания по развитию речи с элементами ТРИЗ....