Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_takaya_raznaya_voda_isprav.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№395 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Конспект НОД
по развитию речи с элементами экспериментирования
в старшей логопедической группе
«Такая разная вода».
Составила: воспитатель
логопедической группы
Тимофеева Оксана Анатольевна.
2017
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».
Тип: закрепление.
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
Формирование:
- основ гуманного взаимодействия с природой,
- интереса к познанию нового, готовности к экспериментированию.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- закрепить знания детей о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества, принимает форму емкости);
- закрепить знания детей о разных состояниях воды в природе (снег, лед, вода, пар); дать понятие о круговороте воды в природе;
- развивать логическое мышление;
- учить делать выводы в результате экспериментов;
Образовательная область «Речевое развитие»
- формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, используя распространенные сложные предложения; закреплять умение образовывать прилагательные противоположные по значению.
- обогащать активный словарь детей: «вещество», «состояние вещества», «круговорот», жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.
- Закреплять в речи, поставленные звуки.
- Закреплять произношение шипящего звука [Ш].
- Развивать мелкую моторику рук .
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать интерес к совместной деятельности, воспитывать доброту и уважение к окружающим людям. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
Форма проведения: подгрупповая. Совместная деятельность воспитателя с детьми (опытно-экспериментальная деятельность).
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Познавательная игра «Где, какая вода бывает».
Разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде».
Демонстрационный материал: ТСО – мультимедиа, ноутбук; аудиозапись песни «Кто такие Фиксики» (минус и плюс), изображение Фиксиков, изображение предметных картинок, презентация о различных состояниях воды, обучающий мультфильм «Круговорот воды в природе», столы с оборудованием для проведения опытов, термос с горячей водой, трёхлитровая банка, поднос, термос со льдом, слайд «Круговорот воды в природе»,
Раздаточный материал: оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов: сосуды разной формы, белые халаты с эмблемами, полотенца на каждого ребёнка, два таза с тёплой водой, встроенные в специальный стол, прозрачные стаканчики, гуашь – красная, синяя и чёрная, ложечки, раздаточные подносы, молоко, белый лист бумаги, камешки,
Ход
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Звучит аудиозапись песни «Кто такие Фиксики». - Ребята, как вы думаете, кого мы ждём сегодня в гости? На мультимедиа появляется изображение Симки и Нолика в резиновых сапогах, шагающих по лужам, тающего грязного снега. - Как вы думаете, какое время года, показано на экране? - Почему Симка и Нолик надели резиновые сапожки? - Симка и Нолик приглашают нас в свою лабораторию. Давайте представим, что у нас на ногах резиновые сапожки и вместе с Фиксиками будем шагать по лужам. Дети выполняют логоритмическое упражнение под мелодию «Кто такие Фиксики» -минус (49 секунд). Лужи Шлеп-шлеп-шлеп — | – Фиксиков. – Ранняя весна. – Чтобы не промочить ноги, потому что на улице ранней весной большие лужи. Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. |
| |
- Мы с вами пришли в лабораторию Фиксиков. Симка и Нолик просят нас помочь разобраться, что же такое лужи и откуда они берутся, а что такое дождь и почему он падает с неба? -Ребята, скажите Фиксикам, что такое лужи и дождь. - Как шумит вода из крана ? Повторяйте за мной: «ш-ш -ш-ш ш-ш». - Сейчас на экране будут появляться предметы, в названии которых есть звук [Ш] ,каждый из вас по очереди будет называть слова, четко проговаривая каждый звук. На мультимедиа показываю картинки с изображением предметов: калоши, Капитошка, чашка, ковшик, шлюпка, кувшин. - Ребята, подумайте и скажите, что объединяет все эти предметы ? С чем сегодня мы будем проводить опыты у Фиксиков в лаборатории? - А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм. Демонстрация обучающей презентации, раскрывающей различные состояния воды. - Софья, Мурат, Полина расскажут нам стихотворение Натальи Рыжовой «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!». В специальном столе устанавливается два тазика с теплой водой. Детям предлагается пальчиковая гимнастика с использованием воды, направленная на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики. - Полина, Мурат, Софья – опустите руки в один тазик. - Алиса, Азамат, Данияр – опустите руки во второй тазик. - Все вместе говорим стихотворение и выполняем движения : - Мы ладошки в воду опускаем И в воде немного отдыхаем. - Кулачки сжимаем, разжимаем Воду пальчиками мы хватаем. - Большой пальчик и мизинчик тоже, - Волны сделать пальчик нам поможет. (Дети вытирают руки о полотенца, приготовленные заранее для каждого ребёнка). | – Это вода. «ш-ш-ш-ш-ш-ш» Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: Данияр: ка-ло-ши. Азамат: Ка-пи-тош-ка. Алиса: чаш-ка. Мурат: ков-шик. Софья: шлюп-ка. Полина: кув-шин. Мурат: это вода. Софья: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане. Мурат: И в водопроводном кране, как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, на плите у вас кипит, паром чайника шипит. Полина: Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!
(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление) (Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки) (Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы) (Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны») |
| |
- Мы с вами отдохнули, а сейчас предлагаю серьёзно поработать. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Фиксиков», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Фиксиков», будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Данияр,а что такое лаборатория ? - А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории: - Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим! -А какие свойства воды вы знаете? Какая она? Опыт 1.Вода бесцветная. Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. - Ребята, а есть ли цвет у воды? - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого она цвета? - А это стакан молока. Какого цвета молоко? Полина? - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? - Молоко, лист белой бумаги? (подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?) - А что можем сказать о цвете воды? Алиса? - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод? Азамат? - На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная». Опыт 2. Вода прозрачная. - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? – Какой делаем вывод? Софья? - Давайте вместе скажем «прозрачная». Опыт 3. Вода меняет цвет. - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
- Докажем это, добавим в воду краску. Перед вами по три стакана с чистой прозрачной водой. Добавьте в первый стакан красную гуашь и размешайте ложечкой воду , во второй - синюю гуашь, а в третий – чёрную. Что произошло? Данияр?
- Какой вывод из этого следует? Мурат?
- Ребята, а вы знаете, что вода в природе бывает в жидком, твердом и в газообразном состояниях? Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе. (слайд «Круговорот воды в природе») - А сейчас мы посмотрим обучающий мультфильм «Круговорот воды в природе». (видео с YouTube :УМ №28-Удивительный мир. Круговорот воды в природе. Наше_всё!) -Теперь, ребята, вы можете рассказать Фиксикам откуда берётся дождь и лужи. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Вышел дождик погулять». 1.Раз, два, три, четыре, пять, 2.Вышел дождик погулять. 3.Шёл неспешно, по привычке, а куда ему спешить? 4.Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» 5.Дождь вздохнул тихонько: 6.- Ох! 7.И ушёл. Газон засох. Опыт 4 « Облако в банке». В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом).От горячей воды появился пар. Банка запотела. По стенкам банки потекли капельки воды. - Во что превратился наш пар? Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? | Данияр : – Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Ответы детей: – Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. Ответы детей: – Вода – жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Полина: нет, у воды нет цвета. Азамат: лист белого цвета. Полина: молоко имеет белый цвет. Дети: нет. Дети: да. Алиса: вода без цвета. Азамат: вода - бесцветная. Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я». Алиса, Данияр проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я». Дети: в стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет. Софья: вода – прозрачная. Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «про-зра-чна-я». Дети: нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает. Данияр: вода изменила свой цвет.
Мурат: вода меняла свой цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавляли. Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «цвет-на-я». 1. (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца) 2.(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) 3. («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) 4.(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) 5.(часто и ритмично бьют в ладоши) 6.(один хлопок) 7.(ритмичные хлопки по столу) Дети: пар превратился в капельки воды. – Круговорот воды в природе. |
| |
- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Симка и Нолик говорят вам большое спасибо за помощь в лаборатории, вы все большие молодцы! | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»
Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1. Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2. Продолжать учить дет...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
Составление фильма о зиме для африканских детей. Проведение опытов: "Почему снег белый?", "Почему снег скрипит в морозную погоду?", "Рисование свечой"....
Конспект занятия младшей группы по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».
Конспект занятия младшей группы по развитию речи с элементами экспериментирования натему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»....
Конспект оод во 2младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода»
Конспект оод во 2младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования натему: «Волшебница вода»...
Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе "Такая разная бумага"
Интегрированное занятие с элементами экспериментирования и использованием ЭОР для детей младшего дошкольного возраста "Такая разная бумага". В игровой форме дети знакомятся со свойствами бум...
КОНСПЕКТ НОД в младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».
Учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет....