Использование приемов мнемотехники
статья по логопедии
В настоящее время существует много различных приемов и методов развития связной и речемыслительной деятельности детей. В этом помогают эффективные приемы работы на основе наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mnemotehnika_2022.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Самовилова Алла Владимировна,
учитель – логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №100,
г.Таганрог, Ростовская область,
Россия
Использование приемов мнемотехники
На сегодняшний день в педагогике достаточно важное значение имеет проблема развития детской речи. Это обусловлено наличием большого количества проблем речевого характера, таких, как отсутствие навыков культуры речи, недостаточно развитый словарный запас, неправильное построение фраз с точки зрения грамматики, фонетико-фонематическое несовершенство и пр. Чтобы коррекционная работа с детьми была максимально эффективной, педагоги должны постоянно стремиться к поиску новых путей, технологий и практик. Одним из таких направлений работы является мнемотехника.
Под мнемотехникой понимается такая совокупность приемов и методов, которые позволяют эффективно запоминать и использовать в дальнейшем информацию об окружающем мире, различных природных объектах и пр. Мнемотехника в значительной степени увеличивает словарный запас ребенка, помогает исправить существующие проблемы при употреблении грамматических категорий, улучшает описательные навыки, развивает фантазию. Кроме того, с помощью приемом мнемотехники дети учатся расшифровывать литературные произведения, увеличивают свои способности слушать и правильно трактовать услышанное, выразительно читать стихи и т.д.
Подобно любым другим педагогическим приемам при мнемотехнике ведется построение работы от простого к сложному. Различные нарушения в речевой деятельности могут исправляться с помощью простых мнемоквадратов, в дальнейшем работа усложняется, педагог применяет мнемодорожки, мнетаблицы и пр.
При этом понятие мнемотаблицы используется в отношении схемы, содержащей в себе данные, необходимые для запоминания. Использование мнемотаблиц представляется целесообразным в процессе изучения и заучивания стихов, при пересказе содержания литературных произведений, при составление различного рода тематических рассказов. Задействование данного приема ведет к прекрасным результатам, так как в ходе работы каждое слово или строка шифруются с помощью специальных рисунков. В воображении ребенка соединяются различные зрительные образы, и возникающие взаимосвязи запоминаются мозгом. В дальнейшем при напоминании одного образа происходит восстановление связанных с ним других. Начальный этап работы с мнемотаблицами проводится с использование готовых схем, далее в процесс их создания включается сам ребенок. В детском возрасте особенно развито образное мышление, поэтому в памяти детей прекрасно запечатлеваются созданные или увиденные рисунки. Работа ведется в форме игры, поэтому детям достаточно просто выучить предлагаемые стихи, запомнить рассматриваемое произведение. Использование схем возможно в самых различных видах образовательной деятельности. Работа с мнемотаблицами, таким образом, в значительной степени сокращает время обучения, так как позволяет решать коррекционные задачи различной направленности, а это, в свою очередь, позволяет развивать высшие психические процессы у ребенка и его речь.
Можно выделить следующие три этапа, которые используются при работе с мнемотаблицами:
- Рассматривание, изучение таблицы;
- Расшифровка таблицы;
- Пересказ или рассказ по заданной тематике.
Еще одним существенным преимуществом технологии мнемотехники можно назвать то, что она представляет собой основу для создания различных игр обучающего характера. При этом в процесс создания могут быть вовлечены как дети, так и их родители, если такое подразумевается образовательным процессом. Укажем примеры игр, в которых задействованы приемы мнемотехники.
Игра «Четвертый лишний». Цель: обучение умению выделять признаки и проводить обобщение. Ребенок определяет лишнее из предложенных четырех слов. Примерами слов могут быть следующие: январь, март, сентябрь, среда; веселый, довольный, счастливый, злой; яблоко, груша, слива, кабачок и пр.
Игра «Соедини пару».Цель состоит в развитии у детей ассоциативной памяти. В процессе игры необходимо дать объяснение любым двум карточкам: лошадь – сено, мука – хлеб, трава – цветы и пр. Также важно, чтобы ребенок сумел объяснить сделанный выбор.
Игра «Зарисуй слова».Цель заключается в подготовке детей к использованию метода рисуночного письма. Педагог-логопед диктует слова, а дети должны каждое из них в обозначенной последовательности зарисовать в таблицу. Примеры слов: встреча, любовь, шкаф, утро, цветок, небо, грусть, доброта и пр.
Игра «Веселые картинки». Цель заключается в развитии зрительной памяти. На основе выложенных в ряд 8-10 картинок ребенку необходимо сочинить историю, а затем воспроизвести все картинки по памяти.
Игра «Прятки».Целью является совершенствование тактильного восприятия детей. Участникам предлагается «познакомиться» с тактильной дощечкой, которая в дальнейшем прячется среди других подобных. Ребенок должен «узнать» свою дощечку на ощупь.
Среди других игр с приемами мнемотехники можно назвать следующие: «Цепочка слов», «Чего не стало», «Поймай звук», «Бусы для мамы» и пр.
Таким образом, в результате использования описанных выше приемов мнемотехники развивается интерес к обозначенному виду деятельности, что, в свою очередь, позволяет улучшить детскую речь, сделать более эффективными коррекционные процессы, а также сформировать владение устной коммуникацией, которая на сегодняшний день крайне важна как средство адаптации ребенка в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...
Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Система работы по обучению перессказу детей с речевыми нарушениями....
использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
Пояснительная запискаВ...
Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"
Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...