Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи на тему
Система работы по обучению перессказу детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_onr_preskazu.docx | 62.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Актуальность.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Современный ребенок к 4,5,-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
К сожалению, психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи. Когда нарушения касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об ОНР.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Обследование дошкольников с ОНР выявило у них следующие проблемы: отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов- микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственным нормальным детям, они требуют специального обучения. А наша задача – облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка.
В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.Н., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.)
Пересказ- это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того,усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии, с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Специалистами, работающими с детьми широко известны схемы для составления рассказов, предложенные Ткаченко Т.А. В своей работе с детьми мы широко используем наглядные модели в ходе коррекционно- развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Эльконин Д.Б., Гаркуша Ю.Ф., Ткаченко Т.А. Добившись хороших результатов в использовании схем при составлении описательных рассказов, мы пошли дальше: начали использовать приемы мнемотехники при обучении детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Мнемотехника (с греч.-искусство запоминания)-совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
Ассоциативное мышление,
Зрительную и слуховую память,
Зрительное и слуховое внимание,
Воображение.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:
Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям..
Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка,
специальную организацию пространственно-развивающей среды,
развитие мотивационно- потребностной сферы речевой деятельности
взаимодействие специалистов –участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель)
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с ОНР очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких, по мнению С.Л.Рубенштейн, Д.Б Эльконин и др. –наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия.
Другой фактор-создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С.Выготский. он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Обследование дошкольников с ОНР в начальном периоде обучения выявило у них следующие проблемы:
- частичное или полное нераскрытие темы
-отсутствие самостоятельности в составлении пересказа;
- отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения),
- затруднения в лексико грамматическом структурировании высказываний,
-смысловые пропуски;
- незавершенность фрагментов, микротем;
- длительные паузы на границах фраз, частей.
Таким образом при работе с детьми ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Возник вопрос, как предупредить эти ошибки, как научить ребенка связной речи, как удержать в памяти эту последовательность рассказа? С этой целью мы решили использовать приемы мнемотехники.
Изучение методической литературы и опыта зарубежных педагогов позволили разработать систему занятий, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы Воробьевой В.К.
В качестве задач развития связной речи (Обучение пересказу) у детей были определены следующие:
Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
Формирование планирования развернутых высказываний.
Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико - фонематических норм.
Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
В качестве критериев развития речи детей были выделены:
Раскрытие темы (Анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания)
Объем рассказа (Определяется через подсчет слов и предложений)
Плавность изложения (Делается подсчет пауз, их длительность.Передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов)
Смысловая целостность (Наличие смысловых звеньев. Их последовательность)
Лексико-грамматическое оформление (Соблюдение языковых норм)
Самостоятельность (Анализируется с позиции оказания помощи)
Выразительность (насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание)
При выборе стимульного материала мы учитывали возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов. (Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого Глуховым В.П., Ткаченко Т.А. из учебного пособия Шашкина Г.Р. и др. "Логопедическая работа с дошкольниками").
Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (Хороший, удовлетворительный, недостаточный, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.
"Хороший (4 балла)-Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.
II - "Удовлетворительный" (3 балла)-Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
III- «Недостаточный»(2балла)-Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, отдельные смысловые несоответствия
IV –– " низкий" (1 балл)-Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V – задание не выполнено.
В результате обследования умения детей пересказывать текст мы получили следующие результаты:
Ожидаемые результаты освоения детьми основной образовательной программы
Интегративное качество | Коммуникативные умения и навыки |
1. Физически развитый, овладевший, основными КГН | Способен понимать и выполнять задание (упражнение) по словесной инструкции. Имеет элементарные представления о ЗОЖ, о зависимости здоровья от правильного питания, поведения. |
2.Любознательный, активный | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Проявляет любознательность. Задает взрослому вопросы, обращается за помощью. Принимает живое, заинтересованное участие в разных видах деятельности. |
3.Эмоционально отзывчивый | Сопереживает персонажам сказок, рассказов. Выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Проявляет чуткость к художественному слову. |
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками и сверстниками. | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, использует синонимы и антонимы. |
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения во время занятий, игр, на улице. Может сам оценивать свои поступки и поступки сверстников. |
6.Способный решать интеллектуальные т личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач Способен использовать простые схемы для составления рассказов, конструирования, решения задач. Может самостоятельно придумать часть рассказа, небольшую сказку на заданную тему |
7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе. | Имеет представления о себе, о принадлежности людей к определенному полу, родственных отношениях и взаимосвязях, окружающем мире, природе. |
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Способен принять задачу взрослого. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять егоинструкции. |
Работа по обучение детей пересказу включает в себя несколько этапов:
Этап развития фразовой речи
Цель:
Упражнения:
Составление предложений по картинке, паре картинок
Составление распространенных предложений
«Добавь словечко»
Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники
Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Преобразование текста в символы, образы (кодирование информации);
Составление графических схем
Рисование сюжетных фрагментов
Совместное составление пересказа
Пересказ с использованием фланелеграфа
Самостоятельный пересказ рассказа ребенком
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Пересказ фрагмента рассказа
Пересказ «По следам демонстрируемого действия»
Пересказ по цепочке
Пересказ по плану-схеме, опорным вопросам
Иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок)
Пересказ после восстановления деформированного текста
Пересказ рассказа с элементами творчества
Цель:
Придумывание названия рассказа, сказки
Придумывание фрагмента, части рассказа
Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.
Пересказ в диалогических парах.
Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают диалог.
Пересказ по кругу.
Пересказ группе детей.
Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
С элементами драматизации
_ При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (III период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал,
Учитывая всё вышесказанное, на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются разные виды упражнений. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначается такой порядок работы:
1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ логопеда.
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.
Однако, не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, другая – на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.
Эффективным средством обучения детей с ОНР связному воспроизведению прочитанного текста явилось также использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа. Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине-панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Панно может выкладываться на фланелеграфе, магнитной доске или в компьютере. Демонстрационное панно можно использовать многопланово: для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, для иллюстрирования ребёнком пересказа товарища или своего пересказа и т.п. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Картины –панно могут использоваться и при обучении детей планированию составляемого пересказа (выделение основных сюжетных звеньев рассказа; моделирование действий персонажей, предваряющее пересказ, и др.).
Приём использования детского рисунка можно считать весьма эффективным при обучению пересказу. Данный приём мы используем на индивидуальных занятиях в разных формах: рисунок на бумаге и рисунок на компьютере. Ребёнку предлагается зарисовать (можно схематично) отдельный фрагмент рассказа (это может быть начало, концовка, либо самая трудная часть текста). Затем, с использованием своего рисунка ребёнок воспроизводит либо часть, либо рассказ в целом.
В разработанную нами систему занятий по обучению пересказу с опорой на графические схемы, в основу был положен единый алгоритм структуры занятия
Предварительная работа.
Цель: Обучение детей замещению реальных предметов на символы
Формы работы:
Чтение рассказа, рассматривание иллюстраций.
Беседа по прочитанному
Объяснение сложных слов, выражений, сравнений
Наблюдения
Изучение лексической темы
Дидактические игры «Чтобы это значило?»
Составление графической мнемодорожки
Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу
Задачи: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса.
Структура занятий включает насколько моментов:
1. Организационный момент
Цель: Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации
2. Подготовка к восприятию текста
Цель: уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.
3. Чтение рассказа, показ иллюстраций.
Цель: Развитие слухового внимания и памяти
Выстраивание графического плана рассказа
Цель: Формирование логической, цельности рассказа
4. Беседа по содержанию
Цель: Развитие диалогической речи
Физкультпауза
5.Повторное чтение рассказа, с установкой на пересказ.
Цель: Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти
6.Пересказ по графическому плану.
Цель: Развитие связной речи, памяти
Лексические упражнения
Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.
Итог занятия
Цель: оценка работы детей.
Закрепление изученного материала в свободное время.
Задачи: Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки. Упражнять в составлении рассказа с опорой на графический план (индивидуальная работа). Формирование грамматически правильной речи.
Приемы:
Индивидуальная работа по выстраиванию графического плана, составления пересказа.
Лексические упражнения «Назови детеныша», «Где спряталась белка? –употребление предлогов, глаголов. «Краски осени»-подбор прилагательных., «Кто, что лучше запомнил?»
Дидактические игры «Чего не стало?»- изменение слов по падежам, «Один-много», «Кто где живет?», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Родственные слова»…
Рисование к рассказу, сказке, фрагментам рассказа. («Понравившийся герой», «Самое интересное в сказке», « Придумай, что случилось с героем»)
Изготовление книжек-самоделок (придумывание фрагмента сказки)
Прослушивание рассказов в записи.
Приём моделирования с помощью условно наглядной схемы можно рассмотреть на примере пересказа сказки
(МНЕмоьаблица
Специальное внимание в процессе занятий уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Основными направлениями этой работы являлись:
- формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др.; усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
- практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление и др.);
- развитие фразовой речи; усвоение различных типов синтаксических конструкций;
- усвоение норм семантико-синтаксической связи между предложениями в составе текста;
-активизация и обогащение словарного запаса.
Языковые средства построения связных высказываний усваивались детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закреплялись в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора составлялись так, чтобы ребёнку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определённой структуры. При затруднении подсказывали начало фразы.
В занятие включались: упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей; упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом; воспроизведение определённого лексического материала текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др. Таким образом у детей формировались навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений. При подготовке к занятиям проводилось тщательное изучение текста для пересказа, определяя круг отрабатываемых на занятии языковых средств в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка.
Особое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объемы увеличиваются по мере возрастания речевых возможностей детей.
Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты – эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
-идейная направленность;
-высокая художественная ценность произведения
- динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий;
- объем рассказа (возрастная особенность детей),
-четко выраженные начало, середина, конец.
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового – лексического и грамматического материала текста.
Рекомендуем использовать произведения К.Д.Ушинского, А.Бианки, Н.Сладкова, Е Чарушина, Л.Толстого, И.Соколова-Микитова, Г.Снигерева,…
Параллельно большое внимание уделялось усвоению детьми форм согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, правильному построению глагольных словосочетаний и т.д. Отрабатывались развёрнутые синтаксические конструкции, в том числе с несколькими однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения с различными видами подчинительной связи, в частности с придаточными места, условия, а также конструкции прямой речи.
При проведении словарной работы внимание детей акцентировалось на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий ( сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и т. д); выделялись слова с обозначением характера действия (длительность, интенсивность и др.) , например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение детьми таких слов-маркеров значительно облегчает им составление связного пересказа.
Большое значение мы придавали анализу и обсуждению детских пересказов. При анализе отмечались такие качества составленного пересказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту; обращалось внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносили дополнения, уточнения, указывали на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом создавались дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.
На каждом занятии осуществлялся индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за его построением). Это принималось во внимание при оказании индивидуальной помощи ребёнку, при определении очерёдности и степени участия в коллективных формах работы, в наглядном планировании пересказа, в упражнениях на подбор лексем, словоформ и др. Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствовала их интересу к занятиям и активизации речевых проявлений
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладели навыками составления пересказа составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Составление графических моделей (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы)
можно использовать не только при обучении пересказу и составлению
описательных рассказов, но и при заучивании стихотворений.
Заключение
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Перспективный план занятий (старшая группа)
№п/п | Тема занятия | Месяц |
1 | Обучение фразовой речи | Сентябрь |
2 | Октябрь | |
3 | Л.Толстой «Котенок». | Ноябрь |
4 | Н.Калинина «Про снежный колобок» | Декабрь |
5 | Н.Калинина «Разве так играют?» | Январь |
6 | В.Бундин «Хорошо, когда много снега» | Февраль |
7 | По И.Соколову-Микитову «Подснежники» | Март |
8 | В.Сутеев «Кораблик» | Апрель |
9 | Май |
Перспективный план занятий (подготовительная группа)
№п/п | Тема занятия | Месяц |
1 | Я.Тайц «По ягоды» | Сентябрь |
2 | С.Михалков «Как друзья познаются?» | Октябрь |
3 | М.Пришвин «Еж» | Ноябрь |
4 | «Лиса и журавль» русская народная сказка | Декабрь |
5 | Л.Пеньевская «Как Миша варежку потерял?» | Январь |
6 | Н.Носов «На горке» | Февраль |
7 | В.Осеева «Женский день» | Март |
8 | В.Сухомлинский «Стыдно пред соловушкой»/К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках» | Апрель |
9 | В.Бианки «Купание медвежат» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» Консультация для воспитателей
В 20-х годах, прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основа...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...
Перспективный план по самообразованию: "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме :"Использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи у тетей с ТНР"...
Пересказ с использованием элементов театрализованной постановки в системе развития связной речи у детей с ОНР
О развитии связной речи у детей с ОНР...
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"...
«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.
Педагогический часВзаимодействие педагогов в детском садуУч.-логопед д/сNo3Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»Цель.Повышение компетентности и успешности...