Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"
статья по теме

Николаева Нина Ивановна

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Кировского района

Статья

Использование приемов мнемотехники

для развития памяти у детей

дошкольного возраста

Составила воспитатель

Николаева Н. И.

Санкт – Петербург

2013 г.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Запоминание в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти, возникает и развивается память словесно – логическая, когда ребенок начинает выделять более существенные признаки предметов. Поэтому задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.

Мнемотехника – это использование искусственных приемов запоминания для развития и тренировки зрительной и слуховой памяти, фантазии, внимания, установление связей с уже знакомыми и дополнительными элементами. Эти приемы позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, используя все анализаторы, усваивать в игровой форме необходимую  информацию.

Приемы по развитию памяти в мнемотехнике.

  1. Словесный материал.
  1. Сюжетный метод запоминания. Оживление слов и составление рассказа (придумать рассказ или нарисовать картинку).

Например: девочка, парк, рука, шар, ветер, туча, крыша ,кошка , лапа, слезы, дом, мама, голова ,магазин, мяч, дети.

+открытки, коллаж, м / таблицы

  1. Метод трансформации, т. е. пластилиновый мультик (превращение одного предмета в другой).

Например: гусеница – цепочка – мозайка – пуговица – бусы – горошек – град – лужа – ручеек – озеро – зеркало – лед – карамель.

+ открытки, предметные  картинки, коллажи, м / таблицы

  1. Метод ассоциации (одно слово в цепочке вызывает ассоциацию на другое слово) .

Например:

Стол – дом (почему?)                  слон – змея (как?)

Дом – слон (почему?)                    змея – солнце (как?)      

Солнце – цветок (почему?)                 банка – аквариум  (как?)

Цветок – ваза (почему?)                     аквариум – рыбки (почему?)

Ваза – банка (как?)                                    рыбки – озеро (почему?)

+ предметные картинки.

  1. Перекодирование (зарисовка символов).

Например: заяц, камень, матрешка, парашют, кастрюля, часы, велосипед, зонтик.

+  м / таблица со стихотворением.

  1. Метод Цицерона.

Ребенок запоминает образы, расположенные в разных частях и на разных объектах того помещения, где находится. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы “снимают” данные слова – образы с конкретных объектов.

Например: ваза (подоконник); ручка (стаканчик); книга (стол); мяч (доска) и т. д.

  1. Качание маятника.

Детям диктуется по 2 (3) слова, причем слова подбираются таким образом, чтобы была возможность легко установить ассоциацию между словами. Дети должны запомнить все 2 (3) слова.

Например:

Чашка              лето            кошка                дождь              бумага

Чай                 дача             когти                  туча               письмо

(кровать)         (вода)            (доска)                 (зонтик)           (стол)

  1. Сюжет – ассоциация.

Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение.

Например: дед – репка – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка – каша (русская народная сказка “Репка”)

  1. Открытки (предметные картинки, сюжетные картины)
  1. Сюжет (по разным открыткам придумывать общий сюжет)

Например:

Жила – была девочка. К ней пришли гости и принесли подарки: котенка в корзине, ветки сирени, мячик с лентами и т.д. (перечислять все, что есть на открытках, увязывая с сюжетом).

  1. Вживление в картину

Например:

Мы с вами  оказались на солнечном и зеленом берегу озера. Потрогайте, какая в озере холодная и даже ледяная вода. Возьмите в руку песок,   чувствуете, какой он теплый, какой он влажный и мокрый. Слепите из него комочек, видите, какой он липкий. Погладьте рукой траву, почувствуйте, какая она мягкая. Вдохните влажный воздух, почувствуйте, как он пахнет…..

  1. Открытки + слово (“испорченный телефон”)

Например:

Показ открытки                             говорю слова

Кошка                                         буква В

Дерево                                         кружева

Розы                                             волк

  1. Коллаж – это винегрет из разных картинок.

Содержанием коллажа могут быть: картинки, цифры, буквы, слоги, короткие слова .

Коллажи способствуют закреплению разных методов запоминания, образного восприятия информации, развивают словарный запас и память, фотографическая память.

  1. Мнемотаблица

Бывают разные: 3х3; 4х4; 3х4 и т. д.

Могут быть цифровыми, цветовыми, развивающими, обучающими.

Можно использовать с играми Михайлова, Никитина, Воскобовича.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Кировского района

Статья

Использование приемов мнемотехники

для развития памяти у детей

дошкольного возраста

Составила воспитатель

Николаева Н. И.

Санкт – Петербург

2013 г.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Запоминание в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти, возникает и развивается память словесно – логическая, когда ребенок начинает выделять более существенные признаки предметов. Поэтому задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.

Мнемотехника – это использование искусственных приемов запоминания для развития и тренировки зрительной и слуховой памяти, фантазии, внимания, установление связей с уже знакомыми и дополнительными элементами. Эти приемы позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, используя все анализаторы, усваивать в игровой форме необходимую  информацию.

Приемы по развитию памяти в мнемотехнике.

  1. Словесный материал.
  1. Сюжетный метод запоминания. Оживление слов и составление рассказа (придумать рассказ или нарисовать картинку).

Например: девочка, парк, рука, шар, ветер, туча, крыша ,кошка , лапа, слезы, дом, мама, голова ,магазин, мяч, дети.

+открытки, коллаж, м / таблицы

  1. Метод трансформации, т. е. пластилиновый мультик (превращение одного предмета в другой).

Например: гусеница – цепочка – мозайка – пуговица – бусы – горошек – град – лужа – ручеек – озеро – зеркало – лед – карамель.

+ открытки, предметные  картинки, коллажи, м / таблицы

  1. Метод ассоциации (одно слово в цепочке вызывает ассоциацию на другое слово) .

Например:

Стол – дом (почему?)                  слон – змея (как?)

Дом – слон (почему?)                    змея – солнце (как?)      

Солнце – цветок (почему?)                 банка – аквариум  (как?)

Цветок – ваза (почему?)                     аквариум – рыбки (почему?)

Ваза – банка (как?)                                    рыбки – озеро (почему?)

+ предметные картинки.

  1. Перекодирование (зарисовка символов).

Например: заяц, камень, матрешка, парашют, кастрюля, часы, велосипед, зонтик.

+  м / таблица со стихотворением.

  1. Метод Цицерона.

Ребенок запоминает образы, расположенные в разных частях и на разных объектах того помещения, где находится. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы “снимают” данные слова – образы с конкретных объектов.

Например: ваза (подоконник); ручка (стаканчик); книга (стол); мяч (доска) и т. д.

  1. Качание маятника.

Детям диктуется по 2 (3) слова, причем слова подбираются таким образом, чтобы была возможность легко установить ассоциацию между словами. Дети должны запомнить все 2 (3) слова.

Например:

Чашка              лето            кошка                дождь              бумага

Чай                 дача             когти                  туча               письмо

(кровать)         (вода)            (доска)                 (зонтик)           (стол)

  1. Сюжет – ассоциация.

Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение.

Например: дед – репка – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка – каша (русская народная сказка “Репка”)

  1. Открытки (предметные картинки, сюжетные картины)
  1. Сюжет (по разным открыткам придумывать общий сюжет)

Например:

Жила – была девочка. К ней пришли гости и принесли подарки: котенка в корзине, ветки сирени, мячик с лентами и т.д. (перечислять все, что есть на открытках, увязывая с сюжетом).

  1. Вживление в картину

Например:

Мы с вами  оказались на солнечном и зеленом берегу озера. Потрогайте, какая в озере холодная и даже ледяная вода. Возьмите в руку песок,   чувствуете, какой он теплый, какой он влажный и мокрый. Слепите из него комочек, видите, какой он липкий. Погладьте рукой траву, почувствуйте, какая она мягкая. Вдохните влажный воздух, почувствуйте, как он пахнет…..

  1. Открытки + слово (“испорченный телефон”)

Например:

Показ открытки                             говорю слова

Кошка                                         буква В

Дерево                                         кружева

Розы                                             волк

  1. Коллаж – это винегрет из разных картинок.

Содержанием коллажа могут быть: картинки, цифры, буквы, слоги, короткие слова .

Коллажи способствуют закреплению разных методов запоминания, образного восприятия информации, развивают словарный запас и память, фотографическая память.

  1. Мнемотаблица

Бывают разные: 3х3; 4х4; 3х4 и т. д.

Могут быть цифровыми, цветовыми, развивающими, обучающими.

Можно использовать с играми Михайлова, Никитина, Воскобовича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....