Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Кировского района
Статья
Использование приемов мнемотехники
для развития памяти у детей
дошкольного возраста
Составила воспитатель
Николаева Н. И.
Санкт – Петербург
2013 г.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Запоминание в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти, возникает и развивается память словесно – логическая, когда ребенок начинает выделять более существенные признаки предметов. Поэтому задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.
Мнемотехника – это использование искусственных приемов запоминания для развития и тренировки зрительной и слуховой памяти, фантазии, внимания, установление связей с уже знакомыми и дополнительными элементами. Эти приемы позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, используя все анализаторы, усваивать в игровой форме необходимую информацию.
Приемы по развитию памяти в мнемотехнике.
- Словесный материал.
- Сюжетный метод запоминания. Оживление слов и составление рассказа (придумать рассказ или нарисовать картинку).
Например: девочка, парк, рука, шар, ветер, туча, крыша ,кошка , лапа, слезы, дом, мама, голова ,магазин, мяч, дети.
+открытки, коллаж, м / таблицы
- Метод трансформации, т. е. пластилиновый мультик (превращение одного предмета в другой).
Например: гусеница – цепочка – мозайка – пуговица – бусы – горошек – град – лужа – ручеек – озеро – зеркало – лед – карамель.
+ открытки, предметные картинки, коллажи, м / таблицы
- Метод ассоциации (одно слово в цепочке вызывает ассоциацию на другое слово) .
Например:
Стол – дом (почему?) слон – змея (как?)
Дом – слон (почему?) змея – солнце (как?)
Солнце – цветок (почему?) банка – аквариум (как?)
Цветок – ваза (почему?) аквариум – рыбки (почему?)
Ваза – банка (как?) рыбки – озеро (почему?)
+ предметные картинки.
- Перекодирование (зарисовка символов).
Например: заяц, камень, матрешка, парашют, кастрюля, часы, велосипед, зонтик.
+ м / таблица со стихотворением.
- Метод Цицерона.
Ребенок запоминает образы, расположенные в разных частях и на разных объектах того помещения, где находится. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы “снимают” данные слова – образы с конкретных объектов.
Например: ваза (подоконник); ручка (стаканчик); книга (стол); мяч (доска) и т. д.
- Качание маятника.
Детям диктуется по 2 (3) слова, причем слова подбираются таким образом, чтобы была возможность легко установить ассоциацию между словами. Дети должны запомнить все 2 (3) слова.
Например:
Чашка лето кошка дождь бумага
Чай дача когти туча письмо
(кровать) (вода) (доска) (зонтик) (стол)
- Сюжет – ассоциация.
Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение.
Например: дед – репка – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка – каша (русская народная сказка “Репка”)
- Открытки (предметные картинки, сюжетные картины)
- Сюжет (по разным открыткам придумывать общий сюжет)
Например:
Жила – была девочка. К ней пришли гости и принесли подарки: котенка в корзине, ветки сирени, мячик с лентами и т.д. (перечислять все, что есть на открытках, увязывая с сюжетом).
- Вживление в картину
Например:
Мы с вами оказались на солнечном и зеленом берегу озера. Потрогайте, какая в озере холодная и даже ледяная вода. Возьмите в руку песок, чувствуете, какой он теплый, какой он влажный и мокрый. Слепите из него комочек, видите, какой он липкий. Погладьте рукой траву, почувствуйте, какая она мягкая. Вдохните влажный воздух, почувствуйте, как он пахнет…..
- Открытки + слово (“испорченный телефон”)
Например:
Показ открытки говорю слова
Кошка буква В
Дерево кружева
Розы волк
- Коллаж – это винегрет из разных картинок.
Содержанием коллажа могут быть: картинки, цифры, буквы, слоги, короткие слова .
Коллажи способствуют закреплению разных методов запоминания, образного восприятия информации, развивают словарный запас и память, фотографическая память.
- Мнемотаблица
Бывают разные: 3х3; 4х4; 3х4 и т. д.
Могут быть цифровыми, цветовыми, развивающими, обучающими.
Можно использовать с играми Михайлова, Никитина, Воскобовича.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Кировского района
Статья
Использование приемов мнемотехники
для развития памяти у детей
дошкольного возраста
Составила воспитатель
Николаева Н. И.
Санкт – Петербург
2013 г.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Запоминание в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти, возникает и развивается память словесно – логическая, когда ребенок начинает выделять более существенные признаки предметов. Поэтому задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.
Мнемотехника – это использование искусственных приемов запоминания для развития и тренировки зрительной и слуховой памяти, фантазии, внимания, установление связей с уже знакомыми и дополнительными элементами. Эти приемы позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, используя все анализаторы, усваивать в игровой форме необходимую информацию.
Приемы по развитию памяти в мнемотехнике.
- Словесный материал.
- Сюжетный метод запоминания. Оживление слов и составление рассказа (придумать рассказ или нарисовать картинку).
Например: девочка, парк, рука, шар, ветер, туча, крыша ,кошка , лапа, слезы, дом, мама, голова ,магазин, мяч, дети.
+открытки, коллаж, м / таблицы
- Метод трансформации, т. е. пластилиновый мультик (превращение одного предмета в другой).
Например: гусеница – цепочка – мозайка – пуговица – бусы – горошек – град – лужа – ручеек – озеро – зеркало – лед – карамель.
+ открытки, предметные картинки, коллажи, м / таблицы
- Метод ассоциации (одно слово в цепочке вызывает ассоциацию на другое слово) .
Например:
Стол – дом (почему?) слон – змея (как?)
Дом – слон (почему?) змея – солнце (как?)
Солнце – цветок (почему?) банка – аквариум (как?)
Цветок – ваза (почему?) аквариум – рыбки (почему?)
Ваза – банка (как?) рыбки – озеро (почему?)
+ предметные картинки.
- Перекодирование (зарисовка символов).
Например: заяц, камень, матрешка, парашют, кастрюля, часы, велосипед, зонтик.
+ м / таблица со стихотворением.
- Метод Цицерона.
Ребенок запоминает образы, расположенные в разных частях и на разных объектах того помещения, где находится. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы “снимают” данные слова – образы с конкретных объектов.
Например: ваза (подоконник); ручка (стаканчик); книга (стол); мяч (доска) и т. д.
- Качание маятника.
Детям диктуется по 2 (3) слова, причем слова подбираются таким образом, чтобы была возможность легко установить ассоциацию между словами. Дети должны запомнить все 2 (3) слова.
Например:
Чашка лето кошка дождь бумага
Чай дача когти туча письмо
(кровать) (вода) (доска) (зонтик) (стол)
- Сюжет – ассоциация.
Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение.
Например: дед – репка – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка – каша (русская народная сказка “Репка”)
- Открытки (предметные картинки, сюжетные картины)
- Сюжет (по разным открыткам придумывать общий сюжет)
Например:
Жила – была девочка. К ней пришли гости и принесли подарки: котенка в корзине, ветки сирени, мячик с лентами и т.д. (перечислять все, что есть на открытках, увязывая с сюжетом).
- Вживление в картину
Например:
Мы с вами оказались на солнечном и зеленом берегу озера. Потрогайте, какая в озере холодная и даже ледяная вода. Возьмите в руку песок, чувствуете, какой он теплый, какой он влажный и мокрый. Слепите из него комочек, видите, какой он липкий. Погладьте рукой траву, почувствуйте, какая она мягкая. Вдохните влажный воздух, почувствуйте, как он пахнет…..
- Открытки + слово (“испорченный телефон”)
Например:
Показ открытки говорю слова
Кошка буква В
Дерево кружева
Розы волк
- Коллаж – это винегрет из разных картинок.
Содержанием коллажа могут быть: картинки, цифры, буквы, слоги, короткие слова .
Коллажи способствуют закреплению разных методов запоминания, образного восприятия информации, развивают словарный запас и память, фотографическая память.
- Мнемотаблица
Бывают разные: 3х3; 4х4; 3х4 и т. д.
Могут быть цифровыми, цветовыми, развивающими, обучающими.
Можно использовать с играми Михайлова, Никитина, Воскобовича.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...
Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...
Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....