Конспект занятия грамматический строй речи
план-конспект занятия по логопедии
Комплексное развитие детей зависит от тех условий, в которых они воспитываются. Если семья полная, родители четко понимают важность своего участия в формировании речевых навыков малыша, то у ребенка нет недостатка в общении, т.е. у него есть постоянная речевая практика. Если же ребенок воспитывается в неполной семье, то вполне естественно, что у него будет нехватка коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grammaticheskiy_storoy_rechi.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект грамматический строй речи
Воспитатель: Рябова Татьяна Витальевна
Место проведения: МАДОУ города Нижневартовска ДС№41 «Росинка» группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (от 6 лет и до прекращения образовательных отношений)
Пояснительная записка
Комплексное развитие детей зависит от тех условий, в которых они воспитываются. Если семья полная, родители четко понимают важность своего участия в формировании речевых навыков малыша, то у ребенка нет недостатка в общении, т.е. у него есть постоянная речевая практика. Если же ребенок воспитывается в неполной семье, то вполне естественно, что у него будет нехватка коммуникации.
Цели: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена.
Ход занятия
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива — груша — шкаф;
воробей — ворона — стол; свитер — пальто — кровать; баклажан — кабачок — полка; трамвай — автобус — тумбочка; тополь — береза — стул; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван.
2. Беседа о мебели
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире?(Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.)
— Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол, стулья, диван (тахта, софа), журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.)
(Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья.)
— Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Уточняются составные части данной мебели.
3. Дидактические игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови?»
Дети отвечают на заданные вопросы и берут себе картинку.
4.Дидактические игры «Скажи ласково», «Скажи наоборот»
Шкаф — шкафчик,
Стул — стульчик и т.д.
Старая — новая,
тяжелая — легкая,
старинная — современная, модная,
большая — маленькая,
взрослая — детская, мягкая — жесткая, грязная — чистая и т.д.
5. Физкультминутка
6. Беседа о мебели по картинкам
Логопед выставляет карточки с изображением мебели и материала, из которого она изготовлена.
Шкаф — дерево. Какой шкаф? Стол — стекло. Какой стол? Стул — пластмасса. Какой стул? Кресло — кожа. Какое кресло? Диван — велюр. Какой диван?
Мебель для кукол. Какая мебель? Мебель для спальни. Какая мебель? Мебель для кухни. Какая мебель? Мебель для гостиной. Какая мебель?
Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое, -ые)?
7. Составление предложений с предлогами по опорным картинкам
8. Составление рассказа «Как изготовляют мебель» Логопед предлагает детям составить рассказ, используя набор
слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить, доставить.
9. Итог занятия
— Какую мебель можно поставить в спальню, гостиную, кухню, детскую?
Материал для закрепления
I. Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Согласование числительных с существительными.
4. Образование прилагательных от существительных. Кровать из дерева — ... .Стол из стекла — ... . Стул из пластмассы — ... . Кресло из велюра — ... . Мебель для кукол — ... и т.д.
5. Согласование прилагательных с существительными.
— Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, кукольные?
6. Подбор слов-антонимов.
Большой стул — ...
Высокий стол — ...
Широкая кровать — ...
Мягкое кресло — ...
Тонкая ножка — ...
Длинная полка — ... .
7. Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между, около.
Придумать предложения с этими предлогами и записать в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна».
Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна»....