Конспект занятия грамматический строй речи
план-конспект занятия по логопедии

Рябова Татьяна Витальевна

Комплексное развитие детей зависит от тех условий, в которых они воспитываются. Если семья полная, родители четко понимают важность своего участия в формировании речевых навыков малыша, то у ребенка нет недостатка в общении, т.е. у него есть постоянная речевая практика. Если же ребенок воспитывается в неполной семье, то вполне естественно, что у него будет нехватка коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grammaticheskiy_storoy_rechi.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  грамматический строй речи

Воспитатель: Рябова Татьяна Витальевна

Место проведения: МАДОУ  города Нижневартовска ДС№41 «Росинка» группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста  (от 6 лет и до прекращения образовательных отношений) 

Пояснительная записка

Комплексное развитие детей зависит от тех условий, в которых они воспитываются. Если семья полная, родители четко понимают важность своего участия в формировании речевых навыков малыша, то у ребенка нет недостатка в общении, т.е. у него есть постоянная речевая практика. Если же ребенок воспитывается в неполной семье, то вполне естественно, что у него будет нехватка коммуникации.

Цели: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива — груша — шкаф;

воробей — ворона — стол; свитер — пальто — кровать; баклажан — кабачок — полка; трамвай — автобус — тумбочка; тополь — береза — стул; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван.

2. Беседа о мебели

Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире?(Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.)

— Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол, стулья, диван (тахта, софа), журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.)

(Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж. Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья.)

— Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.

Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло.

Уточняются составные части данной мебели.

3. Дидактические игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови?»

Дети отвечают на заданные вопросы и берут себе картинку.

4.Дидактические игры «Скажи ласково», «Скажи наоборот»

Шкаф — шкафчик,

Стул — стульчик и т.д.

Старая — новая,

тяжелая — легкая,

старинная — современная, модная,

большая — маленькая,

взрослая — детская, мягкая — жесткая, грязная — чистая и т.д.

5. Физкультминутка

6. Беседа о мебели по картинкам

Логопед выставляет карточки с изображением мебели и материала, из которого она изготовлена.

Шкаф — дерево. Какой шкаф? Стол — стекло. Какой стол? Стул — пластмасса. Какой стул? Кресло — кожа. Какое кресло? Диван — велюр. Какой диван?

Мебель для кукол. Какая мебель? Мебель для спальни. Какая мебель? Мебель для кухни. Какая мебель? Мебель для гостиной. Какая мебель?

Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое, -ые)?

7. Составление предложений с предлогами по опорным картинкам

8. Составление рассказа «Как изготовляют мебель» Логопед предлагает детям составить рассказ, используя набор

слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпилили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить, доставить.

9. Итог занятия

— Какую мебель можно поставить в спальню, гостиную, кухню, детскую?

Материал для закрепления

I. Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование числительных с существительными.

4. Образование прилагательных от существительных. Кровать из дерева — ... .Стол из стекла — ... . Стул из пластмассы — ... . Кресло из велюра — ... . Мебель для кукол — ... и т.д.

5. Согласование прилагательных с существительными.

— Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, кукольные?

6. Подбор слов-антонимов.

Большой стул — ...

Высокий стол — ...

Широкая кровать — ...

Мягкое кресло — ...

Тонкая ножка — ...

Длинная полка — ... .

7. Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между, около.

Придумать предложения с этими предлогами и записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна».

Конспект по грамматическому строю речи в средней группе на тему «Весна»....