Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска

 Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи

"Дикие животные наших лесов"

с презентацией

  Конспект составила  педагог дополнительного образования:   Шевчук Мария Александровна

г. Правдинск 2012 год

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи

"Дикие животные наших лесов"

с презентацией.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";

• закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Коррекционно-развивающие:

• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;

• формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;

• формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитание бережного отношения к природе;

• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: презентация; конспект занятия; мультимедийное оборудование, мячик.

Занятие рассчитано на шесть детей подготовительной группы.

 

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня к нам на занятие пришли добрые лесные гости. А вы им уже рассказали, какие вы хорошие ребята?

Дети: Нет, не рассказали.

Воспитатель. Я предлагаю коротко рассказать вам о своих друзьях. А поможет нам мячик. Мы будем передавать его друг другу, и говорить комплименты. Итак, я начинаю: Костя – аккуратный.

Дети передают мячик и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель. Молодцы! Наши гости теперь знают, какие вы замечательные и расскажут вам много интересного о себе.

Слайд 2.

(щелчок-звук, щелчок-картинка с животным)

Воспитатель. Гости хотят с вами поздороваться, но каждый на своем языке. Может сесть тот, кто правильно угадает, чей голос звучал?

Дети. Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.

Воспитатель. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес, чтобы узнать, как живут звери.

II Основная часть.

1. Д/и «Чей домик? »

Слайд № 3 (щелкать на картинку с животным)

Воспитатель. А вот и наши животные, они не могут найти свои домики. Что делать?

Дети. Нужно им помочь найти домики.

Воспитатель. Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Воспитатель. Где живет белка?

Дети. Белка живёт в дупле.

Воспитатель. Значит это чье дупло?

Дети. Это беличье дупло.

Воспитатель. Где живет волк?

Дети. Волк живёт в логове.

Воспитатель. Значит это чье логово?

Дети. Это волчье логово.

Воспитатель. Где живет лиса?

Дети. Лиса живёт в норе.

Воспитатель. Значит, это чья нора?

Дети. Это лисья нора и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

2. Д/и "Где, чья мама? "

Слайд №4 (щелкнуть на соответствующую картинку детеныша)

Воспитатель.

Отгадали мы первую загадку,

Кажется, что всё в порядке,

Но не всё в лесу так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка.

 Воспитатель. Посмотрите на несчастных детёнышей. Река разлилась и разделила зверят и их мам. Ведь они не умеют плавать. Поможем выбрать плот из подходящих материалов.

Опыт: Тонет, не тонет. ( Деревянный плотик и плот из метала.)

Воспитатель. Нужно помочь детёнышам диких животных.

Расскажите, как зовут маму Ежонка (…_)  к которой он должен приплыть

(ежиха, зайчиха, лиса, медведица, белка) .

Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.

3. Физминутка с музыкальным сопровождением «Частушки о зверюшках»

Дети выполняют движения под музыку.

4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »

Слайд №5 (по щелчку звери появляются во весь рост)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.

Дети. Это уши зайца. - Это заячьи уши.

Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.

Воспитатель. Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?

Дети. Это хвост белки. - Это беличий хвост.

Воспитатель. Чья спина видна из-за бревна?

Дети. Это спина волка. - Это волчья спина.

5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"

Слайд №6 (щелкая на силуэт животного, появляется его цветное изображение)

Воспитатель: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем.

Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют. (Сжимают и разжимают пальцы медленно поднимая руки вверх)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Дети по очереди называют диких животных: лиса, заяц, ежик, медведь.

6. Игра «Кто, что делает»

Слайд №7“Слова действия”. Глаголы.

Воспитатель объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать.) .

Далее дети составляют предложения по картинкам.

Воспитатель. Что делает белка?

Дети. Белка грызет орехи.

Воспитатель. Что делает ежик?

Дети. Ежик бежит по дорожке.

Воспитатель. Что делает волк?

Дети. Волк воет на луну.

Воспитатель. Что делает бобр?

Дети. Бобр грызет дерево.

Воспитатель. Что делают зайцы?

Дети. Зайцы скачут по полянке.

Воспитатель. Что делает медведь?

Дети. Медведь лезет на дерево.

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?

Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?

Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша много знает о животных, интересными были ответы на вопросы у Антона. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания.

 

Используемая литература.

О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России».

ООО Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2006.

И. А. Пазухина «Давай познакомимся! » Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург 2004.

И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.

Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6-7 лет».

Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема "Все профессии важны, все профессии нужны"

Вашему вниманию представляется конспект НОД детей с логопедом по развитию лексико-грамматического строя речи. Цель данного занятия - закрепить представления детей о необходимости и важности труда взро...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»...