Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»
статья по логопедии (старшая группа)
Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика, по развитию речи детей. В этой методике сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. А так же это система упражнений, заданий, музыкально-двигательных, пальчиковых, коммуникативных игр. Использование элементов логоритмики позволяет вызвать у детей желание выполнять сложные игровые элементы упражнений, развить у них коммуникативные способности, а так же творчески относиться к заданиям, самостоятельно контролировать выполнение правил игр, использовать полученные умения в общении со сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»
Уважаемые коллеги, родители и посетители моего сайта!
Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика, по развитию речи детей. В этой методике сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. А так же это система упражнений, заданий, музыкально-двигательных, пальчиковых, коммуникативных игр.
Для того, чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми ТНР, в своей практике я использую элементы логоритмической методики, опирающиеся на связь слова, музыки и движения. Занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.
Главная цель логоритмики — развитие речи через движение и оздоровление ребёнка.
Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:
Коррекционные задачи:
развить чувство ритма и такта;
научить правильному речевому дыханию;
улучшить общую и мелкую моторики;
развитие координации речи с движением
развить внимание, память и слуховое восприятие;
включить в речь ребенка мимику и жесты;
научить плавности произнесения слов и фраз.
Воспитательные задачи:
воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Оздоровительные задачи:
укрепление костно-мышечного аппарата;
развитие физиологического дыхания;
развитие координации движений и моторных функций;
воспитание правильной осанки, походки, грации движений;
развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи:
формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений развитие переключаемости;
Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку и без нее дают хорошие результаты в формировании правильной речи детей с ТНР. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует снятию психоэмоционального напряжения, учит соблюдению ритма, правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.
Логоритмические упражнения могут быть различными: это и хлопки, щелчки, притопывание, ходьба, подскоки, простые танцевальные движения и др.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Это ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Например, динамическая пауза, игровое задание «Полетаем»
«Полетаем»
Раз, два - 2 хлопка
Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой.
Три, четыре - 2 хлопка
Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны
Раз, два –
Хлопок в ладоши - 1 хлопок.
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре, 4 хлопка
Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны.
Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка
И на месте походили. Ходьба на месте.
Особое внимание нужно обращать на речевое сопровождение логоритмических упражнений. Проговаривание текста совместно с выполнением ритмичных движений способствует развитию чувства ритма. Тексты должны быть ориентированы на возраст детей. Также стихотворения не должны быть очень большими по объему. Желательно использовать такие тексты, в которых можно повторить несколько раз одни и те же движения, например:
Слова:
Кот шагает по дорожке
Топ-топ-топ
Дети хлопают в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп.
Почему, скажите мне,
Все поет?
Просто рады все весне.
Вот, вот, вот.
Движения:
Хлопки.
Притопы.
Прыжки на месте.
Хлопки.
Ходьба.
Пожимают плечиками.
Ходьба.
Прыжки на месте.
Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях. Например,
ААА ААА ААА - Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу.
(На ударном слоге стукнуть молоточком).
Упражнения выполняются с отхлопываниями в ладоши. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой весёлый звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой. (С. Маршак)
Упражнения, регулирующие мышечный тонус:
являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.
«Ронять руки»
Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.
«Кулачки – кисти»
Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.
«Поднимать и опускать плечи»
Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.
"Лодочка"
Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
"Снеговик"
Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
"Дерево"
Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
На занятии включать как физкультминутку, под сопровождение презентацией с музыкой:
«У жирафа…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Упражнения на развитие дыхания, голоса.
С помощью упражнений выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
Например, : сдуть ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
Или следующее упражнение, тарелка наполнена водой и дети дуют на лёгкие предметы, находящиеся в воде, например, кораблики.
Использовать игры с мыльными пузырями, игрой на духовых музыкальных инструментах - дудки, губная гармошка, флейта.
Дыхательные упражнения: поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.
Упражнения на распределение внимания и развитие памяти:
«Передай»:
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.
«Зоопарк»:
Цель: распределение внимания.
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде : «Звери»- дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей: зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».
«Запрещенное движение»:
Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.
Пальчиковые игры:
«Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;
Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;
Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.
упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.
Вот, например, как строится работа над произношением:
«Лошадка стучит копытцами»:
Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу.
«Пёс рычит»:
Логопед показывает картинку с изображением пса, произносит ряд звуков, ребёнок проговаривает по подражанию: «р-р р-р-р».
«Дорожка слов»:
Для автоматизации звука в словах дети продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… ». Это упражнение выполняется после проговаривания по повторению.
Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Примерный речевой материал:
ра-ра-ра – нам домой уже пора
ка-га-ка – мне нужна сейчас мука
ла-ля-ла – быстро крутится юла и т.д.
Применение элементов логоритмических упражнений на занятии с логопедом требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, задания помогают детям становиться более собранными, эмоциональными, уверенными в своих силах.
Использование элементов логоритмики позволяет вызвать у детей желание выполнять сложные игровые элементы упражнений, развить у них коммуникативные способности, а так же творчески относиться к заданиям, самостоятельно контролировать выполнение правил игр, использовать полученные умения в общении со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда
Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...
Статья «Использование элементов логоритмики в работе воспитателя»
данная статья предназначена для педагогов...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...
Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда
Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика, по развитию речи детей. В этой методике сочетаются музыка, движения и слова стихотв...