Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
презентация по развитию речи на тему
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: развитие эмоциональной сферы, обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.).
Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка помогает ребёнку не только взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру.
Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка с нарушениями речи в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь.
Дети с нарушениями речи имеют ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Такие дети нуждаются в создании специальных условий в образовательном процессе детского сада, которые будут направлены на развитие эмоциональной сферы и активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.
Эффективными элементами сказкотерапии в работе учителя-логопеда являются:
- Игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы детей с
нарушениями речи с помощью сказки, которые включают в себя:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком рифмовка слов (удалец
молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке.
- Логопедические сказки на развитие эмоциональной сферы детей с
нарушениями речи, которые включают в себя:
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки.
- Психогимнастические сказочные этюды на развитие эмоциональной
сферы детей с нарушениями речи, которые включают в себя:
- обсуждение эмоционального состояния сказочного персонажа;
- показ эмоционального состояния сказочного персонажа.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда" | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Эмоциональные комплексы:
1. Игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи. «Сказочные картинки»
«Придумай название сказки»
2. Логопедические сказки на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи «Сказочные герои»
«Колобок»
3. Психогимнастические сказочные этюды на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи Этюд «Северный полюс»
Этюд «Гадкий утёнок»
Вывод:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
Использование компьютера в работе учителя-логопеда.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...
Использование ИКТ в работе учителя - логопеда ДОУ на примере коррекционно-развивающего занятия "Гость из космоса"
В работе представлены варианты использования ИКТ в работе логопеда ДОУ...
Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями
В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения...
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....