Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_skazkoterapii.docx | 490.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино
Обобщение опыта работы на тему:
Использование приемов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Подготовила:
Учитель-логопед
Молева К.С.
Варнавино, 2021
Введение
Актуальность темы
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.
Проблема
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
- Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам) .
- Коррекционно - воспитательные : воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
- Коррекционно - развивающие : развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Пути реализации
В своей логопедической практике использую следующие игры со сказками для развития речи детей:
- Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником.
- Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста.
- Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает.
- Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
- Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.
- Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. (Для детского сада с детьми 5 лет инсценированы сказки «Теремок», «Три поросенка», «Муха-Цокотуха»)
- Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя
- Рассказ о любимом персонаже. Дети по мнемотаблице составляют рассказ о любимом персонаже сказки.
- Сочинение артикуляционных сказок о Веселом Язычке по Артикуляционной дорожке.
- Проведен курс занятий с детьми 5 лет «Сказки о язычке и пальчиках», он оказался очень результативным, поэтому решено продолжить работу в формате кружка «Путешествуем с Веселым Язычком».
- С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.)
- С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно-ласкательных суффиксов) проводятся игры: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.)
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому я включаю в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
∙ сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),
∙ снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
∙ формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Заключительная часть
Выводы
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повысило эффективность коррекционной работы с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
∙ осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
∙ формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
∙ развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
∙ активизировать и обогащать словарный запас детей;
∙ развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
∙ развивать интонационную выразительность и силу голоса;
∙ развивать мелкую моторику рук;
∙ укреплять артикуляционный аппарат.
Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"
Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.
Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...