Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Молева Ксения Сергеевна

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_skazkoterapii.docx490.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеек» №3 р.п. Варнавино

Обобщение опыта работы на тему:

Использование приемов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Подготовила:

Учитель-логопед

Молева К.С.

Варнавино, 2021

Введение

Актуальность темы

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

Проблема

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

  • Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам) .
  • Коррекционно - воспитательные : воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
  • Коррекционно - развивающие : развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Пути реализации

В своей логопедической практике использую следующие игры со сказками для развития речи детей:

  1. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником.
  2. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста.
  3. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает.
  4. Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  5. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.
  6. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. (Для детского сада с детьми 5 лет инсценированы сказки «Теремок», «Три поросенка», «Муха-Цокотуха»)

D:\РАБОТА\фото\2012-2013\детский сад 2013 год\DSCN3870.JPG

  1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя
  2. Рассказ о любимом персонаже. Дети по мнемотаблице составляют рассказ о любимом персонаже сказки.

D:\РАБОТА\фото\2015-2016\работа 2015-2016\Изображение 005.jpg

  1. Сочинение артикуляционных сказок о Веселом Язычке по Артикуляционной дорожке.
  2. Проведен курс занятий с детьми 5 лет «Сказки о язычке и пальчиках», он оказался очень результативным, поэтому решено продолжить работу в формате кружка «Путешествуем с Веселым Язычком».

D:\РАБОТА\фото\2015-2016\работа 2015-2016\Изображение 015.jpg

  1. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.)
  2. С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно-ласкательных суффиксов) проводятся игры: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.)

Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому я включаю в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

 сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),

 снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

 формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Заключительная часть

Выводы

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повысило эффективность коррекционной работы с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

 осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

 формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

 развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

 активизировать и обогащать словарный запас детей;

 развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

 развивать интонационную выразительность и силу голоса;

  развивать мелкую моторику рук;

 укреплять артикуляционный аппарат.

Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...