ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
опыты и эксперименты по логопедии на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города
Будённовска и Будённовского района»
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Использование
элементов сказкотерапии
в работе учителя-логопеда
Пушечкина Татьяна Викторовна
Учитель-логопед
І квалификационная категория
Буденновский район
Информационный лист
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,
ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,
И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,
КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,
И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
ИРИНА ТОКМАКОВА
Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения,
образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация : Учитель–логопед, специальный психолог.
Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г
Адрес, контактный телефон: г.Будённовск м-он 3, телефон д.сада: 2-52-19, л. Телефон: 8-928-008-33-18.
Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.
В 2012 году опробировала свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.»
В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность и веду работу по распространению своего передового опыта, выступаю на Методических объединениях учителей логопедов г.Буденновска и Буденновского района», в 2013 году провела МО учителей логопедов с внедрением данной темы.
А так же в средствах массовой информации:
«Буденновск сегодня» № 94(607) от 27 ноября 2012г,
Сайт МДОУ http://mdou-24-raduga.ucoz.com/
Оглавление
1. Информационный лист
2. Оглавление
3. Аннотация
4. Содержание аннотации
«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда»
5. Введение
Актуальность педагогического опыта.
6. Основная аналитическая часть
7. Выводы и рекомендации
8. Материалы педагогического опыта
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
9. Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_stupeni_masterstva.docx | 58.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города
Будённовска и Будённовского района»
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Использование
элементов сказкотерапии
в работе учителя-логопеда
Пушечкина Татьяна Викторовна
Учитель-логопед
І квалификационная категория
Буденновский район
Информационный лист
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,
ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,
И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,
КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,
И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
ИРИНА ТОКМАКОВА
Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения,
образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация : Учитель–логопед, специальный психолог.
Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г
Адрес, контактный телефон: г.Будённовск м-он 3, телефон д.сада: 2-52-19, л. Телефон: 8-928-008-33-18.
Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.
В 2012 году опробировала свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.»
В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность и веду работу по распространению своего передового опыта, выступаю на Методических объединениях учителей логопедов г.Буденновска и Буденновского района», в 2013 году провела МО учителей логопедов с внедрением данной темы.
А так же в средствах массовой информации:
«Буденновск сегодня» № 94(607) от 27 ноября 2012г,
Сайт МДОУ http://mdou-24-raduga.ucoz.com/
Оглавление
- Информационный лист
- Оглавление
- Аннотация
- Содержание аннотации
«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда»
- Введение
Актуальность педагогического опыта.
- Основная аналитическая часть
- Выводы и рекомендации
- Материалы педагогического опыта
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Список литературы
Аннотация
Пушечкина Татьяна Викторовна, 29.10.1983 года рождения,
образование высшее в 2007 г окончила «Московский государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова» присвоена квалификация: Учитель–логопед, специальный психолог.
Квалификационная категория I, присвоена в 2013 году, г
Работаю учителем-логопедом 6 лет, имею первую квалификационную категорию.
Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:
- Успешное овладение грамотной и связной речью,
- Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
- Использование образных выражений при пересказе сказок,
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
- Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
- Совершенствование звуковой стороны речи,
- Усиление интереса к занятиям,
- Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.
Востребованность материала.
Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.
Содержание аннотации
«Использование элементов сказкотерапии
в работе учителя-логопеда»
Метод сказкотерапии
является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель: использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников
Формы работы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).
Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).
Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации
- Перевоплощение
- Изображение растений
- Погружение в различные стихии
- Упражнения с тканью
- Танец
- Упражнения с зеркалом
- Пантомимические этюды
Перевоплощение в живое существо
Цель: Снятие напряжения, активизация воображения
Перевоплощение в неживое существо
Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением Погружение в различные стихии
Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения, активизация словарного запаса.
Упражнения с зеркалом – «Страна Зеркалия»
Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.
Упражнения с тканью
Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.
Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.
Пантомимические этюды
Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой .
В логопедической работе использую два вида сказок,
которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.
- Дидактические сказки
- Художественные сказки
- народные →сказки о животных
↘бытовые сказки
- авторские→ волшебные сказки
Художественная сказка
предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Используя сказки для расширения словаря детей провожу следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
- подбор к действиям - сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке и др.
В работе над предложением предусматриваю два направления:
I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;
- распространение предложения;
- составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
- составление предложений с опорой на игрушку;
- упражнение "Закончи предложение" и т.д.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи:
- развития речевого дыхания,
- плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
- развитие различной силы выдыхания,
- развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
- развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Дидактические сказки
Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.
Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.
Создается дидактическая сказка по алгоритму:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.
Циклы – это разделы программы:
Фонетика.
Звукопроизношение.
Обучение грамоте.
Грамматика.
Лексика.
Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).
- Фонетические сказки
- Артикуляционные сказки для постановки звуков
- Сказки по обучению грамоте
- Грамматические сказки
- По мотивам сказки «Колобок» создан
цикл дидактических сказок: «Путешествие Колобка», на материале которых отрабатываются предложно-падежные конструкции.
- Лексические сказки
Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.
Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Фрагменты структуры
коррекционно-развивающего сказкотерапевтического
занятия
1 этап. Ритуал «входа» в сказку
2 этап. Повторение
3 этап. Расширение
4 этап. Закрепление
5 этап. Интеграция
6 этап. Резюмирование
7 этап. Ритуал «выхода» из сказки.
1 этап
Ритуал «входа»
в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).
2этап.
Повторение
Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п
3 этап
Расширение
Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.
Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.
4 этап
Закрепление
Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр
5 этап
Интеграция
Цель: Связать опыт с реальной жизнью.
Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6 этап
Резюмирование
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт
7 этап
Ритуал «выхода» из сказки
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди и др.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать
Модели выпускника ДОУ
Любознательный, активный
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
- Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.
- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности
- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.
Эмоционально отзывчивый
- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь
- Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Коммуникативно-развитый
- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям
- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Психологические характеристики
- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.
Отсюда следует вывод: Метод сказкотерапии полностью реализует задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развитию ребенка в условиях детского сада.
Метод СКАЗКОТЕРАПИИ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП –
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Введение
Актуальность педагогического опыта.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.
Повышение качества образования детей с нарушениями вречевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении различных частей речи.
Разработаны и представлены совершенно новые, актуальные формы применения сказкотерапии. Разработан перспективный план на учебный год, подобран и систематизирован занимательный материал по развитию и совершенствованию всех компонентов речи, памяти, мышления, зрительно – моторной координации.
Представлены консультации для педагогов и родителей, обеспечивающие преемственность в работе.
Использование данного педагогического опыта в работе логопеда позволит:
- Обогатить логопедические занятия общеразвивающим материалом, благодаря подбору заданий не только позволяющих развивать речь, но и совершенствующих процессы восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), мышления (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции).
- Поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы (использование воспитателем заданий из опыта будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению и активизации словарного запаса дошкольника).
- Обеспечит работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.
Актуальность моей работы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-образовательного процесса в свете новых требований к условиям получения качественного дошкольного образования.
Основная аналитическая часть
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.
Основное внимание уделяю развитию и коррекции речи, способствующей своевременному гармоничному развитию ребенка. Педагогическая деятельность включает в себя следующее направление: комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу при апробации и внедрении технологии сказкотерапии.
Выявила противоречия:
- между большим количеством теоретических разработок по использованию сказки в работе с детьми и нехваткой образовательно- развивающего практического материала в данной технологии для детей с отклонениями в речевом развитии;
- между традиционным обучением, которое ориентируется на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупность конкретных знаний и умений) вне учета свойств личности и развивающим обучением, цель которого не формировать знания и умения, а развивать личность ребенка.
Определила следующие проблемы:
- как систематизировать работу во время «коррекционного часа», используя принцип концентрического наращивания материала методами сказкотерапии;
- какие приемы и формы работы при использовании сказкотерапии, музыкотерапии и арт - терапии обеспечат развитие диалогической и монологической речи ребенка в организованных и совместных видах деятельности.
Цель работы: определить эффективность использования метода сказкотерапии путем внедрения их в воспитательно-образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с успешным овладением и развитием речи.
Определила задачи, соотнеся их с целью и задачами Образовательной программы детского сада:
- изучить психолого - педагогическую и логопедическую литературу по проблеме влияния сказки на личность ребенка и процесс развития речи детей ОНР;
- разработать и апробировать План-программу с использованием сказкотерапевтических приемов;
- ввести активное использование метода сказкотерапии в процесс развития и коррекции связной монологической речи детей;
- модифицировать воспитательно-образовательный процесс методами сказкотерапии для развития творческой активности детей, расширяя личный опыт ребенка через средства языковой выразительности в языке жестов, мимике, позах, движениях.
Наметила предполагаемый результат:
1.Положительная динамика развития связной монологической речи у детей.
2.Внедрение в практику работы Плана-программы.
3. Анкетирование детей и родителей .
3.Создание практического комплекса для развития связной речи детей посредством влияния сказки:
- ритуалы вхождения в сказку;
- приемы использования сказкотерапии совместных видах деятельности;
- практикум «Сказочная игротерапия»;
- структура сказкотерапевтического занятия;
- конспекты занятий по развитию речи;
4.Оформление уголка сказок «Театральная страна».
Выводы и рекомендации
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе дошкольного учреждения:
- У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
- Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
- Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
- Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Приложение
- Разработки занятий, открытых мероприятий:
- Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением
Формы представления передового педагогического опыта
- Презентации;
- Мастер-класс;
- Семинар - практикум;
- Страница на сайте МДОУ «Заметки логопеда»;
- Видеоматериалы ;
- Круглый стол;
- Пакет документов (методические рекомендации);
- Портфолио с приложениями;
- Консультационный пункт;
- Выставка
- Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.
- Аникин В.П.Вступительная статья из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки». «Просвещение» -1982.
- Бабенский Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.1982.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду . – М., 2011.
- Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000.
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.
- Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.
- Коношенко О.Л.Домашний психолог.Сказкотерапия.-М.2002.-72с.
- Конвенция о правах ребенка.
- Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.
- Кирилова А.Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к детям. Дефектология. 1992 с.37.
- Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.
- Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.
- Макарова В.Г. О речевом развитии дошкольников. Ж. «Логопед в детском саду» 1-2006г. с.49.
- МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки .Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
- Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.
- Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007.
- Основная общеобразовательная программа детского сада. 2011г.
- Ромусик М.Н.Комплексный подход в работе с детьми с ОНР. Ж.Логопед в детском саду.1-2010.с.39
- Сакович Н.А.Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
- Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
- Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
- Танникова Е.Б.Формирование речевого творчества дошкольников-М.2008.
- Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.
- Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
- Фром Э. Искусство любви. Ж.Детский досуг.4-2011
- www.cka3ka-pro.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда
Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда.
В наше время количество детей с нарушениями речи увеличивается, на это влияют множество факторов, среди которых социально-культурные условия в которых растут дети.Как начинающий педагог, я сталкиваюсь...
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...
«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»
Сказка является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. Сегодня во многи...
"Использование элементов сказкотерапии в работе учителя–логопеда»
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-разв...