Конспект НОД для воспитанников группы компенсирующей направленности по обучению грамоте "Знакомство с звуками Т, ТЬ, буквой Т
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по обучению грамоте воспитанников с ОНР. Разнообразные задания позволяют в доступной для детей форме закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида  №21»

Конспект НОД для воспитанников подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звуки [Т], [ТЬ], буква Т»

Подготовила: учитель-логопед

первой квалификационной категории

Желяева Ю.А.

г.  Новомосковск 2022 г.

Цель: Формировать понятие о букве Т и звуках [Т], [ТЬ].

Коррекционно-образовательные цели: Совершенствовать фонематический слух, развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза. Уточнение, расширение и активизация словаря. Уточнение понятий звук, слог, слово, предложение. Совершенствование  умения составлять предложение по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: разучивание упражнений самомассажа, упражнений биоэнергопластики. рассматривание овощей, подбор определений.

Оборудование: Доска, набор предметных картинок с звуками [Т], [ТЬ], набор фишек синего и зелёного цвета на каждого воспитанника. Набор символов для характеристики звука. Демонстрационное дерево с картинками-символами артикуляционной гимнастики. Слоговая таблица. Овощи в корзине, коробочка, простые карандаши, лист прописи на каждого ребёнка. Шапочки персонажей «Листочек» и «Ветерок».

Ход  НОД:

  1. Организационный момент.

Дети под осенюю музыку заходят в группу, становятся полукругом.

Педагог: Я хожу, грущу одна,

                Осень рядом где-то

                Жёлтым листиком в реке

                Утонуло лето.

                Я ему бросаю круг-

               Свой венок последний

               Только лето не спасти,

               Если день осенний.

Здравствуйте! Рада видеть вас, ребята, в этот золотой осенний день на нашем интересном осеннем занятии.

Дети: Здравствуйте! (проходят на свои места)

2. Самомассаж, упражнения биоэнергопластики.

Педагог: Ребята, стоило мне открыть окошко, к нам в группу залетел осенний листочек.

Ребёнок в шапочке «Листочек» выходит в центр группы, декламирует стихотворение:

      За окошком лист осенний пожелтел

Оторвался, закружился, полетел.

           Жёлтый листик подружился с ветерком.

Всё кружится и играет под окном

А когда весёлый ветер улетал.

       Жёлтый листик на асфальте заскучал.

Педагог: Не скучай, осенний листочек, присоединяйся к ребятам, выполняй разминку, поиграй с нами в игры.

(упражнения самомассажа).

Педагог: разотрите ладошки, чтобы они наполнились теплом. (дети трут ладошку об ладошку). Гладим ласково глаза «Наши глаза будут смотреть внимательно» (дети лёгкими круговыми движениями массируют глаза подушечками пальцев). Активно массажируем ушки «Наши уши будут слушать старательно».  Массажируем круговую мышцу рта «Рот наш чётко говорить». Упражнения биоэнергопластики: «Вкусное варенье», «Метёлочка», «Иголочка».

«Язычок мы поднимаем, варенье с верхней губы снимаем» Дети выполняют упражнение, координируя движения языка с движением кистей рук.

«Метёлочка подметает, зубки верхние толкает». «Очень острая иголка, раз — и уколола колко».

3. Знакомство с темой занятия.

Педагог: Вместе с осенним листочком, в группу попали и капли дождя (показывает картинки-символы — большая капля в синей рамочке, маленькая капля в зелёной рамочке). Крупные капли стучат так: [Т],[Т],[Т],[Т]. Маленькие капли стучат [ТЬ],[ТЬ],[ТЬ],[ТЬ],[ТЬ]. Мы сегодня познакомимся с звуками [Т],[Ть] и буквой Т.

4. Совершенствование навыков звукового анализа.

Педагог: Давайте все стучать, как крупные капли: [Т],[Т],[Т],[Т]. Что мы скажем про звук [Т]? Он гласный или согласный? Почему?

1 ребёнок: Звук [Т] согласный, потому, что мы его не можем петь. Нам мешает язык и зубы.

Педагог: он твёрдый или мягкий?

2 ребёнок: Звук [Т] твёрдый.

Педагог: он звонкий или глухой? Положите руку на горлышко и проверьте.

3 ребёнок: Звук [Т] глухой, горлышко не звенит.

Педагог: расскажите о звуке [Т] полностью.

4 ребёнок: Звук [Т] согласный, твёрдый, глухой.

Аналогичная работа проводится с анализом звука [Ть].

5. Игра «Сигналы». Совершенствование фонематического слуха. Перед каждым ребёнком на столе лежат карточки-сигналы синего и зелёного цветов.

Педагог: Звуки прячутся в словах. Карточки в руки скорее возьмите. Услышите твёрдый звук — синий сигнал поднимите. Услышите мягкий звук — зелёный сигнал поднимите.

Слова для дифференциации: Танк, мост, котёнок, Тёма, лопата, Петя.

(дети поднимают карточку нужного цвета, в зависимости от звука).

Педагог: молодцы, ребята. Положите карточки на угол стола.

6. Составь предложение. Развитие связной речи. Будем мы слова запоминать, предложения по схеме составлять. Сколько частей в нашей схеме?

Дети: две.

Педагог: Значит мы будем составлять предложение из двух слов.

1 ребёнок: Куст растёт

2 ребёнок: Танк стреляет.

3 ребёнок: Кит ныряет.

4 ребёнок: Телёнок мычит.

5 ребёнок: котёнок спит.

Педагог: Молодцы ребята. Какое задание мы выполнили?

1 ребёнок: мы составляли предложение.

2 ребёнок: мы составляли предложения из слов.

7.Игра «Подбери слово». Развитие навыков фонематического анализа, фонематических представлений.

Педагог: На доску внимательно вы посмотрите. Слова с звуком [Т],[Ть] в начале слова найдите, руку поднимите.

1 ребёнок: телефон, танк, телёнок.

Педагог: на доску внимательно вы посмотрите, слова с звуком [Т],[Ть] в конце найдите.

2 ребёнок: мост, хвост. Кит

Педагог: на доску внимательно вы посмотрите, слова с звуком [Т],[Ть] в середине найдите, быстро назовите.

3 ребёнок: котёнок, лопата, капуста.

8. Дыхательная гимнастика:

Педагог: Вы трудились, слова подбирали, и немножечко устали. С ветерком вы поиграйте и зарядку повторяйте.

Выходит ребёнок в шапочке «Ветерок», декламирует стихотворение:

                                           Я весёлый ветерок, ветерок.

Дую с юга на восток, на восток.

Листьями, травой играю.

Поиграть всех приглашаю.

Не сидите, не скучайте,

Меня весело встречайте.

Очень я люблю играть

Бегать, прыгать, догонять

Поднимайся, не робей.

Ветерком подуй скорей.

Дети стоя рядом с своими местами, выполняют дыхательную гимнастику с элементами по методике Стрельниковой А.Н., садятся на свои места.

9. Дидактическая игра «Урожай». Совершенствование умения делить слова на слоги, выполнять слоговой анализ.

Педагог: у меня в руках корзина,

 в ней есть осени дары.

Что растёт на огороде,

Принесла для детворы.

Чётко слово говорите и на слоги разделите. (педагог демонстрирует корзину с овощами. Демонстрирует детям. Задаёт вопросы индивидуально)

1 ребёнок: Ка-пус-та. Три слога.

2 ребёнок: Тык-ва. Два слога.

3 ребёнок: Са-лат. Два слога.

4 ребёнок: Кар-то-фель. Два слога.

5 ребёнок: То-мат. Два слога.

6 ребёнок: Пе-тру-шка. Три слога.

Педагог: Молодцы, вы отлично справились! Какое задание вы выполняли?

Ребёнок: Мы делили слова на слоги.

Ребёнок: Мы считали сколько слогов в словах.

10. Динамическая пауза. Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей встать, выйти из-за своих мест и немного отдохнуть. Один из ребят выходит к доске и проводит зарядку-разминку.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — на место сесть опять.

После выполнения зарядки-разминки дети занимают свои места.

11. Знакомство с графическим образом буквы Т.

Педагог: Сегодня к нам на занятие заглянули не только звуки [Т], [Ть], но и буква Т. (демонстрирует карточку с буквой Т).

То ли зонтик, то ли гвоздь

Буква Т — наш новый гость.

12. Закрепление образа буквы Т.

Педагог: Палец указательный вверх вы поднимите, букву в воздухе вы напишите.

Дети пишут в воздухе букву Т, повторяя расположение элементов за педагогом.

13. Закрепление навыка слогового чтения.

Педагог: Подружим букву Т с уже знакомыми нам буквами. И их прочтём плавно парами. Сначала за мной, а потом сами.

(Дети повторяют плавное чтение слогов за логопедом, затем отвечают индивидуально, по приглашению).

1 ребёнок: ТА, ТИ, ТУ.

2 ребёнок: ТИ, ТУ, ТА

3 ребёнок: ТУ, ТА, ТИ

После того, как все дети группы прочтут слоги, педагог хвалит их и предлагает научить пальчики писать букву Т. Но сперва выполнить массаж кистей рук.

14. Самомассаж кистей рук карандашом. Дети перекатывают ребристый карандаш между ладонями, проговаривая слова:

«Карандаш мы покатаем, руки наши согреваем».

15. Работа с индивидуальными листами на печатной основе.

Педагог раздаёт воспитанникам листы с заданиями, состоящими из трёх частей: найти место звука в слове, напечатать букву т по образцу, найти букву среди других, вычеркнуть. Дети приступают к выполнению задания, логопед оказывает помощь индивидуально, напоминает о осанке, правильном захвате карандаша. После окончания времени, отведённого на выполнение задания, педагог предлагает отложить листы на угол стола, отдохнуть и поиграть.

16. Дидактическая игра «Подари подарок». (Активизация и актуализация знаний, расширение фонематических представлений)

Логопед демонстрирует яркий свёрток, объяснив, что в качестве подарка можно подарить любой предмет, в названии которых есть звуки [Т], [ТЬ]. Дети выходят к доске, встают полукругом.

Педагог, обращаясь к первому ребёнку и передавая ему свёрток:

Я тебе дарю пушистого кота.

Ребёнок, обращаясь к следующему: Я тебе дарю военный танк.

Игра проходит со всеми воспитанниками группы.

17. Рефлексия.

 Педагог задаёт детям вопросы:

Л: С какими звуками мы познакомились на занятии?

Ребёнок 1: Мы познакомились с звуками [Т], [ТЬ].

Л: С какой буквой мы познакомились на занятии?

Ребёнок 2: Мы познакомились с буквой Т.

Л: Какие задания мы сегодня выполняли?

Ребёнок 3: Мы делили слова на слоги, составляли предложения.

Л: Что вам понравилось делать больше всего?

Ребёнок 4: Мне понравилось писать буквы и играть в игру «Подари подарок».

Логопед благодарит воспитанников за внимание, собранность, активное участие, любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Звук « Щ». Буквы Щщ.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема:    1. Звук « Щ». Буквы Щщ.        ...

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с применением развивающего пособия В.В. Воскобовича

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте  детей с применением развивающего пособия В.В. Воскобовича, на тему: «Путешествие в сказочную страну буквогра...

Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»

Познакомить обучающихся со звуком  С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащи...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по разделу «Элементы обучения грамоте» «ЗВУКИ [З], [З’]. БУКВА З. КОСМОС»

В своём занятии я очень часто использую игровые технологии. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и ...