Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по разделу «Элементы обучения грамоте» «ЗВУКИ [З], [З’]. БУКВА З. КОСМОС»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В своём занятии я очень часто использую игровые технологии. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДС «Ручеёк»
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности по разделу «Элементы обучения грамоте»
«ЗВУКИ [З], [З’]. БУКВА З. КОСМОС»
Бурьянова М.В., учитель-логопед
г. Новый Уренгой
Аннотация
Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам. У детей с нарушением речи это происходит с большим опозданием. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части речи. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал.
Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В дошкольном возрасте игра – ведущей вид деятельности. Она вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Преимущество игр состоит в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка.
В своём занятии я очень часто использую игровые технологии. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. При этом он окрашен эмоциями, столь важными для ребёнка – дошкольника. Большая часть моего занятия опирается на наглядно – дидактический материал. Использую как уже готовый материал, так и создаю свой авторский. В частности, мной разработаны карточки-лото, предметные картинки, для дифференциаций звуков в словах. Принцип работы с этими карточками заключается в распределении картинок с названиями предметов, в которых есть твёрдый согласный звук и мягкий согласный звук.
Интеграция видов деятельности: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Лексическая тема: «Космос».
Вид занятия: Занятие-путешествие, фронтальное.
Форма образовательной деятельности: Наглядные, словестные, игровые.
Цель: Совершенствовать и закрепить знания детей по теме: «Космос».
Задачи:
Образовательные: Формировать знания детей о космосе, о планете Земля, о жителях планеты, о звездах и их обитателях; закрепить фонематическое восприятие – дифференциация звуков [З]-[З’] в словах; закрепить умение детей выделять первый звук в словах и заменять на звуки [З]-[З’]; закрепить знания детей о букве З; закрепить умения определять место звука в слове: начало, середина и конец; совершенствовать умения на слух образовывать обратные и прямые слоги с помощью символов гласных звуков.
Развивающие: Развивать словарь по данной теме; развивать внимание, память и мелкую моторику рук; координация речи с движением; развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
Коррекционные: устранять неправильный артикуляционный уклада звука [З], преодолевать речевой негативизм.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете Земля.
Планируемый результат: Активность детей; интерес к занятию-путешествию.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстрации по теме космос; Знакомство с планетами солнечной системы.
Оборудование и материал: ПК, презентация, разрезные картинки, билеты синего и зеленого цвета, массажные мячи, карточки с символами гласных звуков, веселые и грустные смайлики.
Ход занятия:
Организационно - мотивационный этап
Цель: создание мотивации, настроить детей на занятие.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на экран. Вас сегодня встречает космонавт. Учитель-логопед читает стихотворение (Слайд 2)
В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит на планету вниз глядит.
Сверху видит он поля, реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной наш дом родной.
Учитель-логопед: Ребята, назовите планету, на которой мы с вами живём?
Дети: Земля (Слайд 3)
Учитель-логопед: Посмотрите на экран, так выглядит наша планета из космоса. Как называют людей, которые живут на планете земля?
Дети: Земляне, дети земли.
Учитель-логопед: Ребята, а на звездах живут дети звезд (Слайд 4) Дети звезд Заня и Зеня (появляются по очереди) они приглашают нас в гости. Вы хотите отправиться в гости к детям звёзд? (ответы детей)
Учитель-логопед: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в звездное путешествие?
Дети: На ракете, на звездолете?
Учитель-логопед: Мы отправимся на звездолете (Слайд 5)
(На экране появляется изображение звездолета)
Основной этап
Учитель-логопед: Назовите первый звук в лове звездолет. В слове звездолет первый звук [З].
Учитель-логопед: Сколько всего звуков [З] в слове звездолет?
Дети: В слове звездолет два звука [З].
Учитель-логопед: Билеты на звездолет вы получите, сложив разрезную картинку, которая есть у вас на столе.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Учитель-логопед: Серёжа, кто у тебя получился? (Заяц). На какой звук начинается слово заяц?
- Ника, какая картина получилась у тебя? (Зонт). Какой первый звук слышится в этом слове?
- Лиза, что ты сложила? (Замок). Слово замок, с какого звука начинается?
- Полина, как называется твоя ягода? (Земляника). Какой первый звук слышится в слове земляника?
- Артём, что за предмет получился у тебя? (Зеркало). В слове зеркало, какой первый звук? (ответ ребенка)
- Артемий, что у тебя получилось? (Зерно)….(Зефир, зебра)
Учитель-логопед: Ребята, а как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?
Дети: О звуках [З] и [З’].
Учитель-логопед: Дайте характеристику звуку [З].
Дети: Звук [З]: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Учитель-логопед: Молодцы ребята. Дайте характеристику звуку [З’].
Дети: Звук [З’]: согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом. Учитель-логопед: Хорошо. Молодцы. А теперь в зависимости от того на какой звук начинается название вашей картинки выберите себе билет синего или зеленого цвета (дети выбирают).
Учитель-логопед: Серёжа, почему ты выбрал билет синего цвета?
- Синего, потому что слово зонт начинается с твердого звука [З].
Учитель-логопед: Полина, почему ты выбрала билет зелёного цвета?
- Зелёного, потому что слово земляника начинается с мягкого звука [З’].
Учитель-логопед: Замечательно. Проходим на звездолет и опускаем в турникет билет. Физкультминутка (Слайд6)
Учитель-логопед: Чтобы в космос нам слетать.
Нужно сильным ловким стать. Все вместе: Руки в стороны – к плечам, Дружно мы покажем вам. На пояс обе руки ставим И наклоны выполняем. Руки за голову – вот Наклоняемся вперед. Приседаем и встаем | И ничуть не устаем. И опять шагаем, Ноги поднимаем. Звездолет мы запускаем (звук: ууууууу…) К звездам путь открыть решили. Звездолет мы запустили. Занимайте места (садятся перед экраном) Все уселись в звездолет и отправились в полет. |
Учитель-логопед: Чтобы в пути нам не скучать предлагаю поиграть «Артикуляционная гимнастика» (Слайд 7)
(Слайд 8) Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас | (Слайд 9) Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. |
(Слайд 10) У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы. | (Слайд 11) Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. |
(Слайд 12) Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | (Слайд 13) Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. |
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Предлагаю поиграть в игру «Замени звук»
Надо заменить первый звук в словах на звук [З]. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18)
Были губы – получились – …зубы; Был набор – а получился …забор;
Были двери – стали …звери; Вот растет могучий дуб – а получился – …зуб;
Был вагон – стал … загон. (Слайды 19, 20)
А теперь будем заменять первый звук в словах на звук [З’]
Кефир – превращается в зефир, Была пеленка – а стала зеленка.
Учитель-логопед: Молодцы! (Слайд 21) «К звезде далекой добрались! Звездолет наш опустись!» Кто нас встречает?
Дети: Дети звездолет» (Слайд 22)
Заня и Зеня: Здравствуйте ребята, мы рады гостям и приготовили для вас звездные мячи, предлагаем поиграть пальчики свои размять.
Учитель-логопед: Предлагаю поиграть, а где же эти звездные мячи. Ребята посмотрите вокруг. Вы их видите (мячи выпадают сверху) (Слайд 23)
Мы возьмем в ладошку мячик И потрем его слегка Разглядим его колючки Помассируем бока Мячик я в руках кручу Поиграть я с ним хочу Правой сильно пожимаю | И ладошку поменяю. Сверху левой, снизу правой, Я его катаю. Браво. Поверну, а ты проверь Сверху правая теперь. Мячик наш мы покатали И в корзиночку убрали. |
Учитель-логопед:Давайте, и мы сделаем что-нибудь приятное нашим друзьям. Подойдите к столу. Выложите перед собой картинку, на которой изображены Заня и Зеня. (дети выполняют задание)
- Ребята, Зане нравятся слова со звуком [З], а Зене нравятся слова со звуком [З’]. В тарелочках у вас есть картинки с предметами. Под фотографией Зани мы будем выкладывать картинки с предметами, в которых есть твердый звук [З], а под фотографией Зени картинки с предметами, в названии которых есть мягкий звук [З’]. (дети выполняют задание)
Учитель-логопед: Артемий, какую картинку ты выложил для Зани? (Вазу). Где в слове ваза спрятался звук [З]?
Данила, почему корзинку ты поместил под фотографией Зени?(ответ ребенка)
Учитель-логопед: Молодцы! Вернемся к нашим друзьям. (Слайд 24)
Заня и Зеня: Спасибо ребята! Вы знаете, мы учимся читать. И уже знаем, что звуки обозначаются буквой. Только Зане нужна буква которая обозначает звук [З], а Зене нужна буква которая обозначает звук [З’]. И мы постоянно соримся из-за этого.
Учитель-логопед: Ребята как же нам померить Заню и Зеню? Подумайте.
- Правильно, ребята звук [З] и звук [З’] обозначаются одной буквой. (Слайд 25)
Учитель-логопед: З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
Учитель-логопед: Ребята, повторяйте за мной:
Пальцы рук мы округлим, В полукруги превратим.
Большие пальцы друг к другу прижмем, В левую сторону их повернем
И красивую З мы сейчас же прочтем.
Учитель-логопед: Зане и Зени понравились ваши буквы. У них хорошее настроение и они предлагают спеть песенку (Слайд 26)
Дружит гласный звук с согласным
Образуя вместе слог.
Полукругом скорее вы вставайте
Слоги по цепочки пропивайте.
Игра «Составь слог»
Учитель-логопед: Сейчас мы будем после гласного звука ставить звук [З].
АААЗ, ОООЗ, УУУЗ, ЫЫЫЗ, ИИИЗ (Слайд 27, 28, 29, 30, 31)
Учитель-логопед: А теперь звук [З] будем ставить перед гласными звуками.
Дети: ЗААА, ЗООО, ЗЫЫЫ, ЗУУУ, ЗИИИ (Слайд 32, 33, 34, 35, 37)
Учитель-логопед: Замечательно поете. Но нам возвращаться пора, скажем Зане и Зене до свидания! (Слайд 38) По местам, мои друзья! Звездолёт, звездолёт, отправляемся в полет. А в полете немного отдохнем (Слайд 39)
Следите глазами за летающими предметами (гимнастика для глаз).
Из полета возвратились (Слайд 40) Мы на землю приземлились Вот мы снова на Земле! Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, | Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно… Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нет! (Слайд 41) |
Итог:
Учитель-логопед: Ребята, где мы с вами были? С кем познакомились?
- Что вам понравилось в нашем полете? (ответы детей)
- Предлагаю сейчас подойти к смайликам, которые прикреплены на стене и если вам понравилось наше путешествие выбрать веселый смайлик, а если что-то не понравилось, то грустный.
Учитель-логопед: Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться в группу.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры со словами». – М., 2003.
2. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи: Формировать представление о семье.·...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».
Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно- речевому развитию Тема "Новогодняя красавица "
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.Цель: Формирование навыков связной речи....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Звук « Щ». Буквы Щщ.
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: 1. Звук « Щ». Буквы Щщ. ...
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Дифференциация звуков [С] - [З]. Буквы С, З."
Цель: дифференциация звуков [С] - [З].Задачи:Коррекционно-образовательные:учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [З];учить звуковому и слоговому с...