Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по разделу «Элементы обучения грамоте» «ЗВУКИ [З], [З’]. БУКВА З. КОСМОС»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бурьянова Марина Владимировна

В своём занятии я очень часто использую игровые технологии. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Ручеёк»

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности   по разделу «Элементы обучения грамоте»

«ЗВУКИ [З], [З’]. БУКВА З. КОСМОС»

Бурьянова М.В., учитель-логопед

г. Новый Уренгой

Аннотация

       Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам. У детей с нарушением речи это происходит с большим опозданием. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части речи. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал.

       Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В дошкольном возрасте игра – ведущей вид деятельности. Она вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Преимущество игр состоит в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка.

       В своём занятии я очень часто использую игровые технологии. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, поддерживая стойкий интерес к занятиям и желание узнать новое. При этом он окрашен эмоциями, столь важными для ребёнка – дошкольника. Большая часть моего занятия опирается на наглядно – дидактический материал. Использую как уже готовый материал, так и создаю свой авторский. В частности, мной разработаны карточки-лото, предметные картинки, для дифференциаций звуков в словах. Принцип работы с этими карточками заключается в распределении картинок с названиями предметов, в которых есть твёрдый согласный звук и мягкий согласный звук.

Интеграция видов деятельности: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Лексическая тема: «Космос».

Вид занятия: Занятие-путешествие, фронтальное.

Форма образовательной деятельности: Наглядные, словестные, игровые.

Цель: Совершенствовать и закрепить знания детей по теме: «Космос».

Задачи:        

Образовательные: Формировать знания детей о космосе, о планете Земля, о жителях планеты, о звездах и их обитателях; закрепить фонематическое восприятие – дифференциация звуков [З]-[З’] в словах; закрепить умение детей выделять первый звук в словах и заменять на звуки [З]-[З’]; закрепить знания детей о букве З; закрепить умения определять место звука в слове: начало, середина и конец; совершенствовать умения на слух образовывать обратные и прямые слоги с помощью символов гласных звуков.

Развивающие: Развивать словарь по данной теме; развивать внимание, память и мелкую моторику рук; координация речи с движением; развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

Коррекционные: устранять неправильный артикуляционный уклада звука [З], преодолевать речевой негативизм.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете Земля.

Планируемый результат: Активность детей; интерес к занятию-путешествию.

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстрации по теме космос; Знакомство с планетами солнечной системы.

Оборудование и материал: ПК, презентация, разрезные картинки, билеты синего и зеленого цвета, массажные мячи, карточки с символами гласных звуков, веселые и грустные смайлики.

Ход занятия:

Организационно - мотивационный этап

Цель: создание мотивации, настроить детей на занятие.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на экран. Вас сегодня встречает космонавт. Учитель-логопед читает стихотворение (Слайд 2)

В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит   на планету вниз глядит.

Сверху видит он поля, реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной, шар земной наш дом родной.

Учитель-логопед: Ребята, назовите планету, на которой мы с вами живём?

Дети: Земля  (Слайд 3)

Учитель-логопед: Посмотрите на экран, так выглядит наша планета из космоса.  Как называют людей, которые живут на планете земля?

Дети: Земляне, дети земли.

Учитель-логопед: Ребята, а на звездах живут дети звезд (Слайд 4) Дети звезд Заня и Зеня (появляются по очереди) они приглашают нас в гости. Вы хотите отправиться в гости к детям звёзд? (ответы детей)        

Учитель-логопед: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в звездное путешествие?

Дети: На ракете, на звездолете?

Учитель-логопед:  Мы отправимся на звездолете (Слайд 5)

(На экране появляется изображение звездолета)

Основной этап

Учитель-логопед: Назовите первый звук в лове звездолет. В слове звездолет первый звук [З].

Учитель-логопед: Сколько всего звуков [З] в слове звездолет?

Дети: В слове звездолет два звука [З].

Учитель-логопед: Билеты на звездолет вы получите, сложив разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Учитель-логопед: Серёжа, кто у тебя получился? (Заяц). На какой звук начинается слово заяц?

- Ника, какая картина получилась у тебя? (Зонт). Какой первый звук слышится в этом слове?

- Лиза, что ты сложила? (Замок). Слово замок, с какого звука начинается?  

- Полина, как называется твоя ягода? (Земляника).  Какой первый звук слышится в слове земляника?

- Артём, что за предмет получился у тебя? (Зеркало). В слове зеркало, какой первый звук? (ответ ребенка)

- Артемий, что у тебя получилось? (Зерно)….(Зефир, зебра)

Учитель-логопед: Ребята, а как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?

Дети: О звуках [З] и [З’].

Учитель-логопед: Дайте характеристику звуку [З].

Дети: Звук [З]: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Учитель-логопед: Молодцы ребята. Дайте характеристику звуку [З’].

Дети: Звук [З’]: согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом. Учитель-логопед: Хорошо. Молодцы. А теперь в зависимости от того на какой звук начинается название вашей картинки выберите себе билет синего или зеленого цвета (дети выбирают).

Учитель-логопед: Серёжа, почему ты выбрал билет синего цвета?

- Синего, потому что слово зонт начинается с твердого звука [З]. 

Учитель-логопед: Полина, почему ты выбрала билет зелёного цвета?

- Зелёного, потому что слово земляника начинается с мягкого звука [З’].

Учитель-логопед: Замечательно. Проходим на звездолет и опускаем в турникет билет.   Физкультминутка (Слайд6)

Учитель-логопед: Чтобы в космос нам слетать.

Нужно сильным ловким стать.

Все вместе: Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

И опять шагаем,

Ноги поднимаем.

Звездолет мы запускаем (звук: ууууууу…)

К звездам путь открыть решили.

Звездолет мы запустили.

Занимайте места (садятся перед экраном)

Все уселись в звездолет и отправились в полет.

Учитель-логопед: Чтобы в пути нам не скучать предлагаю поиграть «Артикуляционная гимнастика» (Слайд 7)

(Слайд 8) Улыбается щенок,

                  Зубки напоказ.

                  Я бы точно так же смог,

                  Вот, смотри. Сейчас

(Слайд 9) Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

(Слайд 10) У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

(Слайд 11)  Язык, как маятник часов,

              Качаться вновь и вновь готов.

              Котенок улыбается,

              Он, как и ты, старается.

(Слайд 12) Выше дуба, выше ели

                    На качелях мы взлетели.

                    А скажите, вы б сумели

                    Язычком «качать качели»?

(Слайд 13)   Язычка загнем края,

                     Делай так же, как и я.

                     Язычок лежит широкий

                     И, как чашечка, глубокий.

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Предлагаю поиграть в игру «Замени звук»

Надо заменить первый звук в словах на звук [З]. (Слайды 14, 15, 16, 17, 18)

Были губы – получились – …зубы;       Был набор – а получился …забор;

Были двери – стали …звери;       Вот растет могучий дуб – а получился – …зуб;

Был вагон – стал … загон. (Слайды 19, 20)

А теперь будем заменять первый звук в словах на звук [З’]

Кефир – превращается в зефир,  Была пеленка – а стала зеленка.

Учитель-логопед: Молодцы! (Слайд 21) «К звезде далекой добрались! Звездолет наш опустись!» Кто нас встречает?

Дети: Дети звездолет» (Слайд 22)

Заня и Зеня: Здравствуйте ребята, мы рады гостям и приготовили для вас звездные мячи, предлагаем поиграть пальчики свои размять.

Учитель-логопед: Предлагаю поиграть, а где же эти звездные мячи. Ребята посмотрите вокруг. Вы их видите (мячи выпадают сверху) (Слайд 23)

Мы возьмем в ладошку мячик

И потрем его слегка

Разглядим его колючки

Помассируем бока

Мячик я в руках кручу

Поиграть я с ним хочу

Правой сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

Сверху левой, снизу правой,

Я его катаю. Браво.

Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь.

Мячик наш мы покатали

И в корзиночку убрали.

Учитель-логопед:Давайте, и мы сделаем что-нибудь приятное нашим друзьям. Подойдите к столу. Выложите перед собой картинку, на которой изображены Заня и Зеня. (дети выполняют задание)

- Ребята, Зане нравятся слова со звуком [З], а Зене нравятся слова со звуком [З’]. В тарелочках у вас есть картинки с предметами. Под фотографией Зани мы будем выкладывать картинки с предметами, в которых есть твердый звук [З], а под фотографией Зени картинки с предметами, в названии которых есть мягкий звук [З’]. (дети выполняют задание)

Учитель-логопед: Артемий, какую картинку ты выложил для Зани? (Вазу). Где в слове ваза спрятался звук [З]?

Данила, почему корзинку ты поместил под фотографией Зени?(ответ ребенка)

Учитель-логопед: Молодцы! Вернемся к нашим друзьям.  (Слайд 24)

Заня и Зеня: Спасибо ребята! Вы знаете, мы учимся читать. И уже знаем, что звуки обозначаются буквой. Только Зане нужна буква которая обозначает звук [З], а Зене нужна буква которая обозначает звук [З’]. И мы постоянно соримся из-за этого.

Учитель-логопед: Ребята как же нам померить Заню и Зеню? Подумайте.

- Правильно, ребята звук [З] и звук [З’] обозначаются одной буквой. (Слайд 25)

Учитель-логопед: З – не просто завитушка,

                                 З – пружинка, крендель, стружка.

                                На эту букву посмотри

                                Она совсем как цифра три.

Учитель-логопед: Ребята, повторяйте за мной:

Пальцы рук мы округлим, В полукруги превратим.

Большие пальцы друг к другу прижмем, В левую сторону их повернем

И красивую З мы сейчас же прочтем.

Учитель-логопед: Зане и Зени понравились ваши буквы. У них хорошее настроение и они предлагают спеть песенку (Слайд 26)

Дружит гласный звук с согласным

Образуя вместе слог.

Полукругом скорее вы вставайте

Слоги по цепочки пропивайте.

Игра «Составь слог»

Учитель-логопед: Сейчас мы будем после гласного звука ставить звук [З].

АААЗ, ОООЗ, УУУЗ, ЫЫЫЗ, ИИИЗ (Слайд 27, 28, 29, 30, 31)

Учитель-логопед: А теперь звук [З] будем ставить перед гласными звуками.

Дети: ЗААА, ЗООО, ЗЫЫЫ, ЗУУУ, ЗИИИ (Слайд 32, 33, 34, 35, 37)

Учитель-логопед: Замечательно поете. Но нам возвращаться пора, скажем Зане и Зене до свидания! (Слайд 38) По местам, мои друзья! Звездолёт, звездолёт, отправляемся в полет. А в полете немного отдохнем (Слайд 39)

Следите глазами за летающими предметами (гимнастика для глаз).

Из полета возвратились (Слайд 40)

Мы на землю приземлились

Вот мы снова на Земле!

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет! (Слайд 41)

Итог:

Учитель-логопед: Ребята, где мы с вами были? С кем познакомились?

- Что вам понравилось в нашем полете? (ответы детей)

- Предлагаю сейчас подойти к смайликам, которые прикреплены на стене и если вам понравилось наше путешествие выбрать веселый смайлик, а если что-то не понравилось, то грустный.

Учитель-логопед: Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться в группу. 

Литература 

1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры со словами». – М., 2003.

2. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно- речевому развитию Тема "Новогодняя красавица "

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.Цель: Формирование навыков связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Звук « Щ». Буквы Щщ.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема:    1. Звук « Щ». Буквы Щщ.        ...

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Дифференциация звуков [С] - [З]. Буквы С, З."

Цель: дифференциация звуков [С]  -  [З].Задачи:Коррекционно-образовательные:учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С]  -  [З];учить звуковому и слоговому с...