Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта фронтального логопедического занятия
по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Домашние животные».
Тема занятия: «Ветеринарная клиника».
Цель: создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, пользе для человека.
Задачи:
*коррекционно-обучающие:
- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Домашние животные»;
- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в предложениях.
*коррекционно-развивающая:
- развивать умение слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог.
*коррекционно-воспитательная:
- прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: игрушечные животные, халаты, шапки, карандаши и бумага для рецептов, игровой набор «Больница», аудиозапись с голосами домашних животных.
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы), чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», Э. Успенский «Играли в больницу», рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др., беседа с детьми о работе ветеринарного врача, изготовление с детьми атрибутов к игре (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровые роли: ветеринарный врач, медсестра, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы и приемы работы |
Приветствие. Создание атмосферы психологической комфортности | Поприветствовать детей, установить зрительный контакт. Дать установку на успешную деятельность. Педагог читает стихотворение: Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Дети стоят в кругу. Выполняют упражнение в соответствии с текстом. | |
Постановка проблемы Актуализация знаний Создание игровой ситуации. Затруднение в игровой ситуации или постановка проблемы. Сюжетно-ролевая игра Итог занятия. Осмысление. | Ребята, сегодня нам пришло письмо от Доктора Айболита. Давайте прочитаем его. Доктор Айболит пишет, что он сейчас в «Лесной больнице», где у него много больных. И он не успевает приехать в наш город, чтобы лечить живущих здесь животных и просит нас помочь ему. Поможем? - Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у вас домашние питомцы (животные). - А каких еще домашних животных вы знаете? - Почему этих животных называют домашними? - Где живут? Рядом в комнате? - А какую пользу приносят домашние животные? - Скажите, ребята, а куда обращаются владельцы животных, если их питомцы болеют? - Вспомните, кто работает в ветеринарной лечебнице. - Давайте, мы у нас в группе организуем свою ветеринарную клинику и тем самым поможем Доктору Айболиту. Вы согласны? Распределение ролей. - Кто кем хочет работать в нашей клинике? - Ребята, перед вами коробка с игрушками. - Вам необходимо выбрать только те игрушки, которые будут нужны для игры «Ветеринарная клиника». - Какие предметы возьмем? - Прежде чем вести своих питомцев в ветеринарную клинику хозяевам нужно их покормить. Чем будете кормить своих животных? - Наша ветеринарная клиника открыта! Работники клиники на своих рабочих местах, а питомцы и их владельцы ждут своей очереди. - Ребята, мы с вами разговариваем, и животные тоже разговаривают. - Как говорит кошка? - Собака? - Корова? - Лошадь? и др. Включается запись «Кто как кричит?», на которой записаны голоса домашних животных. Дается установка: давать полный ответ. - Ребята, перед вами кошка и собака. Посмотрите внимательно на них и подумайте, чем они похожи. - А теперь подумайте, чем они отличаются. Аналогично обсуждаются корова и лошадь. - Наша ветеринарная клиника закрывается. Доктор Айболит благодарит всех за работу! - Ребята, как вы считаете, получились из вас хорошие работники ветеринарной клиники и хозяева домашних питомцев? Что вам в этом помогло? | Ответы детей. - Свинья, козел, овца, корова, лошадь, собака, кошка, кролик. - Потому что, они живут рядом с человеком. Человек о них заботится. Умозаключения детей. - Каждый в своем домике. Собака – в конуре (будке), кошка – в комнате, корова – в хлеву, свинья – в свинарнике, лошадь – в конюшне. - Собака охраняет дом. Корова дает молоко и мясо. Баран дает шерсть и мясо. Лошадь катает людей и перевозит тяжелые грузы. - В ветеринарную клинику. - Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки. Принятие на себя роли. Дети выбирают атрибуты, объясняя свой выбор Закрепление с проговариванием во внешней речи. Построение диалога между детьми. В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома. Дети проговаривают полным предложением («Я слышала, как мычит корова») Идет сравнение двух животных, делается вывод детьми. - Да! - Любовь к животным, знания о домашних животных, умение заботится о них. | Рассказ педагога Вопросы и ответы, требующие констатации. Постановка вопроса Создание проблемной ситуации. Демонстрация наглядности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук О».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;- развивать голос и дыхание...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А-О».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У, А, О; подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- разв...