Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков Х - Хь"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Занятие по обучению грамоте для детей 6 лет с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_h_-_h.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: «Дифференциация звуков Х, Х’»
Учитель-логопед
Тимонина Н.Н.
Тема: «Дифференциация звуков Х, Х’».
Цели: 1. Закрепить навык различения звуков Х-Х’ в слогах, словах, предложениях.
2. Закрепить звуко-слоговой анализ слова, состава предложения.
3. Закрепить навык чтения слов.
4. Развивать фонематический слух, внимание, память.
Оборудование: наборное полотно, мяч, индивидуальные карточки для определения места в слове; индивидуальные для составления схемы слова и предложения, буквы: П, М, У, О, Х; фланелеграф, набор для составления схемы предложения, картинки с изображением Хомяка, Винни-Пуха и Хрюши, музыка из мультфильма «Винни-Пух» М. Ванберга, ребус, схема.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Л: Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох,ох,ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах,ах,ах!» На празднике вы плясали: «Эх,эх,эх!» И совсем устали: «Ух,ух,ух!»
Л: Молодцы!
- Сообщение темы занятия.
Л: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам сегодня в гости.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
Л: Кто это?
Р: Это хомяк (картинка – хомяк).
Л: Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что всё и обо всех знает. Хомка говорит, что слово хомяк начинается со звука О. Вы согласны?
Р: Нет.
Л: Какой первый звук вы услышали в слове хомяк?
Р: Первый звук Х.
Л: А в слове хитренький?
Р: Первый звук Х’.
Л: Сегодня мы повторим звуки Х и Х’.
- Развитие фонематического слуха.
1) Л: поиграем в игру « Один - много» (с мячом).
Л: петух - Р: петухи
Орех - орехи
Пастух - пастухи
Страх - страхи
Запах - запахи
Лопух - лопухи
Конюх - конюхи
Л: Какой звук повторяется в моих словах?
Р: В Ваших словах повторяется твёрдый согласный звук Х.
Л: Что общего в ваших словах?
Р: В наших словах повторяется мягкий согласный звук Х’.
Л: Чем похожи эти звуки? (по схеме)
Р: Звуки Х, Х’ согласные, глухие.
Л: Чем они отличаются?
Р: Звук Х –твёрдый согласный…….. , а звук Х’ – мягкий согласный, обозначается зелёным квадратом.
2) Л: А сейчас игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».
Л: Хя-ха-ха
Ху-хю-хю
Хо-хо-хё
Хы-хы-хи
Хи-ха-хи
Хи-хю-хи
Хэ-хэ-хе
- Произношение Х-Х’ в словах. Определение места звука в слове.
Л: Хомяку так понравилось, как вы занимались, и он похвастался своим друзьям: Винни-Пуху и Хрюше, какие умные дети в этом детском саду. Друзья не поверили ему и решили сами прийти посмотреть, как вы занимаетесь.
Музыка из мультфильма «Винни-Пух».
Картинки с изображением Винни_Пуха и Хрюши.
Л: Кто к нам пришёл в гости?
Р: Винни-Пух и Хрюша.
Л: Они шли к нам долго, через мхи и болота.
Л: Скажите какой звук слышится в слове мхи?
Р: Звук Х’-согласный, глухой, мягкий
Л: Определите место звука Х’ в слове мхи на карточках.
Л: Где находится звук Х’в в слове мхи?
Р: Звук Х’в слове мхи находится в середине слова.
Л: Молодцы! Вы правильно определили место звука в слове.
- Звуко – слоговой анализ слова пух.
Л: Ребята, какое знакомое слово вы у слышали в имени сказочного героя Винни-Пуха?
Р: Слово пух.
Л: Что такое пух?
Л: Составьте схему слова пух.
Л: Сколько слогов в слове пух?
Р: В слове пух один слог.
Л: Как вы догадались?
Р: Потому что в слове пух один гласный звук.
Л: Назовите 1-й звук.
Р: 1-й звук п. Он – согласный, глухой, твёрдый.
Л: Назовите 2-й звук.
Р: 2-й звук – у. Он – гласный.
Л: Назовите 3-й звук.
Р: 3-й звук х. Он – согласный, глухой, твёрдый.
Л: Сколько всего звуков в слове?
Р: В слове пух 3 звука.
Л: Назовите гласный звук.
Р: Гласный звук у.
Л: Назовите согласные звуки.
Р: Согласные звуки – п, х.
Л: Молодцы! Вы угадали слово, правильно составили схему .
- Физминутка.
Л: Ребята, Хомка предлагает нам отдохнуть.
Хомка-Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
(Дети имитируют все движения хомяка).
Л: Молодцы! Зарядка окончена. Садимся на свои места.
- Работа с азбукой.
1) Л: Ребята, скажите, какой буквой обозначаются звуки Х и Х’ на письме?
Р: Буквой Х.
Л: Винни-Пух и Хрюша принесли с собой буквы. Назовите их.
Р: П, М, О, У, Х.
Л: Составьте из них слова.
Р: Мох. Получилось слово мох.
Р: Пух. Получилось слово пух.
Р: Ухо. Получилось слово ухо.
Л: Ребята, прочитайте, какие слова составили из этих букв?
Р: Мох, пух, ухо.
Л: Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слова.
2) Л: А сейчас задание посложнее. Отгадайте слово по первым звукам картинок. Назовите картинки.
Р: Усы. 1-й звук у.
Р: Халат. 1-й звук х.
Р: Антенна. 1-й звук а.
Л: У, Х, А. Какое слово получилось?
Р: Уха.
Л: Что такое?
Р: Уха – это рыбный суп.
Л: Выложите слово уха из букв.
Л: Поставьте букву М перед словом уха. Какое слово получилось? Прочитайте.
Р: Муха.
Л: Кто это?
Р: Муха – это насекомое.
Л: Сколько слогов в слове муха?
Р: В слове муха два слога.
Л: Назовите первый слог.
Р: Первый слог му.
Л: Назовите второй слог.
Р: Второй слог ха.
Л: Молодцы! Вы были очень внимательными и правильно прочитали Р
- Анализ состава предложения.
Л: Придумайте предложения с вашими словами и оставьте их схемы.
Л: Сергей, какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Назови 1-е слово.
Л: 2-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Назови 3-е, последнее слово.
Л: 3-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Какое маленькое слово есть в твоем предложении?
Л: 4-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? С какой буквы пишется начало предложения?
Л: 5-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Что ставится в конце предложения?
Р: В конце предложения ставится точка.
Л: 6-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Как пишутся слова в предложении?
Р: В предложении слова пишутся раздельно.
Л: Молодцы! Вы не только придумали предложения, но и правильно придумали их схемы.
- Работа с деформированным предложением.
Л: Ребята, послушайте, какое предложение я составила про муху.
На стекле сидеть муха.
Л: Правильно я сказала?
Р: Нет.
Л: Исправьте ошибку.
Р: На стекле сидит муха.
Л: Составьте схему этого предложения.
(1 ребёнок составляет у доски)
Л: Сколько слов в предложении « На стекле сидит муха»?
Р: В этом предложеии 4 слова.
Л: Назови 1-е слово.
Р: 1-е слово – на.
Л: Назови 2-е слово.
Р: 2-е слово – стекле.
Л: Третье слово.
Р: 3-е слово – сидит.
Л: Четвёртое слово?
Р: 4-е слово – муха.
Л: Назовите маленькое слово.
Р: Маленькое слово – на.
Л: Назовите слово, которое отвечает на вопрос кто?
Р: Слово муха.
Л: Назовите слово, которое отвечает на вопрос: что делает?
Р: Слово - сидит.
Л: Молодцы! Вы не только исправили моё предложение, но и правильно составили его схему.
Л: Занятие подошло к концу и нашим гостям пора домой. (музыка из мультфильма).
- Итог.
Л: Итак, какие звуки мы повторили?
Р: Мы повторили звуки Х и Х’.
Л: Что мы делали на занятии?
Р: Мы составляли схему слова.
Р: Мы составляли схему предложения.
Р: Читали слова.
Р: Отгадывали ребус.
Л: Вы очень понравились Винни-Пуху, Хрюше и Хомке. Поэтому они оставили вам угощение (халва).
Л: Занятие закончено. Можете быть свободными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе
Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе
Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Страна Звуков»
Данный комплекс включает в себя задания по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной "Стране Звуков". В игровой форме происходит р...