Конспект по формированию фонетической стороны речи. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект по формированию фонетической стороны речиЗвуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_h_-_h._bukva_h.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №15.

Тема. Звуки [Х] - [Хʼ]. Буква Х.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [Х]-[Хʼ].
  • Познакомить с буквой Х.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков [Х]-[Хʼ]. Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (понятия «предложение», «однокоренные слова»; подбор однокоренных слов к заданному слову; согласование притяжательных местоимений с существительным.).
  • Формировать навык деления слов на слоги.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; таблица «Дерево однокоренных слов»;  игра «Найди двух одинаковых петухов»; картинка с изображением хомяка; карточка: слово «ход».

План занятия.

I   Организационный момент.        

II   Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упражнение на дыхание.
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Буква Хх.
  5. Упражнение на развитие общей моторики.
  6. Игра «Найди двух одинаковых петухов».
  7. Термин «слияние» (по звуковичкам). Работа со словами – звукоподражаниями.
  8. Отгадывание и проговаривание загадки. Схема – слияние и слоговая схема слов муха-уха-ухо. Выкладывание из букв.
  9. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
  10. Понятие «предложение», схема предложения.
  11. Подбор однокоренных слов к слову «петух».
  12. Чтение и проговаривание стихотворения со словом ход.

III  Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Песенка – слияние или нет? Ма, оп, то, ка, му, ми, та, ти, ла, ки.

Выполняют действия.

II

1. Артикуляционная гимнастика. «Окошко», «Улыбка», «Хоботок»,

«Вкусное варенье», «Качели», «Горка»,  «Прятки».

2. Упражнение на дыхание «Шум леса».

И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 – вдох; 4 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 – вдох; 6 – на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

3. Сообщение темы занятия. 

Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые).

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.
Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить звук х с Хомой или с Химом? Почему?

Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб. Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).

Сразу  определяем  позицию звука  в слове, деление слов на слоги.

Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.
      В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ.

 Когда мы можем употребить их?

Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки.

Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ!

 Бабушка заахала от радости – АХ! АХ! АХ!

А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

4.Буква Хх.

Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х.
- Элементы буквы Х. На что похожа?  

X - на ножницы похожа.

Но в работе, а не лёжа,

Хочешь - режешь.

Хочешь - шьёшь.

Хочешь - сам себя стрижёшь.

Найти букву в кассе. На каком этаже, в какой квартире живет буква?

Выкладывание буквы из палочек.

5.Упражнение на развитие общей моторики «В нашей стране».

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы – ребята вот такие!

Встать на носочки, тянутся руками вверх.

Наклониться вниз, руками достать пола.

Расставить широко руки.

Показать руками обхват

Большим пальцем знак хорошо.

7. Термин «слияние». Слоговая схема.

- А теперь, давайте покажем нашим гостям, как вы умеете выкладывать звука-слоговую схему слова ХОМА.

На доске я закрашиваю квадратики с вашей помощью (сколько звуков, слогов, гласных, согласных), а вы на столе выкладываете схему с помощью фишек.

Звуковой анализ: - Сколько звуков в слове?

- Ребята, посмотрите, какая большая, длинная схема у нас получилась. - Давайте еще раз назовем все звуки в этой схеме (прочитать слово по звуковым схемам, называя каждый звук отдельно)

 - Посмотрите, схема длинная, каждый звук стоит отдельно друг от друга (схема из четырёх квадратиков).

 - Давайте их подружим между собой. Подружим согласные звуки с гласными (схема из двух квадратиков).

- Мы их подружили, теперь и читать стало удобнее (по слоговое чтение).

- Ребята, а давайте мы для наших дружных звуков сделаем домики и поселим их туда.

- Назовите, первые два звука, которые подружились в нашем слове (назвать звуки).

- Предлагаю поселить наши звуки вот в такой домик, в котором два этажа (демонстрация)

- Раз первым стоит звук… , то мы его поселим на первый этаж, а тогда звук….поселим на второй этаж.

 - Давайте теперь попробуем прочитать что у нас получилось (слитное чтение). У нас получается что первый звук, как будто бы тянется ко второму звуку. Эти звуки теперь живут вместе и они сливаются вместе, называется СЛИЯНИЕ.

 - Вот какая схема нашего слова у нас получилась: ХОМА

- Ребята, а теперь нужно запомнить самое главное – раз мы договорились, что дружные звуки мы будем селить в домики и называть их слиянием, то на первом этаже всегда будут жить согласные звуки (они могут быть твердыми или мягкими), а на втором этаже всегда будут жить гласные звуки.

- Ребята, вспомните, я вам уже рассказывала, что когда вместе встают два разных звука (согласный и гласный), то это называется СЛОГ (слог – часть слова, все слова состоят из слогов). Посмотрите внимательно на наши слияния. Как вы думаете – это можно назвать СЛОГОМ?

 - Значит СЛИЯНИЕ – это СЛОГ. В слове столько слияний, сколько слогов.

- Давайте немного потренируемся в составлении схем-слияний. СЛОГИ И СЛОВА: ХА, ХИ, МУХА, МУХИ «ВНЕ СЛИЯНИЯ» - Слияние – это домик для ДВУХ звуков. Как вы думаете, а еще, например, один звук мы сможем поселить в этот домик? (Нет) - Ребята, а Хома у нас кто?

- Давайте попробуем выложить схему слова хомяк 1. Сначала посчитать все звуки и выложить звуковую схему слова 2. Разделить слово на слоги (хо - мяк) - сколько слогов? (2) - сколько будет слияний? (2) (прикрепить на доску пустые схемы-слияния, постепенно называя звуки по порядку и «заселяя» их в домики) - Сколько звуков мы с вами поселили в домики? (4) - сколько звуков у нас осталось? (1) - осталось ли у нас место в домиках-слияниях для этого звука? (нет) - А что нам делать? Не можем же мы выбросить этот звук из слова (догадки и ответы детей) - Для последнего звука сделаем отдельный домик, который будет называться «ВНЕ СЛИЯНИЯ»

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Здравствуй!»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Сложить ладони вместе и сгибать пальчики между друг дружкой.

9. Понятие «предложение», схема предложения.

-А где живут Хома и Хим, кто знает?

Правило. Предложение – это цепочка слов.

                 Слова в предложении дружат друг с другом.

                 Первое слово пишется с большой буквы.

                 Слова пишутся отдельно.

Схема предложения «Хома живет в норе».

10.

 

Выполняют упражнения.

-Со звуками [Х]-[Хʼ].

                                       

-Дети дают характеристику звукам

Выполняют упражнение.

Находят букву.

Выполняют упражнение

(Да)

(хомяк)

Анализ предложения.

III

-Что понравилось на занятии?

-Что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Конспект по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ЗПР.

Данный конспект  создан для ознакомления детей с ЗПР ( старшая группа) со звуком и буквой У....

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....

Презентация к конспекту по формированию фонетической стороны речи. Звук [в]. Буква В. Лексическая тема «Космос»

Презентация к конспекту по формированию фонетической стороны речи.Звук [в]. Буква В. Лексическая тема «Космос»...

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...