Конспект НОД По формированию фонетической стороны речи и подготовки овладения элементарными навыками чтения и письма. Тема: звук [Ы]. Буква Ы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
20.11.2018
Конспект подгруппового занятия
По формированию фонетической стороны речи
И подготовки овладения элементарными навыками чтения и письма
С детьми с ОНР
В старшей логопедической группе №5
Тема НОД: Звук [Ы]
Цель:
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.
Задачи:
- Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов, воспроизведение слоговых рядов со звуком [Ы]. Выкладывание и печатание буквы Ы.
- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, логическое мышление.
- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование:
Предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, кот, банты, губы, панамы, петух, дом, тюльпаны), тетради, красные карандаши, индивидуальные зеркала, схемы произнесения звуков: «громко-тихо», «длинно-коротко», сказка о звуке [Ы], зайчик
Ход занятия:
Организационный момент, Артикуляционные упражнения. Дыхательная гимнастика: Упражнение «Вырасти большой». Пальчиковая гимнастика «Семья».
Логопед: Ребята, когда я шла в детский сад, по дороге я встретила лесного жителя. А о ком же я говорю, вы узнаете, отгадав загадку
Логопед:
По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Зайчик)
Дети: заяц
Логопед: правильно ребята это зайчик. Зайчику стало так грустно и одиноко, что я решила взять его с собой. Давайте же встретим и поздороваемся с зайчиком.
Появляется игрушка, дети подходят, рассматривают, здороваются с зайчиком.
Логопед:- Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте сказку.
Голос зайца: я тоже хочу послушать сказку.
Логопед: хорошо, присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно
Сказка о звуке [Ы]
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала: нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь. Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
- Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.
- Я вернусь только в том случае, если три предмета скажут мне, что без меня не могут жить, - так ответила буква Ы. И ушла.
И тут стали происходить странные вещи: буквЫ, одна за другой, стали исчезать, пока не осталась одна единственная буква А.
ШкафЫ, в которых хранились вещи, тоже исчезли. Остался только один шкаф.
ЗвездЫ на небе погасли, осталась последняя, одинокая звезда.
Буква А запаниковала - что же делать? Нужно срочно возвращать букву Ы, но где взять три предмета, которые не могут без нее жить?
Буква А выглянула во двор и ахнула: там стояло множество существ.
Это были: мЫшь, сЫр, часЫ, лыжЫ, крЫса, рЫба и мЫло. Они были уставшие, потрепанные и еле держались на ногах.
- Нам нужна буква Ы, мы не можем без нее жить, - слабым голосом сказали они.
И тут случилось чудо - откуда ни возьмись появилась буква Ы.
Она сказала: оказывается, я очень нужна, и пусть меня нет в начале слов, я встречаюсь в середине слова и в конце. Без меня буквы превращаются в одну букву, звезды - в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие другие животные и предметы просто не могут жить. Я возвращусь, и больше никогда не уйду.
После этих слов все вернулось на место: и звезды, и буквы, и шкафы, а мышь, сыр, часы, лыжи, крыса, рыба и мыло поправились, пошли домой и больше не грустили.
Основная часть:
Заяц: - Давайте играть в игру: «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы. Молодцы ребята!
Логопед: - Спасибо, Зайчик за игру! Сейчас, я вам предлагаю сесть за столы и взять зеркала в руки, поем звук [Ы] и смотрим в зеркало. При произнесении звука [Ы] губы слегка растягиваются в улыбку, воздух выходит свободно, не встречая на своем пути преград (зубы, губы). Звук [Ы] можно петь громко, тихо, долго. Давайте попробуем…
Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка
Физминутка «Семья»
Мама милая, родная,
(Ладони прикасаются к щекам, движения
головой – влево-вправо.)
Папа тоже дорогой.
(Вытягивают руки вперёд.)
Бабушка совсем седая,
(Поглаживая виски в сторону затылка.)
Дед уже не молодой.
(Поглаживание щёк вниз.)
Брат похаживает в школу,
(Ходьба на месте.)
А сестра лишь в детский сад,
(Сгибание ног в коленях.)
Я скажу, ребята, смело,
(Сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди.)
Что семье я очень рад.
(Руки от груди разводят в стороны.)
Логопед: - Ребята, наш зайчик принес нам в мешке картинки, с которыми мы будем играть.
А Что же там за картинки мы сейчас с вами узнаем.
Звуко-буквенный анализ слов
Дети поочереди достают картинки, и выкладывают схемы символами звуков
Логопед: - Ну что же, зайчик, пора наших ребят познакомить с буквой, обозначающей твой звук.
Звук Ы обозначается буквой Ы.
Буква Ы ходит с палочкой увы.
Логопед: - Напишите букву в воздухе. А теперь на спинах друг друга. Откройте тетради и напишите букву Ы. Каким цветом надо нарисовать кружок под буквой Ы? Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам один секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Зайчик:- Молодцы, Ребята! Вам понравилось играть, дружить со мной и звуком [Ы]? Вы молодцы, ну а мне пора бежать в лес, до свидания ребята
Итог занятия:
Логопед: - Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
-какие секреты у звука [Ы]?
- какие секреты у буквы Ы?
Работа с образом буквы Ы
Логопед: я вам предлагаю выложить букву Ы из счетных палочек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Родительское собрание на тему: Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.
Сопровождающая консультацию логопеда презентация....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»
Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...