Конспект НОД По формированию фонетической стороны речи и подготовки овладения элементарными навыками чтения и письма. Тема: звук [Ы]. Буква Ы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zyuk_y.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

20.11.2018

Конспект подгруппового занятия

По формированию фонетической стороны речи

И подготовки овладения элементарными навыками чтения и письма

С детьми с ОНР

В старшей логопедической группе №5

Тема НОД: Звук  [Ы]

Цель:

Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.

Задачи:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов, воспроизведение слоговых рядов со звуком [Ы]. Выкладывание и печатание буквы Ы.
  • Развивать слуховое  внимание, слуховую и зрительную  память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, логическое мышление.
  • Воспитывать дружеские отношения в  детском коллективе.

Оборудование:

 Предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, кот, банты, губы, панамы, петух, дом, тюльпаны),  тетради, красные карандаши, индивидуальные зеркала, схемы произнесения звуков: «громко-тихо», «длинно-коротко»,  сказка о звуке [Ы], зайчик

Ход занятия:

Организационный момент,  Артикуляционные упражнения. Дыхательная гимнастика: Упражнение «Вырасти большой». Пальчиковая гимнастика «Семья».

Логопед: Ребята, когда я шла в детский сад, по дороге я встретила лесного жителя. А о ком же я говорю, вы узнаете, отгадав загадку

Логопед:

   По полю скачет -

Ушки прячет,

Встанет столбом -

Ушки торчком.

(Зайчик)

Дети: заяц

Логопед: правильно ребята это зайчик. Зайчику стало так грустно и одиноко, что я решила взять его с собой. Давайте же встретим и поздороваемся с зайчиком.

Появляется игрушка, дети подходят, рассматривают, здороваются с зайчиком.

Логопед:-  Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым звуком.  Послушайте  сказку.

Голос зайца: я тоже хочу послушать сказку.

Логопед: хорошо, присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно

Сказка о звуке [Ы]

Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.

Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы.  Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.

Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:  нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.  Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.

- Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.

- Я вернусь только в том случае, если три предмета скажут мне, что без меня не могут жить, - так ответила буква Ы. И ушла.

И тут стали происходить странные вещи: буквЫ, одна за другой, стали исчезать, пока не осталась одна единственная буква А.

ШкафЫ, в которых хранились вещи, тоже исчезли. Остался только один шкаф.

ЗвездЫ на небе погасли, осталась последняя, одинокая звезда.

Буква А запаниковала - что же делать? Нужно срочно возвращать букву Ы, но где взять три предмета, которые не могут без нее жить?

Буква А выглянула во двор и ахнула: там стояло множество существ.

Это были: мЫшь, сЫр, часЫ, лыжЫ, крЫса, рЫба и мЫло. Они были уставшие, потрепанные и еле держались на ногах.

- Нам нужна буква Ы, мы не можем без нее жить, - слабым голосом сказали они.

И тут случилось чудо - откуда ни возьмись появилась буква Ы.

Она сказала:  оказывается, я очень нужна, и пусть меня нет в начале слов, я встречаюсь в середине слова и в конце. Без меня буквы превращаются в одну букву, звезды - в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие другие животные и предметы просто не могут жить. Я возвращусь, и больше никогда не уйду.

После этих слов все вернулось на место: и звезды, и буквы, и шкафы, а мышь, сыр, часы, лыжи, крыса, рыба и мыло поправились, пошли домой и больше не грустили.

Основная часть:

Заяц: - Давайте играть в игру: «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы. Молодцы ребята!

Логопед: -  Спасибо, Зайчик за  игру!  Сейчас,  я вам предлагаю сесть  за столы и взять зеркала в руки, поем звук [Ы] и смотрим в зеркало. При  произнесении звука [Ы]  губы слегка растягиваются в улыбку, воздух  выходит свободно, не встречая на своем пути преград (зубы, губы). Звук [Ы] можно петь громко, тихо, долго. Давайте попробуем…

Игра «Поймаем звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка

Физминутка «Семья»

Мама милая, родная,

(Ладони прикасаются к щекам, движения

головой – влево-вправо.)

Папа тоже дорогой.

(Вытягивают руки вперёд.)

Бабушка совсем седая,

(Поглаживая виски в сторону затылка.)

Дед уже не молодой.

(Поглаживание щёк вниз.)        

Брат похаживает в школу,

(Ходьба на месте.)

А сестра лишь в детский сад,

(Сгибание ног в коленях.)

Я скажу, ребята, смело,

(Сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди.)

Что семье я очень рад.

(Руки от груди разводят в стороны.)

Логопед: - Ребята, наш зайчик принес нам в мешке картинки, с которыми мы будем играть.

А Что же там за картинки мы сейчас с вами узнаем.

Звуко-буквенный анализ слов

Дети поочереди достают картинки, и выкладывают схемы символами звуков

Логопед: -   Ну что же,  зайчик, пора наших ребят познакомить  с буквой, обозначающей твой звук.

  Звук Ы обозначается буквой Ы.  

Буква Ы  ходит с палочкой увы.

Логопед: -   Напишите букву в воздухе. А теперь на спинах друг друга. Откройте тетради и напишите  букву Ы. Каким цветом надо нарисовать кружок под буквой Ы? Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам  один секрет. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Зайчик:- Молодцы, Ребята! Вам понравилось играть, дружить со  мной и звуком [Ы]? Вы молодцы, ну а мне пора бежать в лес, до свидания ребята

                                            Итог занятия:

Логопед: - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

                 - каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

                 -какие секреты у звука [Ы]?

                 - какие секреты у буквы Ы?          

Работа с образом буквы Ы

Логопед: я вам предлагаю выложить букву Ы из счетных палочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...