Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Вид занятия: фронтальное.
Типа занятия: закрепление знаний.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Общая продолжительность: 20 – 25 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh._bukva_sh_otkrytoe_zanyatie.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звук [ш]. Буква Ш»
Вид занятия: фронтальное.
Типа занятия: закрепление знаний.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Общая продолжительность: 20 – 25 минут.
Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная:
- учить правильному произношению звука [ш] в слогах, словах;
- закрепить графическое обозначение изучаемого звука — буквой «Ш».
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный праксис;
- корригировать и развивать длительный ротовой выдох;
- корригировать и развивать умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков по схемам при описании звука [ш];
- корригировать и развивать сенсорные модальности (моторная, тактильная, зрительная, слуховая);
- развивать оптико-пространственные представления;
- корригировать и развивать навыки слогового и звуко-буквенного анализа.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
- создавать условия для речевой активности;
- приобщать детей к процессу саморегуляции и самоконтроля;
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: модульные массажные коврики, деревянный набор «Артикуляция гласных звуков», цветные пластмассовые шляпки, магнитная доска.
Раздаточный материал: предметные картинки (шапка, шкаф, шмель, шары, шпильки, шина), корректурная проба «Найди пять букв», маркеры-штампы, индивидуальные наборы «Умные кубики», касса букв, вертушки.
Демонстрационный материал: персонаж «Звуковичок», опорные схемы артикуляционного и акустического анализа звука (модели), тренажёр «Язык логопедический», опорная схема «Звуки – буквы», графический образ буквы.
Предварительная работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, подбор речевого материала и изготовление карточек, игровые упражнения по автоматизации звуков.
- Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной активности.
Ожидаемые результаты: дети распознают звук из ряда слов, правильно воспроизводят слоговые ряды, владеют навыками звукового анализа и синтеза, составляют слово из букв.
Методы и приёмы обучения:
- эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация;
- информационно-рецептивный: наглядные средства;
- репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).
Организационная структура и содержание логопедического занятия
№ | Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность детей (примерные ответы и их действия) | Какие задачи решались в ходе занятия |
1. | Организационный момент | Преодоление препятствия: пароль на вход | Логопед встречает детей перед полосой препятствия. Ребята, мне кажется, что сегодня четвёртый день недели? Если вы со мной согласны, похлопайте в ладоши, если нет, топайте. Как он называется? Предыдущие три дня мы получали с вами знания о новом звуке, сегодня самое лучшее время закрепить? Все согласны? Ваш пароль на вход – это преодоление препятствия. | Создать условия для положительного настроя на обучение, пробудить интерес к познанию нового. | |
2. | Основной этап | Артикуляционная гимнастика + дыхательная гимнастика | Нам никак не обойтись без артикуляционной гимнастики, верно, ребята?! | Дети выполняют основной комплекс упражнений. | Создать условия для развития артикуляционного праксиса |
2.1 | Мотивационно-ориентировочный этап | Знакомство с темой | Логопед гремит мешочком. Мой мешочек полон слов. Перечисляю… Какой звук в этих словах мы слышим чаще всего? | В этих словах мы слышим звук [ш]. | Создать условия для актуализации знаний |
2.2 | Закрепление изученного материала | Характеристика звука | Логопед на доске крепит опорные схемы характеристики звука. Предлагает припомнить артикуляцию. Артикуляционная: При произнесении звука [ш] что делают губы, зубы, язык? Какая воздушная струя? Акустическая: На пути воздуха встречается преграда, какую преграду он встречает? Значит, он какой? Согласный? Почему согласный? Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Звенит наш колокольчик? Нет? Глухо, как в наушниках? Значит, он какой? Как мы его произносим, сердито или ласково? Проверим. Значит, он какой? Твердые звуки, каким цветом обозначаем? Итак, у нас получилось… Звук [ш] — согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом. Как здорово вы знаете характеристику звуков! Молодцы. | Слушают внимательно, помогая руками ловить звуки. | Создать условия для закрепления знаний детей об акустико-артикуляционной характеристике звуков |
2.3 | Закрепление изученного материала | Моторная программа | Слоговые дорожки ША – ШО – ШУ – ШЕ – ШИ | Движения выполняют сопряжённо-отражённо | Создать условия для реализации моторной программы |
2.4 | Закрепление изученного материала | Корректурная проба «Найди пять букв в многоэтажном доме» | На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш» Мы можем её видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить. С буквой мы уже знакомы, напомните мне, из скольких элементов состоит буква? Сколько вертикальных палочек? Сколько горизонтальных? | Дети выполняют задание согласно инструкции. | Создать условия для закрепления графического образа буквы. |
2.5 | Закрепление изученного материала | Звуко-буквенный анализ слова «каша» | В доме у букв побывали, а что там ели? Угадайте! Приготовьте свои ладошки, я кидаю звуки, Ловите! Логопед «бросает» звуки: к-а-ш-а. Что получилось? Киньте мне звуки обратно. Сколько всего звуков? Пододвиньте к себе контейнеры. Назовите первый звук. Какой следующий по счёту звук? Назовите его, дайте ему характеристику. И так далее по словесному образцу. Сколько согласных звуков? Назовите по порядку. Сколько гласных звуков? Назовите по порядку. Значит, сколько слогов? Почему? У нас получилась каша? Это каша? На какой слог падает ударение? На какой гласный? | Создать условия для закрепления навыка звуко-буквенного анализа и синтеза | |
3. | Итог занятия | Подведение итогов Рефлексия Преодоление препятствия: пароль на выход | Наше занятие подходит к концу. Ответьте мне на вопрос. Для чего нужны были все задания? Какое задание показалось сложным, а какое лёгким? Переключить на другой вид деятельности. Я знаю, что вы очень любите героев из мультфильма «Малышарики» Поэтому приготовила для вас раскраски, обязательно поделитесь с ребятами из второй подгруппы. Ну а самых умных, внимательных ждёт печать от волшебника «Красного-прекрасного». Жду от вас пароль на выход: преодолейте полосу препятствия. | Создание условий для мотивации успеха Оценка деятельности детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
Дифференциация звуков С-З....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...
Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В....