Конспект по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сейидова Елена Владимировна

Данный конспект  создан для ознакомления детей с ЗПР ( старшая группа) со звуком и буквой У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_u-2.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности                                                                             ( область «Речевое развитие») .

(Формирование фонетической стороны речи).

Подгрупповое занятие с детьми старшей группы ЗПР.

Тема НОД: Звук У. Буква У.

Тема недели: Я - человек.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком и буквой У;

-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука У;

коррекционно-развивающие:

- развивать  речевое дыхание и фонематические  процессы;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

- активизировать и обогащать словарь детей;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение слушать и слышать педагога.

Оборудование:

 предметные  картинки со звуком У ( пчелка Улька, утро, улей, утка с утятами, уж); зеркала; тарелочки для раздаточного материала; кассы, щитки, кружочки красного цвета, полоски красного цвета( 1- длинная, 2 – короткая); тетради; 2 карандаша (простой и красного цвета).

Ход НОД:

1.Организационный момент.

 Логопед:

  -  Сядет тот, кто назовёт  ласково: нога -…

Дети: ножка.

Логопед: рука - …     голова - …    глаз - …   ухо - …   живот - … и т.д.

Дети:

- Ручка.

- Головушка.

- Глазик.

- Ушко.

- Животик.

2. Новый материал.

 Логопед:

- Ребятки, к нам в гости сегодня прилетела пчелка. А зовут её У-у–улька. Она расскажет вам занимательную историю, которая однажды с ней приключилась. Слушайте!

 - Ранним утром из своего домика (улья) вылетела пчёлка Улька. Она полетела на луг            

 собирать мёд. Она напевала: «У- у - у, у – у – у  много мёда соберу!». Возле пруда Улька увидела     утку с утятами. «Доброе утро, как чувствуют себя утята?». «Спасибо, уже хорошо. Я дала им  твоего мёда, и горлышки перестали  у них болеть ». Улька полетела дальше. Видит –  ползёт её знакомый уж. Пчелка поздоровалась: «Доброе утро!». А уж ответил: «Оно и вправду для меня доброе. Стоило мне помазать твоим мёдом бок, ободранный в ущелье , ранки как не бывало. Спасибо тебе!» Пчелка полетела дальше и при этом продолжала напевать свою песенку: «У –у –у, у –у –у- у, много меда соберу!»

Логопед:

- Ребятки, какую песенку пела Улька ? ( Дети поют песенку пчелки Ульки).

- А какой первый звук вы слышите в слове «У- улька»?

Дети:

- У!

3. Акустико – артикуляционная харктеристика звука У.

Логопед:

-Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук «у-у-у-у».

Дети:

- У –у – у (поют и растягивают руками воображаемую ниточку).

Логопед:

-Ниточка длинная или короткая?

Дети:

-  Длинная.

Логопед:

-А давайте намотаем ниточку на клубок ( у –у – у).

Дети:

- У - у – у (наматывают воображаемую ниточку на воображаемый клубочек).

Логопед:

- Звук У мы можем петь, тянуть .Губы вытянуты в трубочку, нет никакой преграды для воздушной струи. Давайте посмотрим на себя в зеркало и дружно скажем « у-у-у».

А теперь – громко ( у-у-у)!

Дети:

-У – у – у (громко).

Логопед:

- А теперь – тихо.

Дети:

-У – у – у (тихо).

Логопед:

- Звук  У - гласный, обозначается кружочком красного цвета. Возьмите с ваших тарелочек кружочки красного цвета. Давайте нарядим наши губки в красные рубашечки и посмотрим на себя в зеркало. ( Дети выполняют задание вслед за педагогом).

4. Развитие фонематических процессов.

Логопед:

 - Ребятки, хлопните в ладоши, если услышите звук У (А-И-У-О-У-И ...).

(Дети хлопают в ладоши, услышав звук У).

Логопед:

 - Хлопните в ладоши,  если слово сказано правильно:

 - Улитка, лилитка, малитка, вулитка;

- Утюг, ватюг, матюг;

-  Вутка, мутка, утка.

(Дети выполняют задание).

*Определение позиции звука в слове (предметные картинки).

Логопед (выставляет картинки ):

- Кто запомнил, что изображено на этой картинке?

Дети:

- Утро.

Логопед:

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? Правильно, звук У! А это что(выставляется картинка с изображением улья)?

Дети:

- Улей!

Логопед:

- А здесь какой звук слышим в начале слова?

Дети:

-У!

Логопед:

- Правильно!

( Идентично отрабатываются картинки с изображением Ульки, утки с утятами, ужа).

Логопед:

- Ребята, вы услышали где же находится звук У во всех этих словах: Улька, утро, улей, уж, утка, утята?

Дети:

- В начале слова, первый!

Логопед:

- Молодцы!

5. Физминутка: «Попрыгай!»

Логопед:

- А теперь давайте отдохнем! Выходите на нашу « волшебную полянку»!

«Левой ножкой — прыг, прыг (2 прыжка на левой ноге),

Правой ножкой — прыг, прыг (2 прыжка на – правой).

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!                            (4 прыжка на 2 ногах).

Влево мы попрыгаем,               (4 прыжка влево),

Вправо мы попрыгаем.             (4 прыжка вправо),

Мы вперед пойдем                    (шагают вперед)

И назад отойдем!                       (шагают назад)».

 6.Знакомство с буквой У.

 Логопед:

-  Звук У живет в домике, букве У.

 «У – сучок, в любом лесу повстречаешь букву У».

- Посмотрите, из скольких элементов состоит буква У?

Дети:

- Из трех.

Логопед:

- Давайте в воздухе напечатаем вместе со мной эту букву. Сначала – короткая палочка, затем –  длинная.

( Дети печатают букву в воздухе вместе с педагогом).

Логопед:

- Давайте сконструируем букву из 2 полосочек, которые лежат перед вами: короткой и  длинной.

( Дети берут с тарелочек полоски и конструируют букву на столах).

*Работа с кассами.

Логопед:

-Найдите  букву в кассе, поставьте ее на щиток правой рукой на верхнюю полоску, с самого начала. Внизу – кружочек какого цвета?

Дети:

- Красного.

Логопед:

-Почему?

Дети:

- Потому что, звук У – гласный.

 *Печатание буквы  в тетради по точкам.

(Задание в тетрадях готовит педагог заранее).

Логопед:

-А теперь откройте ваши тетрадки и давайте обведем букву У по точкам.

7. Итог НОД. Рефлексия. Игра «Встретимся опять».

Логопед:

-Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

- А ещё Улька нам приготовила сюрприз! Она дарит вам раскраски со своим изображением, а вы дома их раскрасьте и еще раз вспомните о нашем веселом знакомстве с пчелкой Улькой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".

В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...