Конспект по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный конспект создан для ознакомления детей с ЗПР ( старшая группа) со звуком и буквой У.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_u-2.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности ( область «Речевое развитие») .
(Формирование фонетической стороны речи).
Подгрупповое занятие с детьми старшей группы ЗПР.
Тема НОД: Звук У. Буква У.
Тема недели: Я - человек.
Учитель-логопед: Сейидова Е.В.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой У;
-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука У;
коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание и фонематические процессы;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
- активизировать и обогащать словарь детей;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение слушать и слышать педагога.
Оборудование:
предметные картинки со звуком У ( пчелка Улька, утро, улей, утка с утятами, уж); зеркала; тарелочки для раздаточного материала; кассы, щитки, кружочки красного цвета, полоски красного цвета( 1- длинная, 2 – короткая); тетради; 2 карандаша (простой и красного цвета).
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Логопед:
- Сядет тот, кто назовёт ласково: нога -…
Дети: ножка.
Логопед: рука - … голова - … глаз - … ухо - … живот - … и т.д.
Дети:
- Ручка.
- Головушка.
- Глазик.
- Ушко.
- Животик.
2. Новый материал.
Логопед:
- Ребятки, к нам в гости сегодня прилетела пчелка. А зовут её У-у–улька. Она расскажет вам занимательную историю, которая однажды с ней приключилась. Слушайте!
- Ранним утром из своего домика (улья) вылетела пчёлка Улька. Она полетела на луг
собирать мёд. Она напевала: «У- у - у, у – у – у много мёда соберу!». Возле пруда Улька увидела утку с утятами. «Доброе утро, как чувствуют себя утята?». «Спасибо, уже хорошо. Я дала им твоего мёда, и горлышки перестали у них болеть ». Улька полетела дальше. Видит – ползёт её знакомый уж. Пчелка поздоровалась: «Доброе утро!». А уж ответил: «Оно и вправду для меня доброе. Стоило мне помазать твоим мёдом бок, ободранный в ущелье , ранки как не бывало. Спасибо тебе!» Пчелка полетела дальше и при этом продолжала напевать свою песенку: «У –у –у, у –у –у- у, много меда соберу!»
Логопед:
- Ребятки, какую песенку пела Улька ? ( Дети поют песенку пчелки Ульки).
- А какой первый звук вы слышите в слове «У- улька»?
Дети:
- У!
3. Акустико – артикуляционная харктеристика звука У.
Логопед:
-Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук «у-у-у-у».
Дети:
- У –у – у (поют и растягивают руками воображаемую ниточку).
Логопед:
-Ниточка длинная или короткая?
Дети:
- Длинная.
Логопед:
-А давайте намотаем ниточку на клубок ( у –у – у).
Дети:
- У - у – у (наматывают воображаемую ниточку на воображаемый клубочек).
Логопед:
- Звук У мы можем петь, тянуть .Губы вытянуты в трубочку, нет никакой преграды для воздушной струи. Давайте посмотрим на себя в зеркало и дружно скажем « у-у-у».
А теперь – громко ( у-у-у)!
Дети:
-У – у – у (громко).
Логопед:
- А теперь – тихо.
Дети:
-У – у – у (тихо).
Логопед:
- Звук У - гласный, обозначается кружочком красного цвета. Возьмите с ваших тарелочек кружочки красного цвета. Давайте нарядим наши губки в красные рубашечки и посмотрим на себя в зеркало. ( Дети выполняют задание вслед за педагогом).
4. Развитие фонематических процессов.
Логопед:
- Ребятки, хлопните в ладоши, если услышите звук У (А-И-У-О-У-И ...).
(Дети хлопают в ладоши, услышав звук У).
Логопед:
- Хлопните в ладоши, если слово сказано правильно:
- Улитка, лилитка, малитка, вулитка;
- Утюг, ватюг, матюг;
- Вутка, мутка, утка.
(Дети выполняют задание).
*Определение позиции звука в слове (предметные картинки).
Логопед (выставляет картинки ):
- Кто запомнил, что изображено на этой картинке?
Дети:
- Утро.
Логопед:
- Какой первый звук вы слышите в этом слове? Правильно, звук У! А это что(выставляется картинка с изображением улья)?
Дети:
- Улей!
Логопед:
- А здесь какой звук слышим в начале слова?
Дети:
-У!
Логопед:
- Правильно!
( Идентично отрабатываются картинки с изображением Ульки, утки с утятами, ужа).
Логопед:
- Ребята, вы услышали где же находится звук У во всех этих словах: Улька, утро, улей, уж, утка, утята?
Дети:
- В начале слова, первый!
Логопед:
- Молодцы!
5. Физминутка: «Попрыгай!»
Логопед:
- А теперь давайте отдохнем! Выходите на нашу « волшебную полянку»!
«Левой ножкой — прыг, прыг (2 прыжка на левой ноге),
Правой ножкой — прыг, прыг (2 прыжка на – правой).
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух! (4 прыжка на 2 ногах).
Влево мы попрыгаем, (4 прыжка влево),
Вправо мы попрыгаем. (4 прыжка вправо),
Мы вперед пойдем (шагают вперед)
И назад отойдем! (шагают назад)».
6.Знакомство с буквой У.
Логопед:
- Звук У живет в домике, букве У.
«У – сучок, в любом лесу повстречаешь букву У».
- Посмотрите, из скольких элементов состоит буква У?
Дети:
- Из трех.
Логопед:
- Давайте в воздухе напечатаем вместе со мной эту букву. Сначала – короткая палочка, затем – длинная.
( Дети печатают букву в воздухе вместе с педагогом).
Логопед:
- Давайте сконструируем букву из 2 полосочек, которые лежат перед вами: короткой и длинной.
( Дети берут с тарелочек полоски и конструируют букву на столах).
*Работа с кассами.
Логопед:
-Найдите букву в кассе, поставьте ее на щиток правой рукой на верхнюю полоску, с самого начала. Внизу – кружочек какого цвета?
Дети:
- Красного.
Логопед:
-Почему?
Дети:
- Потому что, звук У – гласный.
*Печатание буквы в тетради по точкам.
(Задание в тетрадях готовит педагог заранее).
Логопед:
-А теперь откройте ваши тетрадки и давайте обведем букву У по точкам.
7. Итог НОД. Рефлексия. Игра «Встретимся опять».
Логопед:
-Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
- А ещё Улька нам приготовила сюрприз! Она дарит вам раскраски со своим изображением, а вы дома их раскрасьте и еще раз вспомните о нашем веселом знакомстве с пчелкой Улькой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....
Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".
В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...