Проект «Развитие связной монологической речи детей посредством использования авторских моделей»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Еремина Татьяна Ивановна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 80»
г. Дзержинска Нижегородской области
Образовательный проект
«Развитие связной монологической речи детей посредством использования авторских моделей»
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: уметь говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи.
У таких детей отмечаются трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления.
Для детей с ОНР характерны:
- нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи;
Необходимо учесть, что у детей с ОНР трудности в овладении связной речью обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Наличие у этих детей еще и вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимание, восприятие, память) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью, также отмечаются особенности в развитии мыслительной деятельности (затруднен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; наблюдаются сложности в усвоении вербального материала, острая необходимость в наглядной опоре).
Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок-родитель, а также обучение в зоне ближайшего развития – все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР.
К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести и метод моделирования.
Цель проекта: совершенствование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине с использовнием авторских наглядных моделей.
Задачи проекта:
- развивать грамматически правильно оформленную речь;
- обучать планированию речевого высказывания;
- обучать построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
- обучать навыку объединения самостоятельных речевых высказываний в рассказ;
- формировать навык составления разных типов рассказов с элементами усложнения
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Сроки реализации проекта: один год (сентябрь-май)
Этапы реализации проекта:
I этап
Цель: оптимизация работы учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.
- первичная диагностика связной речи у детей с ОНР;
- выбор направлений деятельности по развитию связной речи;
- определение методов и приемов логопедической работы.
II этап
Цель: повышение эффективности работы учителя-логопеда по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине.
- перспективное планирование занятий по обучению составления рассказов по сюжетной картине с использованием авторских моделей;
- разработка конспектов занятий по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей;
- изготовление дидактического сопровождения к занятиям по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей.
III этап
Цель: определение % эффективности логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР подготовительной группы (2 год обучения, методика Глухова В.П.)
- диагностика связной речи детей с ОНР;
- мониторинговые исследования по речевому развитию детей.
Схема оценки связной речи осуществляется по методике В.П. Глухова.
Параметры | Критерии |
Пересказ | Самостоятельность составления пересказа, полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, разнообразие языковых средств, соблюдение грамматических норм языка. |
Рассказ по серии сюжетных картинок | Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, последовательность в передаче событий, связь между фрагментами, соблюдение грамматических норм языка. |
Рассказ по сюжетной картине | Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, связность изложения, использование разнообразных языковых средств, соблюдение грамматических норм языка. |
Рассказ-описание | Самостоятельность составления рассказа, представление основных признаков, использование разных способов соединения предложений, языковое оформление. |
Уровни выполнения задания
Хороший – 4 балла
Удовлетворительный – 3 балла
Недостаточный – 2 балла
Низкий – 1 балл
Процентное выражение бальной системы оценки:
Менее 25% - низкий уровень развития навыка (умения) представления
От 25% и выше, но менее 50% - средний уровень развития навыка (умения) представления
От 50% и выше, но менее 75% - выше среднего уровень развития навыка (умения) представления
От 75% до 100% - высокий уровень развития навыка (умения) представления
Схема оценки уровней выполнения заданий по составлению рассказа по сюжетной картине по методике В.П.Глухова.
Уровень выполнения задания | Критерии выполнения задания |
1 хороший 4 балла | Рассказ составлен самостоятельно. Достаточно полно и адекватно отображен изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка. |
II удовлетворительный 3 балла | Рассказ составлен с некоторой помощью. Достаточно полно отражено содержание картины. Отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования. Допускаются отдельные ошибки в построении фразы. |
III недостаточный 2 балла | Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на конкретную деталь картины. Нарушена связность повествования, отдельные смысловые несоответствия. Допускаются грамматические ошибки. |
IV низкий 1 балл | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением предметов или действий, представленных на картине. |
Качественный показатель уровня развития навыка составления рассказа по сюжетной картине.
Уровни | Количество детей (начало года) | Количество детей (конец года) |
низкий | 2 | |
недостаточный | 6 | |
удовлетворительный | 7 | 6 |
хороший | 9 |
План использования моделей
Вариант 1
- Объяснение учителем-логопедом значений элементов модели.
- Составление предложений к каждому элементу модели
- Составление рассказа детьми.
Вариант 2
- Дети самостоятельно декодируют модель.
- Составление предложений по отдельным эпизодам моделей.
- Составление целого рассказа.
Вариант 3
- Дети самостоятельно выстраивают модель из набора условных обозначений.
- Декодируют модель.
- Составляют рассказ.
Классификация моделей к составлению рассказа по сюжетной картине
I вид:
Действие на картине:
- на фоне природы, в определенное время года,
- действующие лица – люди
Элементы модели:
- Время года
- Описание окружающей природы
- Действующие лица (люди)
- Действия людей
- Место действий
- Настроение
Пример картины и модели к ней:
II вид
Действие на картине:
- на фоне природы,
- в определенное время года,
- действующие лица - люди
(присутствие животных)
Элементы модели:
(фрагменты, изображения предметов, контуры предметов):
- Время года
- Описание окружающей природы/ обстановки
- Действующие лица (люди, животные)
- Описание внешнего вида животных
- Действия людей
- Отношение людей к животным
Пример картины и модели к ней:
III вид моделей:
Действие на картине:
- в помещении,
- действующие лица люди
Элементы модели:
- Место действия
- Описание окружающей обстановки
- Действующие лица люди, описание внешнего вида
- Действия людей
- Настроение действующих лиц
- Взаимоотношения действующих лиц
Пример картины и модели к ней:
Индивидуализация работы по использованию авторских моделей
Перечень сюжетных картин, используемых с разными видами авторских моделей.
1 вид модели | 2 вид модели | 3 вид модели |
«Зимние забавы» | «Лоси пришли» | «Праздник 8 марта» |
«Весенние заботы» | «На ферме» | «Семья» |
«Дети идут в школу» | «Прогулка в весеннем лесу» | «Новогодний праздник» |
«Лето красное пришло» | «Зимняя прогулка» | «В живом уголке» |
«Уборка урожая» | «Дети играют» | |
«Помощь взрослым» |
Случай на улице
Помощь взрослым зимой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Авторские наглядные модели по развитию связной монологической речи детей
Внимание! Авторский материал! При копировании ссылка на автора и источник обязательна....
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....
Перспективный план развития связной монологической речи детей с ОНР 3 ур.р.р. посредством пересказа сказок (5-7 лет)
Перспективный план развития связной монологической речи детей с ОНР 3 ур.р.р. посредством пересказа сказок (5-7 лет)...
Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"
Материал будет полезен воспитателям работающим в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Развитие связной монологической речи детей посредством составления рассказа. Тема "Игрушки"
-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы-активи...