Проект «Развитие связной монологической речи детей посредством использования авторских моделей»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Еремина Татьяна Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx533.5 КБ

Предварительный просмотр:

Еремина Татьяна Ивановна,

учитель-логопед

высшей  квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 80»

                                        г. Дзержинска Нижегородской области

Образовательный проект

«Развитие связной монологической речи детей посредством использования авторских моделей»

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: уметь говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи.

У таких детей отмечаются трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления.

Для детей с ОНР характерны:

- нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи;

Необходимо учесть, что у детей с ОНР трудности в овладении связной речью обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Наличие у этих детей еще и вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимание, восприятие, память) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью, также отмечаются особенности в развитии мыслительной деятельности (затруднен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; наблюдаются сложности в усвоении вербального материала, острая необходимость в наглядной опоре).

Особенности детей  с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок-родитель, а также обучение  в зоне ближайшего развития – все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР.

К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести   и метод моделирования.

Цель проекта: совершенствование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине с использовнием авторских наглядных моделей.

Задачи проекта:

-  развивать грамматически правильно оформленную речь;

- обучать планированию речевого высказывания;
- обучать построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
- обучать навыку объединения самостоятельных речевых высказываний в рассказ;
-  формировать навык составления разных типов рассказов с элементами усложнения

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Сроки реализации проекта: один год (сентябрь-май)

                              Этапы реализации проекта:

I этап

Цель: оптимизация  работы учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

  • первичная диагностика  связной речи у детей  с ОНР;  
  • выбор направлений деятельности по развитию связной речи;
  • определение методов и приемов логопедической работы. 

II этап

Цель: повышение эффективности  работы  учителя-логопеда по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине.

  • перспективное планирование занятий по обучению составления рассказов по сюжетной картине с использованием авторских моделей;
  • разработка конспектов занятий  по развитию связной речи  с использованием авторских наглядных моделей;
  • изготовление дидактического сопровождения к занятиям  по развитию связной речи  с использованием авторских наглядных моделей.

III этап

Цель: определение % эффективности логопедической  работы по речевому развитию детей с ОНР подготовительной группы (2 год обучения,  методика Глухова В.П.)

  • диагностика связной речи детей с ОНР;
  • мониторинговые исследования по речевому развитию детей.

Схема оценки связной  речи осуществляется по методике В.П. Глухова.

Параметры

          Критерии

Пересказ

Самостоятельность составления пересказа, полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, разнообразие языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, последовательность в передаче событий, связь между фрагментами, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по сюжетной картине

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, связность изложения, использование разнообразных языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ-описание

Самостоятельность составления рассказа, представление основных признаков, использование разных способов соединения предложений, языковое оформление.

Уровни выполнения задания

Хороший – 4 балла

Удовлетворительный – 3 балла

Недостаточный – 2 балла

Низкий – 1 балл

Процентное выражение бальной системы оценки:

Менее 25% - низкий уровень развития навыка (умения) представления

От 25%   и выше, но менее 50% - средний уровень развития навыка (умения) представления

От 50% и выше, но менее 75% - выше среднего уровень развития навыка (умения) представления

От 75% до 100% - высокий уровень развития навыка (умения) представления

Схема оценки уровней выполнения заданий по составлению рассказа по сюжетной картине по методике В.П.Глухова.

Уровень выполнения задания

Критерии  выполнения задания

1  хороший

4 балла

Рассказ составлен самостоятельно. Достаточно полно и адекватно отображен изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.

II удовлетворительный

3 балла

Рассказ составлен с некоторой помощью. Достаточно полно отражено содержание картины. Отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования. Допускаются отдельные ошибки в построении фразы.

III недостаточный

2 балла

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на конкретную деталь картины. Нарушена связность повествования, отдельные смысловые несоответствия. Допускаются грамматические ошибки.

IV низкий

1 балл

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ  подменяется перечислением предметов  или действий, представленных на картине.

Качественный показатель уровня развития навыка составления рассказа по сюжетной картине.

Уровни

Количество детей       (начало года)

Количество детей        (конец года)

низкий

2

недостаточный

6

удовлетворительный

7

6

хороший

9

План использования моделей

Вариант 1

  1. Объяснение учителем-логопедом значений элементов модели.
  2. Составление предложений к каждому элементу модели
  3. Составление рассказа детьми.

Вариант 2

  1. Дети самостоятельно декодируют модель.
  2. Составление предложений по отдельным эпизодам моделей.
  3. Составление целого рассказа.

Вариант 3

  1. Дети самостоятельно выстраивают модель из набора условных обозначений.
  2. Декодируют  модель.
  3. Составляют рассказ.

Классификация моделей к составлению рассказа по сюжетной картине

I вид:

Действие на картине:                                                              

  • на фоне природы,                                                                                                                                            в определенное время года,                                    
  • действующие лица – люди                                        

Элементы модели:                                                                      

  1. Время года                                                                        
  2. Описание окружающей природы                            
  3. Действующие лица (люди)            
  4. Действия людей
  5. Место действий
  6. Настроение

                   

                 Пример картины и модели к ней:

 IMG_4757.JPG

IMG_4761.JPG

                                                 

                                    II вид

Действие на картине:

  • на фоне природы,
  • в определенное время года,
  • действующие лица - люди

(присутствие животных)

Элементы модели:

(фрагменты, изображения предметов, контуры предметов):

  1. Время года
  2. Описание окружающей природы/ обстановки
  3. Действующие лица (люди, животные)
  4. Описание внешнего вида животных
  5. Действия людей
  6. Отношение людей к животным

                 Пример картины и модели к ней:

IMG_4756.JPG

IMG_4747.JPG 

III вид моделей:

Действие на картине:

  • в помещении,  
  • действующие лица люди

Элементы модели:

  1. Место действия
  2. Описание окружающей обстановки
  3. Действующие лица люди, описание внешнего вида
  4. Действия людей
  5. Настроение действующих лиц
  6. Взаимоотношения действующих лиц

Пример картины и модели к ней:

IMG_4776.JPG                   IMG_4743.JPG

Индивидуализация работы по использованию авторских моделей

IMG_0077 взять.jpg                       IMG_4739.JPG

Перечень сюжетных картин, используемых с разными видами авторских моделей.

1 вид модели

2 вид модели

3 вид модели

«Зимние забавы»

«Лоси пришли»

«Праздник 8 марта»

«Весенние заботы»

«На ферме»

«Семья»

«Дети идут в школу»

 «Прогулка в весеннем лесу»

«Новогодний праздник»

«Лето красное пришло»

«Зимняя прогулка»

«В живом уголке»

«Уборка урожая»

 «Дети играют»

 «Помощь взрослым»

Случай на улице

Помощь взрослым зимой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Авторские наглядные модели по развитию связной монологической речи детей

Внимание! Авторский материал! При  копировании ссылка на автора и источник обязательна....

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....

Перспективный план развития связной монологической речи детей с ОНР 3 ур.р.р. посредством пересказа сказок (5-7 лет)

Перспективный план развития связной монологической речи детей с ОНР 3 ур.р.р. посредством пересказа сказок (5-7 лет)...

Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"

Материал будет полезен воспитателям работающим  в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Развитие связной монологической речи детей посредством составления рассказа. Тема "Игрушки"

-формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице-расширять знания детей об игрушках, их внешнем виде, материале-стимулировать речевую активность детей через ответы на вопросы-активи...