Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт работы на тему:
«Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образование
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста. Это обусловлено тем, что речь является важнейшей психической функцией человека.
Одной из задач ФГОС ДО области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Научно-исследовательские условия
Изучение работ психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Глухов В.П., Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Г.Г. Гербова, Большева Т.В. и д.р.)
Методические условия
- Разработка серии конспектов по речевому развитию,
- Изучение работ педагогов Н.Байновой, Н. Сопожниковой и др.
- Составление рекомендаций для родителей по вопросам развития речи,
- Обогащение РППС по речевому развитию,
- Разработка плана мероприятий по взаимодействию с семьей,
- Подбор и изготовление дидактических пособий по речевому развитию.
Организационно-педагогические условия
- Выступления на районных методических объединениях, проведение открытых занятий, проведение консультаций для родителей и коллег.
- Выступления на педагогических советах.
Публикации в интернет - сообществах.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
К . Д. Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Л. С. Выготский рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль к развертыванию самой мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах.
А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной была разработана многоуровневая модель порождения речевого высказывания.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.), в процессе обучения связным высказываниям необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. на начальном этапе материализовать процесс построения программы речевого высказывания.
Особое внимание проведению подготовительной работы уделяется в разработках В.П. Глухова, а именно формированию предпосылок связной речи: развитию лексико-грамматического строя речи.
Цель: Создание педагогических условий для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного с помощью использования мнемотаблиц.
Задачи:
- Обогащать словарный запас детей, учить правильно грамматически оформлять речевые высказывания;
- Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- Развивать монологическую речь;
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы детского сада;
- Наладить партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников и социумом.
Ведущая педагогическая идея
Использование мнемотаблиц будет способствовать развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Деятельностный аспект
Этапы работы:
1 этап - Аналитико-проектировочный
2 этап - Практический этап
3 этап - Рефлексивный этап
1 этап работы
- Проведение анализа уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.П. Глухова
- Анализ образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 248» (раздел речевое развитие)
- Анализ РППС по данному вопросу
- Анкетирование родителей по вопросам речевого развития.
Анализ уровня развития связной монологической
речи детей старшего дошкольного возраста
по методике В.П. Глухова
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
по трем картинкам, связанным тематически;
пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
сочинение рассказа на основе личного опыта,
составление рассказа-описания.
Практический этап
Организованная образовательная
деятельность с использованием
мнемотаблиц
- Использование ИКТ
- Подгрупповая работа
- Индивидуальная работа
- Использование мнемотаблиц в режимных моментах
Работа с родителями
-Родительские собрания
- Индивидуальные консультации
- Проектная деятельность: «По дорогам сказки», «Читающая семья» и др.
- Мастер-классы
- Совместные мероприятия
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
- Разработана и внедрена в практику работы серия конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием мнемотаблиц;
- Разработана программа взаимодействия с семьей по вопросам речевого развития;
- Разработаны дидактические пособия по речевому развитию (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы).
Результативность
Изготовление мнемодорожек самими дошкольниками
Транслируемость практических достижений
Федеральный уровень
- Личный сайт педагога на портале МААМ.RU
- Публикации на портале МААМ.RU и NSPORTAL.RU конспектов занятий по речевому развитию
Участие и победа в конкурсе «Осень, осень, в гости просим!
Муниципальный уровень
Выступления на районном методическом объединении
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники»
ДОУ
- Выступление на педагогических советах ДОУ
тема: «Использование мнемотехники для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста» и т.д.
- Проведение мастер-классов для педагогов «Живые мнемотаблиц, использование ИКТ на занятиях по речевому развитию».
Выступление на семинаре – практикуме по теме «Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста через изготовление мнемодорожек самими дошкольниками»
Литература
- Большева Т.В ., «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» . СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2005.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.
- Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. - 318 с.
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
- Омельченко Л. : Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, , 2009
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
- Стихотворения русских поэтов XIX - начала XX века: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, А.С. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, С.А. Есенина. Издательство: Литера , 2014.
- Ткаченко Т.А.«Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» , М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.
Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему ...