Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Материал будет полезен воспитателям работающим  в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_apo.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте, я Репина Антонина Сергеевна, воспитатель групп компенсирующей направленности МАДОУ №7 г. Шебекино.  Представляю вашему вниманию мой педагогический опыт Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники

2 слайд Условия возникновения и становления опыта

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Работая с детьми в данном направлении, педагог обратил внимание на то, что в речи дошкольников существуют множество проблем. Это – недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Уровень развития речи детей с ТНР оказался недостаточным для освоения образовательной программы дошкольного учреждения.

3 слайд Актуальность опыта

Становление речевого процесса у ребенка индивидуально. С одной стороны, педагог работает над этим не только на занятиях по речевому развитию, но и других образовательных областей, в процессе совместной деятельности, на прогулках. С другой стороны, у отдельных детей говорение проходит с некоторой задержкой, что мешает общему развитию ребенка.

Поэтому воспитателем была предпринята попытка внедрения мнемотехнических приемов в процесс развития речи дошкольников

4 слайд

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании метода наглядного моделирования (или мнемотехники) для упрощения процесса запоминания, сохранения и воспроизведения информации ребенком, что поможет дошкольнику в развитии связной речи.

5 слайд

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, применению ими речевых навыков для понимания и построения новых высказываний в соответствии с речевой ситуацией. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности, в режимных моментах, быту, в трудовой деятельности, так как воспитывают в ребенке не только речевую культуру, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

6 лайд

Теоретическая база опыта строится на теории Глухова В.П., для развития связной речи предлагает использовать сенсорно-графические схемы. Ткаченко Т.А предлагает использовать блоки – квадраты, Бухарина Т.В. рекомендовала в использовании в работе с дошкольниками, при ознакомлении с художественной литературой, коллажи. Ефименкова Л.Н. отмечала, для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, необходимо использовать мнемодорожки.

7слайд

Новизна опыта педагогического опыта состоит в углублении работы по развитию связной речи, комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей, а также обеспечении комплексного подхода для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.

8 слайд

Цель педагогического опыта– обеспечение положительной динамики развития связной речи дошкольников посредством мнемотехники.

9 слайд

задачи педагогического опыта

 - развитие у детей умения понимать и рассказывать знакомые художественные произведения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей;

 - подбор и изготовление необходимого дидактического материала по мнемотехнике, включение их в развивающую среду группы;

 - включение в образовательную деятельность приемов мнемотехники и постепенное их усложнение;

 - консультирование родителей по вопросам формирования связной речи детей.

10 слайд

Для решения поставленных задач необходимо правильно организовать предметно-развивающую среду, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно.

Развитие связной речи детей осуществлялось в центрах:

- художественного творчества (имеются алгоритмы изготовления аппликаций, поделок из пластилина, поэтапного рисования различных изображений);

- театрализованной деятельности (план пересказа сказки по мнемотаблице)

- в уголке работы с книгой (папка с мнемотаблицами загадок, стихотворений, сказок)

- дидактических игр (карточки для игр «Один, много, чего не стало», «Что это такое?»)

- игр на развитие мелкой моторики (инструкции-алгоритмы создания картинки из мелких предметов, конструирования моделей).

В группе использовались мнемотехнические приемы для обозначения действий, последовательностей (принятие гигиенических процедур, уход за комнатными растениями в уголке природы, алгоритм накрывания на стол в уголке дежурных, последовательность одевания при выходе на прогулку и т.д.).

11 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- содержит изображение предмета.

Мнемодорожки - мнемотаблица, состоящая из 3-4 мнемоквадратов, расположенных линейно, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Мнемотаблицы - таблица из нескольких квадратов, изображения которых связаны сюжетом.

12 слайд

Работа с мнемотаблицами состоит из 3 этапов:

1.Рассматривание мнемотаблицы (мнемоквадрата, мнемодорожки) и разбор того, что на ней изображено.

2.Перекодирование информации (т.е. расшифровываются изображения), опираясь на символы и картинки.

3.Осуществляется пересказ литературного текста, рассказывание, заучивание, т.е. происходит отработка методов запоминания.

13 слайд

В игре «Каскад» с помощью мнемоквадратов дети научились перекодированию информации, т. е. преобразованию образов в абстрактные символы.

14 слайд

Мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Так, поданной мнемодорожке с детьми составляются предложения «Зимой солнце светит мало. Небо покрыто тучами. Часто идёт снег»

15 слайд

Следующая усложненная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Педагогом они используются для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

16 слайд

Разновидность мнемотехники – коллаж.

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью.

Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Коллаж - обозначает "Всякая всячина"

Способ коллажирования интересен старшим дошкольникам. Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные навыки продуктивной деятельности: рисуют, умеют делать аппликации из различных материалов. Способ коллажирования подходит для применения в детском сочинительстае. Ребёнок сам придумывает сказку или рассказ и делает коллаж вместо иллюстраций. Это позволяет сконцентрировать на одном листе весь сюжет.

17 слайд

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики развития уровня связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредствам использования мнемотехники, достигнутая посредствам методов, описанных в данном опыте, оптимальна. Исходя, из этого можно сказать, что в процессе использования мнемотехники идет развитие таких компонентов устной речи детей, как: грамматический строй речи, связная речь монологической формы; формирование словаря, развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения. Опыт показал, повышение уровня развития связной монологической речи надо начинать с дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Модифицированная программа "Развитие связной речи у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники"

Хорошая речь - важнейшее условие всесторонненго полноценного развития детей....

Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...