Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
проект по логопедии по теме

Лютаева Оксана Александровна

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной деятельности учавствовали дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 9 человек. 



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ПРОЕКТ         
Развитие связной монологической речи у детей с ОНР дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа  с использованием схем-моделей.

Выполнила учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад №65 – Центр развития ребенка»

Лютаева Оксана Александровна

г. Бийск

Цель: развитие связной речи детей с ОНР  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей.

Задачи:

- проанализировать научную литературу;

- диагностировать уровень речевого развития при составлении описательных рассказов;

-анализ работы по данной проблеме;

-проектирование перспективного направления, совершенствование и перестроение работы в данном направлении.

Проблема: при каких педагогических условиях развивается связная речь детей с ОНР среднего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети с ОНР дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Сформировать навыки монологической описательной речи детей с ОНР дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение) .

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский,

А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.) . Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

-рассказывание по картине;

-пересказ литературных произведений;

-составление описательных рассказов об игрушках, животных и др;

-составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) ;

-составление рассказов из личного опыта;

-рассказывание по серии сюжетных картин.

Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в форми-ровании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание, опираясь на категориальные признаки текста.

В данной работе не затрагиваются занятия по воспитанию звуковой культуре речи, развитию образной речи, может быть недостаточно внимания уделено формированию грамматического строя речи, поскольку главной моей задачей была попытка создания системы работы, направленной на обучение детей дошкольного возраста монологической связной речи.

Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребенка в школе. Особенно важно владение связной речью. Через тест “Последовательные картинки” проявляется:

-общая структура рассказа (наличие начала, середины, конца) ;

-грамматическая направленность;

-использование грамматических средств;

-звуковая сторона речи (темп, плавность, интонация) .

Этапы реализации:

1.
Этап проектирования:

Научно-исследовательский этап (теоретический) .

Цель: повышение компетентности по теме: ”Развитие связной монологической речи посредством составления описательного рассказа у детей с ОНР  дошкольного возраста”.

-Изучение научной литературы (Алексеева М. М., Яшина В. И. ”Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников”, Бородич А. М. (1984, Ушакова О. С., Струнина Е. М. ”Методика развития речи детей дошкольного возраста”, Бондаренко А. К. ”Дидактические игры в детском саду”, Ушакова О. С. ”Развитие речи дошкольников”, Цейтлин С. Н. ”Язык и ребенок. Лингвистика детской речи” и др.) .

- Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации) .

- Создание предметно-развивающей среды.

2.
Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический) .

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

-отбор материала;

-анализ методов и приемов (занятия, дидактические игры и упражнения, среда, проблемные ситуации, выставки и т. д.) ;

-планирование, распределение материала;

-работа с родителями.

3.
Промежуточный результат:

Информационно-диагностический этап (аналитический) .

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

-карты наблюдения педагогического процесса;

-сравнительно-педагогический анализ уровня речевого развития.

4.
Срок исполнения.

В течение 2014 - 2015 года.

Стратегия и тактика проектных действий:

1. Научно-исследовательский этап:

1.1. Психолингвистические аспекты развития монологической речи.

Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности и выделяют несколько этапов:

-ситуативная речь;

-контекстная речь;

-осознание собственной речи;

-вычленение компонентов речи;

-диалогическая речь;

-монологическая речь.

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связности.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, так как именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необ-ходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью - одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

-речевая среда;

-социальное окружение;

-семейное благополучие;

-индивидуальные особенности личности;

-познавательная активность ребенка и т. п.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтоб связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того необходимо уметь строить простые и сложные предложения, и подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и осуществляется в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

1.2. Описание как тип монологической речи.

Описание-это специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому учитель - логопед задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? Чем?) .

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

-дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

-сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;


Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить с ней, поэтому для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине и т. п.) .Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры (“Магазин игрушек (посуды, одежды) ”, Чудесный мешочек”, ”Кто это? ”, ”Почтальон принес посылку”и др.) .Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление, воображение, наблюдательность, они оказывают влияние на сенсорное воспитание детей. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, служит источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она является одним из средств обучения описанию.


Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.


2. Творчески-продуктивный этап.

2.1. Составление описательного рассказа посредством использования схем-моделей  в развитии монологической связной речи.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Наиболее сильно эти трудности проявляются в обучении детей с общим недоразвитием речи.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение мы уделяем выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат.

На первом этапе мы обучаем детей составлению  описательного  рассказа, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Используем эти схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов.

Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета.

С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают очень затрудняться в составлении описательного рассказа.

Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение:

Дети сами определяют последовательность изложения;

Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

 Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют отличительные признаки и предлагают, как их обозначить. Предлагаем детям обозначить их через вертикальную черту. Затем дети выделяют сходные признаки. Мы предлагаем обозначить их на горизонтальной черте.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

На третьем этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему (“Моя любимая игрушка”, “Моя мама”, “Мой выходной день” и т.д.)

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.





2.2. Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами, .Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.) .Среди словесных методов выделяю в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях использую метод рассказа педагога  и метод беседы.

Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:

-речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;

-повторение (практикую повторение материала педагогом, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение) ;

-объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов) ;

-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);

-вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие) .

На одном занятии обычно применяю комплекс приемов, среди которых использую и косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

2.3. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

-воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

-доступность материала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

-системность обучения.

Предполагает усложнение материала от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

-систематичность.

Любое обучение должно проходить регулярно, только тогда будет достигнут результат.

Перспективное планирование занятий по обучению

детей с ОНР связной речи в старшей  группе.

Месяц. Тема. Цель.

Сентябрь. Рассматривание игрушек. Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.

Октябрь. В гостях у куклы Кати. Формировать умение рассматривать игрушку, выделяя её признаки, качества, действия. Формировать умение составлять совместный с педагогом описательный рассказ об игрушке-кукле. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ноябрь. Составление рассказов об игрушках (кошка, собака, лиса). Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закреплять правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Декабрь. Составление рассказов
об игрушках (легковая и грузовая машины). Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с педагогом описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Январь. Магазин игрушек. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества, действия. Учить детей выбирать игрушку. Формировать умение составлять совместные с воспитателем описательные рассказы, пользуясь предложенным планом. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений. Закреплять правила обращения с игрушками.

Февраль. Составления рассказов об игрушках по предметным картинкам. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и назначение. Формирование умения составлять совместный с педагогом описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.

Март. Составление рассказа по картине ”Кошка с котятами”. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга.

Апрель. Составление рассказа по картине ”Лиса с лисятами”. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.

Май. Составление рассказа о любимой игрушке. Формировать умение составлять описательные рассказы о своей любимой игрушке, выделяя признаки, качества. действия. Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

2.4. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.

Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.

Занятия проводились с дошкольниками  4-6 лет, с общим недоразвитием речи III уровня.  При контакте с детьми было очевидно, речь детей нечеткая, молопонятная, многие дети обладали лишь небольшим запасом слов, поэтому я начала работу по развитию речи с обследования состояния речи детей по четырем разделам:

звукопроизношение;

-словарь;

-грамматический строй речи;

-связная речь.

Результаты обследования детей сообщила родителям в индивидуальной беседе. В процессе бесед выяснялось, что для некоторых родителей развитая речь - это умение читать и писать, минимум рассказывать стихотворения, поэтому они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны формирования речи. Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте и освоению письменной речи. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия педагога без их помощи будут недостаточны.

Работа с родителями была начата с анкетирования. По его результатам мною были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:

-игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

-пальчиковые игры и упражнения;

-игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

-листовки с рекомендациями;

-дидактические игры на развитие связного высказывания.


Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, я шаг за шагом преодолеваю сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


3. Информационно-диагностический этап.

3.1. Результативность работы.

Обследование связной речи проводилось по методике, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

Выявление умения описывать предмет игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши  мяч: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает мяч;

2) перечисляет признаки;

3) называет отдельные слова.

3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ) ;

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2-слова.

Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1, ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2, то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:

9 и более баллов-высокий уровень;

6-8 баллов -средний уровень;

3-5 баллов -уровень ниже среднего;

менее 3 баллов -низкий уровень.

В обследовании принимала участие группа детей в количестве 9 человек. Результаты обследования были зафиксированы в протоколах (Приложение 1.) .

Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:

-с высоким уровнем речевого развития-детей не выявлено( 0%) ;

-со средним уровнем речевого развития-детей не выявлено( 0%) ;

-уровнем ниже среднего обладают 3 детей, что соответствует 29%;

-низкий уровень у 6 детей, составляющих 71%.

По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению связной монологической речи детей посредством составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, применением различных методов и приемов. После чего было проведено промежуточное обследование (январь, результаты которого были зафиксированы в протоколах (Приложение 2) .

Анализируя полученные данные было выявлено следующее:

-с высоким уровнем речевого развития-детей не выявлено;

-со средним уровнем выявлено 6 детей, что соответствует 66%;

-уровнем ниже среднего обладают 3 детей, составляющих 33%;

-низкий уровень  - не выявлено

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования, следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е., называют признаки, и действия, рассказывают по вопросам педагога и  высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 18% детей находятся ещё на низком уровне речевого развития.

3.2. Заключение.
Таким образом, считаю использование схем - моделей заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью, так как наличие зрительного плана делает высказывания  более четкими, связными и последовательными.

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. -М., 1997.

2. Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в средней группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.

5. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации/сост. В. В. Гербова. -М., 2006.

6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005.

7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.



9. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001.

10. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.

11. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984.

12. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.

13. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №11/2008.

14. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001.

15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2004.

16. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий

Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Специальными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий уровень речевого недоразвития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...


 

Комментарии

Слизкова Любовь Александровна

Проектная деятельность - это просто замечательно. Хороший проект. Спасибо. Будем обязательно использовать