Коррекционно – логопедическое занятие в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи 2-3 уровня: Автоматизация и дифференциация свистящих звуков «С», «З» с использованием лексической темы «Жители нашего леса».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели:
- Совершенствование фонематического восприятия и слуха.
- Закрепление осознанного принятия правильного артикуляционного уклада при произнесении звуков [С], [З].
- Формирование умения давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам, а также умения дифференцировать их.
- Закрепление отчётливого произношения свистящих звуков [С], [З] изолированно, в слогах и словах.
- Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
- Уточнение словаря по теме “Дикие животные".
- Воспитание интереса к играм со звуками.
- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_zanyatie_dlya_detey_s_onr.docx | 273.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – логопедическое занятие в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи 2 уровня: Автоматизация и дифференциация свистящих звуков «С», «З» с использованием лексической темы «Жители нашего леса».
Цели:
- Совершенствование фонематического восприятия и слуха.
- Закрепление осознанного принятия правильного артикуляционного уклада при произнесении звуков [С], [З].
- Формирование умения давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам, а также умения дифференцировать их.
- Закрепление отчётливого произношения свистящих звуков [С], [З] изолированно, в слогах и словах.
- Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
- Уточнение словаря по теме “Дикие животные".
- Воспитание интереса к играм со звуками.
- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: лягушонок Квака; кувшинка; доска; плакат с дикими животными; детёныши диких животных; символы звукоподражаний: (комар и воздушный шарик); бумажный колокольчик; лягушонок и кувшинка; рефлексологические коврики; соломенные трубочки; 2 лабиринта из картона; шарики для настольного тениса; 2 сочка; медальоны с изображениями свистков и колокольчиков; лабиринт комара; мнемотаблица. Звукозаписи: звуков леса, сказки о лягушонке, логоритмики «лиса», пальчиковой гимнастики «мышька».
Ход НОД:
- Под спокойную музыку «леса» в зал входят дети, занимают свои места на стульях, которые стоят по кругу, и слушают звуки леса.
Л: Ребята, представьте себе, как будто мы находимся в лесу. Какие звуки вы слышите? (дети перечисляют неречевые звуки)
А кто живёт в нашем лесу? (вниманию детей предлагается наглядность: плакат с дикими животными, дети перечисляют животных)
Какое самое крупное и сильное животное, обитающее в данном лесу? (ответы детей) А какое самое маленькое и безобидное? (мышь)
- Л: Давайте разомнём наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Весёлая мышька»:
Весёлая мышька перчатку нашла,
(переворачивать кисти рук ладонями вверх и вниз)
Гнездо в ней устроить, детей позвала.
(с помощью ладоней сделать гнездо, сжимать и разжимать пальцы)
И корочку хлеба дала пожевать,
(большими пальцами коснуться всех пальцев на руках поочерёдно, начиная с указательного)
Погладила всех и отправила спать.
( положить ладонь на ладонь и положить их под голову)
- Л: Ребята, детёныши диких животных потерялись и не могут найти своих мам. Давайте им поможем найти дорогу домой? Для этого вам нужно будет пройти через болото. Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать сказку, и вы узнаете, кто там живёт. ( дети слушают сказку про лягушонка)
Догадались кто это?
Летом, в болоте, вы ее найдете.
Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)
(Логопед показывает лягушку и представляет её).
Л: Это лягушонок Квака, он очень любит приходить в гости. Давайте с ним поздороваемся? (дать возможность каждому ребёнку поздороваться с лягушонком за руку)
- Л: Дети, Квака приглашает вас к себе в гости, но для этого вам нужно разделиться на 2 команды и прыгать по кочкам до кувшинки. Чья команда первая окажется на кувшинке, та и победит. Для этого я попрошу вас разуться. (используются рефлексологические «кочки»)
А сейчас прыжки по кочкам.
Если с кочки упадёте,
То утонете в болоте.
(Объявляется команда победителей, детей просят присесть на кувшинке).
- Л: Ребята, посмотрите какой у лягушонка длинный язык, он умеет делать им самые разные артикуляционные упражнения. Давайте вместе с Квакой сделаем несколько из них:
- «Качели» – Выше вверх и ниже вниз,
Ты качаться не ленись.
Выше вверх и ниже вниз,
Язычок не торопись.
- «Почистим зубки» (нижние) – Чистить зубки часто надо,
Мама наша будет рада!
- «Птенчики» - выполняется под счёт взрослого до10.
- Л: Дети, давайте вспомним, для чего лягушонок отправился на другой пруд? (за комарами)
Какой звук издают комары? «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ» (показать наглядность – комара)
«З» – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты, воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь). А где находится наш кончик языка, когда мы произносим звук – «З»? (за нижними передними зубами)
Кто хочет поиграть в комариков? (с помощью лабиринта дети изображают комара и называют слова на звук «З»)
Дети, у звука «З» есть брат, это звук «С». Давайте вместе изобразим шарик, который медленно спускается и издаёт звук «СССССССССССССССССССССС» (предоставить наглядность)
- Л: Ребята, обратите своё внимание на таблицу. С её помощью мы вспомним чистоговорку про лису. (на доске представлена мнемотаблица)
Са – са – са, это хитрая лиса
Су – су – су, и живёт она в лесу
Сы – сы – сы, много дела у лисы
Со – со – со, она крутит колесо.
- Л: А сейчас Квака предлагает вам немного подвигаться и спеть песенку про лису. (с помощью компьютера провести логоритмику «Лиса»)
Движения для логоритмики:
- Дети указательными пальцами делают узкие глаза и выполняют наклоны туловищем вправо – влево.
- Поднимают руки, широко разводят пальцы рук, изображая деревья, которые качаются от ветра над головой.
- Бьют кулаками друг об друга, затем трут ладони друг о друга.
- Руками изображают вращение колеса.
(Ребят просят вновь присесть на коврик).
- Л: Какие это звуки? (согласные или гласные) Давайте проверим и попробуем их пропеть. (они не поются, значит они согласные, их можно только протянуть)
Далее я предлагаю вам определить какой из этих звуков звонкий, а какой глухой. Для этого я попрошу вас положить свою руку на горло и произнести звуки «С» и «З». Если горлышко будет дрожать, значит это звонкий звук, если и не будет дрожать, значит звук глухой.
А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?
Только повторим правило: Если сомневаешься, какой звук – не спеши,
Руку ты на горлышко положи!
(дети повторяют за логопедом звуки «С»; «З», и определяют, какой из них звонкий, а какой глухой).
С - голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ
З - голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ
(они определяют звонкий звук и приклеивают к нему колокольчик)
- Л: Ребята, Квака в своём пруду приготовил для вас игру. Для этого вам вновь нужно разделиться на 2 команды: «свистелочек» и «звенелочек» (детям одеваются на шею символы свистков и колокольчиков) Чья команда по очереди быстрее задует все шарики по лабиринту в сочок с помощью соломенной трубочки, та и будет победителем.
- Итог НОД (когда все шарики закончатся, ребята находят на дне ёмкости детёнышей диких животных)
Что же мы с ними будем делать? (вернём мамам)
(дети называют детёнышей и прикрепляют их к своим мамам)
Квака прощается с детьми и в подарок дарит им соломенные трубочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития
В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий...
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи Тема: "Масленица"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Моя семья»
Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий....