Коррекционно – логопедическое занятие в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи 2-3 уровня: Автоматизация и дифференциация свистящих звуков «С», «З» с использованием лексической темы «Жители нашего леса».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Савостьянова Алена Михайловна

Цели:           

- Совершенствование фонематического восприятия и слуха.

- Закрепление осознанного принятия правильного артикуляционного уклада при произнесении звуков [С], [З].

- Формирование умения давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам, а также умения дифференцировать их.

- Закрепление отчётливого произношения свистящих  звуков [С], [З] изолированно, в слогах и словах. 

- Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.

- Уточнение словаря по теме “Дикие животные".

- Воспитание интереса к играм со звуками.

- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie_dlya_detey_s_onr.docx273.08 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – логопедическое занятие в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи 2 уровня: Автоматизация и дифференциация свистящих звуков «С», «З» с использованием лексической темы «Жители нашего леса».

Цели:         

- Совершенствование фонематического восприятия и слуха.

- Закрепление осознанного принятия правильного артикуляционного уклада при произнесении звуков [С], [З].

- Формирование умения давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам, а также умения дифференцировать их.

- Закрепление отчётливого произношения свистящих  звуков [С], [З] изолированно, в слогах и словах.  

- Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.

- Уточнение словаря по теме “Дикие животные".

- Воспитание интереса к играм со звуками.

- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: лягушонок Квака; кувшинка; доска; плакат с дикими животными; детёныши диких животных; символы звукоподражаний: (комар и воздушный шарик); бумажный колокольчик; лягушонок и кувшинка; рефлексологические коврики; соломенные трубочки; 2 лабиринта из картона; шарики для настольного  тениса; 2 сочка; медальоны с изображениями свистков и колокольчиков; лабиринт комара; мнемотаблица.  Звукозаписи: звуков леса, сказки о лягушонке, логоритмики «лиса», пальчиковой гимнастики «мышька».

Ход НОД:

  1. Под спокойную музыку «леса» в зал входят дети, занимают свои места на стульях, которые стоят по кругу, и слушают звуки леса.

Л: Ребята, представьте себе, как будто мы находимся в лесу. Какие звуки вы слышите? (дети перечисляют неречевые звуки)

А кто живёт в нашем лесу? (вниманию детей предлагается наглядность: плакат с дикими животными, дети перечисляют животных)

Какое самое крупное и сильное  животное, обитающее в данном лесу? (ответы детей) А какое самое маленькое и безобидное? (мышь)

  1. Л: Давайте разомнём наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Весёлая мышька»:

Весёлая мышька перчатку нашла,

 (переворачивать кисти рук ладонями вверх и вниз)

Гнездо в ней устроить, детей позвала.

(с помощью ладоней сделать гнездо, сжимать и разжимать пальцы)

И корочку хлеба дала пожевать,

(большими пальцами коснуться всех пальцев на руках поочерёдно, начиная с указательного)

Погладила всех и отправила спать.

 ( положить ладонь на ладонь и положить их под голову)

  1. Л: Ребята, детёныши диких животных потерялись и не могут найти своих мам.  Давайте им поможем найти дорогу домой? Для этого вам нужно будет пройти через болото. Сейчас  я предлагаю вам внимательно послушать сказку, и вы узнаете, кто там живёт.  ( дети слушают сказку про лягушонка)

Догадались кто это?

Летом, в болоте, вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это?                                (Лягушка)

(Логопед показывает лягушку и представляет её).

Л: Это лягушонок Квака, он очень любит приходить в гости. Давайте с ним поздороваемся? (дать возможность каждому ребёнку поздороваться с лягушонком за руку)

  1. Л: Дети, Квака приглашает вас к себе в гости, но для этого вам нужно разделиться на 2 команды и прыгать по кочкам до кувшинки. Чья команда первая окажется на кувшинке, та и победит. Для этого я попрошу вас разуться.  (используются рефлексологические «кочки»)

А сейчас прыжки по кочкам.

Если с кочки упадёте,

То утонете в болоте.

(Объявляется команда победителей, детей просят присесть на кувшинке).

  1. Л: Ребята, посмотрите какой у лягушонка длинный язык, он умеет делать им самые разные артикуляционные упражнения. Давайте вместе с Квакой сделаем несколько из них:
  1. «Качели» – Выше вверх и ниже вниз,

                      Ты качаться не ленись.

                      Выше вверх и ниже вниз,

                     Язычок не торопись.

  1. «Почистим зубки» (нижние) – Чистить зубки часто надо,

                                                         Мама наша будет рада!

  1. «Птенчики» - выполняется под счёт взрослого до10.
  1. Л: Дети, давайте вспомним, для чего лягушонок отправился на другой пруд? (за комарами)  

Какой звук издают комары?  «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ» (показать наглядность – комара)

«З» – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты, воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь). А где находится наш кончик языка, когда мы произносим звук – «З»? (за нижними передними зубами)

Кто хочет поиграть в комариков? (с помощью лабиринта  дети изображают комара и называют слова на звук «З»)

Дети, у звука «З» есть брат, это звук «С». Давайте вместе изобразим шарик, который медленно спускается и издаёт звук «СССССССССССССССССССССС» (предоставить наглядность)

  1. Л: Ребята, обратите своё внимание на таблицу. С её помощью мы вспомним  чистоговорку про лису. (на доске представлена мнемотаблица)

Са – са – са,   это хитрая лиса

Су – су – су,   и живёт она в лесу

Сы – сы – сы,   много дела у лисы

Со – со – со,   она крутит колесо.

C:\Users\999\Documents\наработки 2018\фото сайт\Мнемотаблицы\DSC00415.JPG

  1. Л: А сейчас Квака предлагает вам немного подвигаться и спеть песенку про лису.  (с помощью компьютера провести логоритмику «Лиса»)

Движения для логоритмики:

  1. Дети указательными пальцами делают узкие глаза и выполняют наклоны туловищем вправо – влево.
  2. Поднимают руки, широко разводят пальцы рук, изображая деревья, которые качаются от ветра над головой.
  3. Бьют кулаками друг об друга, затем трут ладони друг о друга.
  4. Руками изображают вращение колеса.

(Ребят просят вновь присесть на коврик).

  1. Л: Какие это звуки? (согласные или гласные) Давайте проверим и попробуем их пропеть. (они не поются, значит они согласные, их можно только протянуть)

Далее я предлагаю вам определить какой из этих звуков звонкий, а какой глухой. Для этого я попрошу вас положить свою руку на горло и произнести звуки «С» и «З». Если горлышко будет дрожать, значит это звонкий звук, если  и не будет дрожать, значит звук глухой.

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило: Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

                                                    Руку ты на горлышко положи!

(дети повторяют за логопедом звуки «С»; «З», и определяют, какой из них звонкий, а какой глухой).

С - голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ

З  - голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ

 (они определяют звонкий звук и приклеивают к нему колокольчик)

  1.  Л: Ребята, Квака в своём пруду приготовил для вас игру. Для этого вам вновь нужно разделиться на 2 команды: «свистелочек» и «звенелочек» (детям одеваются на шею символы свистков и колокольчиков) Чья команда по очереди быстрее задует все шарики по лабиринту в сочок с помощью соломенной трубочки, та и будет победителем.
  2.  Итог НОД (когда все шарики закончатся, ребята находят на дне ёмкости детёнышей диких животных)

Что же мы с ними будем делать? (вернём мамам)

(дети называют детёнышей и прикрепляют их к своим мамам)

Квака прощается с детьми и в подарок дарит им соломенные трубочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...