Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
занимательные факты по логопедии
Целью сообщения дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является повышение компетентности в вопросах диагностики, коррекции и профилактики нарушения процесса письма у дошкольников, расширение и уточнение знаний педагогов по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_na_pochve_narusheniya_yazyk.an_.i_sinteza.docx | 358.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Котова Екатерина Васильевна
Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Аленка» г.Десногорска.
Аннотация.
Целью сообщения дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является повышение компетентности в вопросах диагностики, коррекции и профилактики нарушения процесса письма у дошкольников, расширение и уточнение знаний педагогов по данной проблеме.
Форма представления: сообщение-консультация.
При характерной для последних лет очень малой продолжительности добукварного периода, продолжительность которого ограничивается чуть ли не неделями, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока. Поэтому не случайно, что «дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза» является самой распространенной среди учащихся, когда ребенок не может в потоке устной речи выделить отдельные слова, разделить эти слова на слоги и звуки. Ошибки, связанные с нарушением анализа и синтеза частей слов, называются морфемным аграмматизмом. Данное нарушение письма может быть как изолированным, так и быть в структуре сложной дисграфии в совокупности с элементами акустической, аграмматической и оптической дисграфии.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза представляет собой нарушение, которое отражается на письме в виде разнообразных ошибок. Все они появляются в результате несформированности фонематического, слогового или языкового анализа и синтеза. К таким ошибкам причисляют: пропуски, добавления, замены, перестановки букв и слогов. На уровне предложения относят ошибки в раздельном или слитном написание частей слова, а так же слитное написание служебных слов.
На основе принципа поуровнего анализа речи, разработанной И.Н. Садовниковой исследователи выделяют «три группы специфических ошибок при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- ошибки на уровне буквы и слога (иначе говоря, это звукобуквенный и слоговой анализ и синтез);
- ошибки на уровне слова (слитное или раздельное написание частей слова);
- ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста (трактуется как языковой анализ и синтез)»
Первая группа специфических ошибок на уровне буквы и слога включает в себя следующие ошибки:
- пропуски, перестановки, вставки букв;
- пропуски, перестановки, вставки слогов;
- контаминации (соединение слогов в одно слово, относящихся к разным словам);
- персеверации (повторение слогов);
- антиципации (преждевременная запись букв)
Вторая группа специфических ошибок на уровне слова:
- раздельное или слитное написание частей слова;
- слитное написание самостоятельных слов;
- слитное написание самостоятельных и служебных слов.
Третья группа специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения, текста:
- вставки, перестановки, пропуски слов;
- искажение качественного и количественного состава предложения;
- нарушение границ предложений и отсутствие границ предложений
Ошибки могут выглядеть следующим образом:
- Пропуск гласных букв в слове: УПАЛА - УПЛА.
- Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных: СТОЛ - СОЛ, ВСТАЮТ-СТАЮТ.
- Перестановка букв в слове: ЕСТЬ - ЕТСЬ, КЛЮКВА - КЛЮВ КА.
- Пропуск слогов и букв в слове: БАБОЧКА - БАЧКА, ПО СТОРОНАМ-ПО СТРАМ.
- Слитная запись слов в предложении: КОШКА ЛЕЖИТ НА СТУЛЕ - КШКАЛЕЖИТНА С ТЛЕ.
Обучение письму на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, определить звуко-слоговой состав каждого слова. Из всех видов анализа речевого потока самым сложным для детей является слоговой и фонематический анализ слов.
Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть чётко представлять себе его звуковую структуру.
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребёнок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по – одному, с паузами между ними).
Методика обследования.
В качестве диагностики используется методика Р.И. Лалаевой и Л.В. Бенедиктовой:
1. В зависимости от состояния письма даётся диктант слов или фраз, затем пересказ и сочинение. В текст должны входить все звуки в разных комбинациях (оппозиционные звуки в паронимах, в одном слове, в фразе, стечение согласных в одном слоге и т. п.). При затруднении в письме предлагается составление слов из букв разрезной азбуки. Для уточнения исследования проводится в ограниченных рамках и списывание.
2. Предлагается прочесть аналогичный материал, и учитываются особенности чтения.
3. Проверяется обычными методами устная речь с обязательным повторением трудных и новых слов, слогов с оппозиционными звуками.
4. Исследуется обычным путём состояние звукового анализа с учётом недостаточного опыта дисграфика в этом деле (надо помочь ему понять задание).
Коррекция
Единственный путь преодоления данного вида дисграфии - обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом.
В целях профилактики данной дисграфии с детьми, имеющими речевые нарушения, проводится целенаправленная работа по коррекции фонематического недоразвития.
Развитие анализа и синтеза звукового состава речи должно сочетаться с развитием артикуляторных навыков и фонематического слуха, т.е. различением поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Необходимо научить детей следующему: различать между собой любые звуки, как гласные, так и согласные; любые звуки выделять из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове, уметь членить предложения на слова. Рекомендуется учить детей пользоваться разными типами предложений. Необходимо развивать произвольное внимание у детей.
В работе предусматривается определенная последовательность. Членение предложений на слова переносится на более позднее время. Членение слова на слоги не вводится в упражнения до тех пор, пока дети не научатся выделять звуки из простейших слов. Сначала дети подготавливаются к звуко-слоговому анализу слов. Не целое слово является пока единицей обучения, а звук - его артикуляция, звучание, отличие от других звуков, место его в слове. Зрительной опорой в это время служит артикуляция. Вначале детям предлагается выделять первый ударный гласный, гласный из слов типа Алик, утка. В то же время, опять-таки в связи с работой по четкой артикуляции звуков, дети узнают, что звуки могут иметь определенную последовательность (а, у - здесь два звука - первый а, второй .у; а в сочетании а и у - три звука). Затем дети выделяют согласный звук из обратного слога. Позднее дети учатся выделять гласный из прямого слога, анализировать прямой слог. В результате детям становится доступным анализ односложных слов, типа суп. После такой подготовки дети знакомятся с членением слов на слоги. Они могут перейти к полному звуко - слоговому анализу слов типа суп или зубы. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения дается схема слова.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Развитие звукового анализа и синтеза основывается на этапах становления простых и сложных форм звукового анализа, автором которых является Т.А.Ткаченко «К простым формам звукового анализа относятся:
- выделение звука на фоне слове (выявить наличие или отсутствие);
- выделение первого ударного гласного в слове;
- выделение первого и последнего согласного в слове;
- выделение гласного из середины слова;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Сложными формами звукового анализа являются:
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- определение места звука относительно других звуков;
Звуковой синтез:
-соединение звуков в слово»
Развитие слогового анализа и синтеза предусматривает:
деление слов на слоги (слоговой анализ):
- произнесение слова по слогам;
- определение количества слогов в слове (с опорой на гласные);
- выделение гласного в слоге;
- выделение ударного слога;
- выделение первого слога;
- определение места слога в слове;
- анализ открытого и закрытого слога;
слоговой синтез:
- соединение слогов в слово.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста подразумевает:
- выявление признаков предложения, умение отличать предложение от набора слов;
- выявление отличий словосочетания от предложения;
- развитие анализа структуры предложения: определение границ предложения, последовательности слов в предложении и их места;
- дифференциация предлогов и приставок;
- выделение основных признаков текста, его отличительные особенности от отдельных предложений и определение последовательности предложений в тексте;
- определение количества, последовательность и место слов в предложении
ВИДЫ РАБОТ
I. Развитие фонематического восприятия, звуко - буквенный анализ слова.
- Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков, слогов.
- Зашифровать нужный звук в ряду звуков.
- Показать букву, соответствующую звуку.
- Цифрой указать количество звуков.
- Цифрой указать место звука в ряду звуков.
- Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?
- Повторить песенку из звуков.
II. Развитие навыка анализа и синтеза слога.
Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие губ. Дети должны научиться выделять гласный звук из слога (флажок кружок и другая символика).
- Выделение гласного звука из слога:
- определить, какой звук спел свою песенку (А или О):
- поднять гласную букву на соответствующий звук;
- «зашифровать» (или записать) гласные буквы из слогов,
- придумать слог с заданным гласным звуком.
- Выделение гласного звука из слова:
- назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции);
- записать только гласные буквы данного слова. Например вместо слова ОКНА - ОА или О—А.
- выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы,
- проартикулировать гласные звуки в слове;
- разложить картинки (ДОМ. МАК. СУП ...) под соответствующими гласными буквами;
- разложить картинки под определенными сочетаниями гласных (двусложные слова). Например, А А (РАМА), У А (РУКА).
- составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы.
- изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (УМ - МУ);
- разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА,СО,СУ,СЫ), чтение лабиринтов.
- самим составить, записать слоги, выложить их схемы.
Последний этап работы над слогом - все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.
Ш. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
- Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие, место рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом в умственном плане, т.е. по слухо - произносительным представлениям.
- Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на заданный звук, не называя их.
- Собрать слово из первых ( из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».
- Игра «Паровозик» (три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце).
- Далее звук связывается с буквой:
-показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
-«зашифровать» слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет - поставить прочерк.
-отобрать названия картинок на заданный звук (или букву).
-игра «Лото». На наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.
-«звукоедик» съел первый звук в словах. Какое было слово?
Восстанови слово: ... уха, ... са, ... аук.
-«Звукоедик» отгрыз последний звук: арбу..., слив... .
-определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Последовательность в работе
- Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства (хлопки, фишки и др.)
- Формирование навыка звукового анализа в речевом плане.
- Формирование навыка звуко - буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).
Упражнения:
- Подобрать слово с заданным количеством звуков.
- Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
- Цифрой указать количество звуков в слове.
- Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове .
- Разложить картинки в стопки по 4. 5. 6 звуков в их названиях.
- Определить, к какому слову относится схема.
- «Буква заблудилась». Верни ее домой: РОАЗ, КАРН, ....
- Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, 3, О, Р (РОЗЫ).
- «Буква потерялась». Найди ее: ДУ .
- Закрепление навыка звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
- Составить слова разной звуко - слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
- Вставить в данные слова пропущенные буквы.
- Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т. д. месте.
- Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву ПА_(р; ПА _ _ (р, к) ПА (р, о, м) и т. д.
- Подобрать слова с определенным количеством звуков.
- Подобрать слова на каждый звук исходного слова;
РУЧКА рак ус чай кот ария рыба ухо чудо крот аист
- Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т д звукам).
- Преобразовать слова:
-добавляя звук в начале слова (РОТ - КРОТ),
- изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН-СОК-СОР-...)
- переставляя буквы в слогах (ЛИПА - ПИЛА).
- какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ и др);
- собрать цепочку слов: ДОМ - МАК -КО Т- ТОПОР - РЫБА- АИСТ - ТУМАН -....
-назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН- нос, кот-ток....
-какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ-МЕХ... .
- Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки.
- Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?
- На слух из первых звуков слов собрать новое слово.
- Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово.
- Раскладывание картинок в соответствии с графическими' схемами.
- Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок на полотне с заданным звуком.
- Подобрать слова к графической схеме.
- Игра «Найди слово в схеме» (на карточке дана схема и несколько слов).
- Назвать деревья (цветы, животных, одежду и т. д.) названия которых соответствуют данной схеме.
- Отгадать, кто в каком домике живет: (подбор слов к схемам).
- Из каких кормушек будет клевать зерна ГРАЧ, ГУСЬ, ГАЛКА.
- Найти и доказать ошибки в схемах.
- Зашифровать и расшифровать слова.
- Развитие навыка анализа и синтеза предложения.
Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.
- Придумать предложение с заданным количеством слов.
- Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
- Составить графическую схему предложения.
- Показать, какой схеме соответствует каждое предложение.
- Составить предложения по схеме, опираясь на картинку.
- Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово.
- Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.
- Дописать предложения подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.
- Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
- Распространение предложений словами с заданным звуком.
- Шифровка предложений.
Список литературы
- Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с. (Университетская библиотека онлайн).
- Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. 1999г.
- Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – СПб.: Союз, 2004
- Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2005.
- Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М., 2009. – 169 с. – (Университетская библиотека онлайн).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
Письменная речь формируется на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. В процессе письма мы должны каждый звук речи обозначить буквой, строго сохраняя их последовательность. ...