Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» и аннотация к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022_novikova_dop.docx | 59.71 КБ |
2021-2022_novikova_dop_annotatsiya.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № __ от_________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________В.А.Кузнецова Приказ № ____ от ______________ |
Рабочая программа дополнительного образования
для детей младшего дошкольного возраста
«Будем говорить правильно»
Автор:
Воспитатель группы «Радуга»
Новикова Елена Анатольевна
Г. Смоленск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | |
Пояснительная записка | |
Цель и задачи программы | |
Формы, методы и средства обучения | |
Содержание программы обучения | |
План взаимодействия | |
Работа с родителями | |
Мониторинг освоения программы | |
Результативность освоения программы | |
Результативность участия в конкурсах | |
Список литературы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Будем говорить правильно» |
Основание для разработки программы | - ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.2012г. - Конвенция о правах ребенка 1989г |
Цель программы | Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. |
Задачи программа | Обучающие: 1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей. 3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. 5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых. Развивающие: 1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2.Развивать интерес к народному творчеству. 3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей. 4.Развивать внимание, зрительное восприятие. 5.Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому. |
Авторы программы | Новикова Е.А. - воспитатель |
Направление деятельности программы | развитие речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком |
Сроки реализации программы | 2021-2022 |
Ожидаемый результат | 1.Обогащение активного и пассивного словаря детей; 2.Знакомство детей с фольклором; 3.Освоение детьми невербальных средств общения; 4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других; 5.Уверенность в себе, преодоление робости; 6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм. 7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей. |
Пояснительная записка
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
- обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Цель:
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи кружка:
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Методы проведения кружка:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Ожидаемый результат:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Методические:
В методическом кабинете должны быть представлены в полном объёме следующие материалы:
-перспективное тематическое планирование мероприятий
-конспекты занятий, проектов, акций, практикумов,
-памятки, рекомендации, советы для родителей, для детей в картинках,
-учебно-методическая и художественная литература («Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич; «Воспитание правильной речи» - В. Рождественская, Е. Радина; «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко)
-мультимедийная установка для презентаций по теме,
-обучающие игровые мультимедийные пособия,
-интерактивная доска.
Содержание программы:
Кружковые занятия проводятся по 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по четвергам.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).
Работа с родителями:
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- анкетирование родителей;
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
Календарно – тематическое планирование кружка
1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.
месяц | Тема занятия |
сентябрь | Потешка «Ой, лады, лады, лады» Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим». Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) Пальчиковая игра «Апельсин» |
октябрь | Потешка «Варись – варись, кашка» Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) |
ноябрь | Потешка «Зайка серенький сидит» Потешка «Сидит белка на тележке» Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Кролик» |
декабрь | Потешка «Кот на печку пошел» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Котик» |
январь | Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» Пальчиковая игра «Варежка» |
февраль | Потешка «Пекла кошка пирожки» Загадывание загадок о зиме Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) Пальчиковая игра «Блины» |
март | Потешка «Идёт лисичка по мосту» Разучивание заклички «Весна, весна красна» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Моя семья» |
апрель | Потешка «Солнышко» Потешка « Курочка-рябушечка» Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) Пальчиковая игра «Дом» |
май | Потешка «На дубочке» Песенка «Жили у бабуси» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» |
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
месяц | Тема занятия |
сентябрь | 1.Потешка «Ой, лады, лады, лады» Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся! 2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» Осень, осень, в гости просим. 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин, (рука в кулаке) Много нас, а он один, (указательный палец) Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди) Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой) Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть) В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой) |
октябрь | 1.Потешка «Варись-варись, кашка» Варись-варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее, Варись, кашка, сладка, Из густого молока, Да из манной крупки. У того, кто кашу ест, Вырастут все зубки! 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Загорелся кошкин дом! 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 4.Пальчиковая игра «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак) Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью) Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки) Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз) |
ноябрь | 1.Потешка «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) |
декабрь | 1.Потешка «Кот на печку пошел» Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются 2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 4.Пальчиковая игра «Котик» Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику) Тёпленький животик, Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши ) Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу) |
январь | 1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. 2.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) |
февраль | 1.Потешка «Пекла кошка пирожки» Пекла кошка пирожки, Из гороховой муки. Лист из печки вынула - На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо мышке под порог. Мышка Прасковья пищит из подполья: - Катись, колобок, на мышкин зубок! Мышка-то рада, а кошке досада. 2.Загадывание загадок о зиме. 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) 4.Пальчиковая игра «Блины» Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх) Напечем всем блины Сковородка шипит, От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки) Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую) Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую) |
март | 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту Несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. 2.Разучивание заклички «Весна, весна красна». 3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка) 4.Пальчиковая игра «Моя семья» Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить) Дома дружная семья: Это – мама, (свернуть безымянный палец) Это – я, (согнуть мизинец) Это – бабушка моя, (согнуть средний палец) Это – папа, (согнуть указательный палец) Это – дед, (согнуть большой палец) И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак) |
апрель | 1.Потешка «Солнышко» Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. 2.Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом». Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ) |
май | 1.Потешка «На дубочке» На дубочке, на дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят: Всё про Вареньку, Всё про маленьку... 2.Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси Спрятались в канавке. 3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок (разжать ладони.) Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.) Пёстрых курочек зовёт |
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.
8). «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» Абраменко В.В
9) Безруких М.М. Тренируем пальчики.
10) Белая А.Е. Пальчиковые игры.
Приложение 1
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
- свой вариант__________________________________________________
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
Приложение 2
Комплекс упражнений:
“Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
“Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
“Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
Комплекс заданий:
Животные
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.
Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".
Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Можно также делать упражнения с использованием стихов.
Собака
"У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик"
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Мышка
"Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит"
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка и ушки
"Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат"
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны
Зайка и зеркало
"Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит"
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Зайчик в норке
"У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке"
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан
"Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам"
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Лошадка
"У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво"
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Коза
"У козы торчат рога,
Может забодать она"
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь
"Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет"
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
"Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой"
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка
"Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо"
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Осы
"Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят"
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
"Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит"
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Птенчики в гнезде
"Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно"
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Краб
"Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню"
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Слон
"В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает"
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Птичка
"Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка"
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Филин
"Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу"
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).
Волк и лиса
"Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста"
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
Крокодил
"Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста"
Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Растения
- Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
- Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
- Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).
- Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
- Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Можно также делать упражнения с использованием стихов:
Дерево
"У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета"
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Елка
"Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи"
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Колокольчик
"Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит"
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Люди
- Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.
- Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.
- Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
- Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
- Маляр. Рука-это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева направо и т.д.
Предметы
- "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
- "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).
- "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).
- "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
- "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
- "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
- "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).
- "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).
- "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
Домик
"Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел"
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
"Бабушка очки надела
И внучонка разглядела"
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Замок
"Пальцы сплетем
И замок мы получим.
Еще повторим,
И получится лучше"
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Флажок
"Я в руке флажок держу
И ребятам им машу"
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
"Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки"
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
"Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка"
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
"Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье"
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.
Стол
"У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка"
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
"Листья падают в саду,
Я их граблями смету"
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка
"Пальчики перебираем
И цепочку получаем"
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
"Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет"
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
"Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой"
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Корзинка
"В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу"
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Массаж карандашами
- Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
- Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец –снизу.
Стихотворение:
-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Приложение 3
Игровой самомассаж для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.
Слова
Действия
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем!
(Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
(Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!
(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».
Слова
Действия
1, 2, 3, 4, 5!
Конструктором будем мы играть!
(Загибаем-разгибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
Конструктором будем мы играть!
Своим ручкам помогать!
(Кулачки-ладошки ударяем
друг о друга поочерёдно)
Конструктор в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем.
(Выполняем действия
в соответствии с текстом, прокатывание конструктора
между ладонями, правая рука сверху)
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем.
(Меняем положение рук прокатывание конструктора
между ладонями, левая рука сверху)
В ручку правую возьмём
И сильней его сожмём!
(Сжимаем конструктор в правой руке)
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем.
(Имитируем игру на пианино
правой рукой)
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём.
(Сильно сжимаем в левой руке)
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем.
(Имитируем игру на пианино
правой рукой)
Мы конструктор убираем
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
На левой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
(Убираем на край стола)
(Загибаем пальцы на правой руке)
(Загибаем пальцы на левой руке)
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
(Интенсивно трясём ладошки,
продолжаем занятие)
Игровой самомассаж для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики рук и повышения иммунитета детей.
Слова
Действия
1, 2, 3, 4, 5!
С горошком будем мы играть!
(Загибаем-разгибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
С горошком будем мы играть-
Своим ручкам помогать!
(Кулачки-ладошки ударяем
друг о друга поочерёдно)
В ручку правую возьму,
Крепко пальцами сожму.
Между пальцами катаю,
Всё сильнее нажимаю.
(Выполняем действия в соответствии с текстом))
Указательный, большой,
Поиграйте вы со мной!
(Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки)
Средний пальчик и большой,
Поиграйте вы со мной!
(Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки)
Безымянный пальчик и большой,
Поиграйте вы со мной!
(Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки)
И мизинец, и большой,
Поиграйте вы со мной!
(Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки)
В серединке на ладошке
Покатаю я немножко.
Как колобок горох катаю,
Всё сильнее нажимаю.
(Катаем горошину в ладошке
по кругу)
В ручку левую возьму,
Крепко пальцами сожму.
Между пальцами катаю,
Всё сильнее нажимаю.
(Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
Мы горошинки возьмём,
На край стола их уберём!
Ах! Ах! Ох! Ох!
Был массаж у нас неплох!
(Убираем горошину на край стола)
(Выражаем положительные эмоции)
Предварительный просмотр:
Согласовано Старший воспитатель
______И.И. Томчук
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Развитие речи детей»
для детей 3-4 лет
2021-2022 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Срок реализации - 1 год
Возрастная категория – от 3 до 4 лет
Количество часов – 8 в месяц, 56 в год
Длительность занятия – 15 минут
Условия и реализация программы
Программа составлена для детей второй младшей группы, не посещающих логопедические занятия на логопункте, и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий – два раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: 15 минут. Занятия начинаются с октября и заканчиваются в апреле.
Форма организации детей на занятиях: подгрупповая (до 10чел).
Организация занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний и психологического вхождения в занятие.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых навыков детей младшего дошкольного возраста, развитие познавательных и сенсорных процессов, предупреждение у них трудностей в речевом развитии.
Задачи программы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками.
2. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
3. Воспитывать готовность к общению с окружающими, развивать необходимые эмоциональные и выразительные качества речи.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить регулировать с помощью пальчиковых игр темп и ритм речи.
5. Развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата посредством выполнения статических и динамических упражнений.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
1. на развитие мелкой моторики,
2. на развитие фонематического слуха,
3. на развитие дыхания,
4. на развитие словаря и связной речи.
Структура программы
Программа состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития познавательных и сенсорных процессов.
II. Основной этап
Данный этап предполагает реализацию развивающих речевых занятий.
III. Заключительный этап
На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах работы.
Методы и приемы обучения
1. Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; объяснение назначения предмета; использование педагогом нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
2. Методы и приемы активизации словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.
3. Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо- громко, быстро-медленно); словесные игры; музыкально-ритмические упражнения; словесные игры.
4. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: артикуляционные упражнения; мимические упражнения; упражнения на звукоподражания; использование звуков-«песенок»; словесные игры; упражнения для развития речевого дыхания.
5. Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание стихов и потешек; имитационные упражнения, сопровождаемые речью; сюжетные игры с игрушками; рассматривание картин с последующей беседой; игры с сюжетными картинками; упражнения на различение звуков речи.
Ожидаемые результаты
Формирование фонематического слуха и восприятия;
Развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление);
Развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи (правильное речевое дыхание при произношении слов и отдельных звуков; артикуляторные навыки, сила голоса, темп речи);
Укрепление общей и тонкой моторики;
Развитие коммуникативных навыков и умений.
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»
Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова дл...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей младшего дошкольного возраста «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» на 2022-2023 учебный год
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...