РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспитанникам 6- 7 летнего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pismu.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(6-7 лет)
«ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»
срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
воспитатель: Кузьмина Е. И.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспитанникам 6- 7 летнего возраста. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п.5, Статья 35 ч.1 п.7.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. №1726-р);
- Письмом Министерства образования РФ от 14.12.15 №09-3564 «О внеурочной деятельности и организации реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Актуальность
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель и задачи: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Возраст обучающихся детей – 6-7 лет.
Особенности детей данной возрастной группы
- Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
- Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
- Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
- Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Сроки реализации программы: долговременные
Форма и режим организации образовательного процесса:
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.
Форма занятий: по подгруппам
Методы и средства:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами
Графические упражнения
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Средства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.
Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь с воспитателями, преподавателями по изобразительной деятельности, и встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.
Работа с родителями:
- Беседы, консультации об особенностях психо - физиологическом развитии детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
- Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
- Разучивание пальчиковой гимнастики.
Перспективное планирование.
Октябрь | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш) Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. | 1 | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1. |
2 | Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги (Здравствуй карандаш) | 2 | Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1 |
3 | Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. | 1 | Цветные карандаши, простой карандаш, камешки, раздаточный лист 2 |
4 | Регулируем нажим на карандаш. (Дождик тише, дождик громче.) Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. | 1 | Цветные карандаши, простой карандаш, счетные палочки, раздаточный лист 2 |
5 | Вырезаем ножницами. (Аппликации Дом для трех поросят) Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги | 1 | Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3 |
6 | Рисуем вертикальные линии. (Строим забор) Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них | 1 | Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №3 |
7 | Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор) Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки. | 1 | Простые неотточенные карандаши, цветные карандаши, счетные палочки, раздаточный лист №4 |
8 | Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке) Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | 1 | Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №5 |
Ноябрь | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку) Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук. | 1 | Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6 |
2 | Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей) Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. | 1 | Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный |
3 | Пунктирные линии (Чудесный платочек) Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. | 1 | Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8 |
4 | Пунктирные линии (Украсим платочек) Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук. | 1 | Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9 |
5 | Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для куклы) Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу | 1 | Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10 |
6 | Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики
| 1 | Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №11 |
7 | Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук | 1 | Карандаши неотточенные по 2 |
8 | Штриховка наклонными линиями (Учимся штриховать) Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. | 1 | Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13 |
Декабрь | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Рисование по точкам (Учимся рисовать по точкам) Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. | 1 | Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14 |
2 | Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) Учить рисовать волнистую линию, слева на право. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. | 2 | Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15. |
3 | Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура | Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15 | |
4 | Вырезание ножницами (Резные снежинки) Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную • координацию, двигательную активность пальцев | 1 | Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал |
5 | Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка) Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии. | 1 | Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16 Цветная и белая бумага, ножницы, клей |
6 | Вырезание ножницами (Волшебные ладошки (елка)) Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук. | 1 | Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей |
7 | Рисование и вырезание (Приглашение на праздник) Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение, полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию | 1 | Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы |
8 | Рисование (Ах, ты зимушка-зима) Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. | 1 | Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист |
Январь | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Лепка (Кто приходил к нам на праздник) Вызвать у детей эмоциональный отклик от | 1 | Пластилин |
2 | Линии разных направлений (Мороз рисует узоры на стекле) Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий. | 1 | Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19 |
3 | Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные (Украсим рукавички) Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию | 1 | Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18 |
4 | Спираль (Волшебный клубочек) Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ. | 2 | Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19 |
5 | Спираль (Волшебный клубочек) Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа. | Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19 | |
6 | Штриховка (Заштрихуй рисунок) Продолжать формировать умение штриховать | 1 | Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19 |
Февраль | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Обрывание бумаги (Снеговик. Аппликация) Развивать умение выполнять аппликацию способом | 1 | Цветной картон, белые листы, клей, ножницы, карандаши, демонстрационный материал №21 |
2 | Рисование полукругов (Цветы на лугу) Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. | 2 | Горох, фасоль, листок в клетку, цветные карандаши, демонстрационный лист №22 |
3 | Рисование полукругов (Цветы на лугу) Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве | Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №23 | |
4 | Рисование круглой формы (Угощение для друзей) Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета | 1 | Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №24 |
5 | Рисование круглой формы (Угощение на тарелочках) Продолжать учить рисовать предметы круглой формы (тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения | 1 | Фасоль, тарелочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №25 |
6 | Рисование круглой формы (Рисуем веселого снеговика) Закрепить умение рисовать предметы круглой формы, продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве листа. | 1 | Горох, фасоль, цветные карандаши, демонстрационный лист №26 |
7 | Вырезание ножницами (Открытка для папы (аппликация) Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам. | 1 | Цветной картон и бумага, ножницы, клей, демонстрационный №27 |
8 | Рисование круглой формы (Платье для куклы) Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья. | 1 | Прищепки по 2 шт. на каждого, трафарет платья, цветные карандаши |
Март | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Вырезание ножницами (Цветы для мамы (аппликация)) Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость. | 1 | Цветная бумага и картон, клей, карандаши цветные, ножницы, демонстрационный материал №28 |
2 | Линии разных видов (Украсим шапочки) Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, | 1 | Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29 |
3 | Раскрашивание (Села птичка на окошко) Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура | 1 | Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30 |
4 | Волнистая линия (Кораблик качается на волнах) Закрепить умение рисовать волнистую линию. Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве | 1 | Мячи, тонкие шнурки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №31 |
5 | Графические узоры (Узоры на коврике) Продолжать формировать умение | 1 | Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32 |
6 | Рисование (Весна, ручейки, солнце ярко светит) Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях | 1 | Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №33 |
7 | Штрихуем разными способами Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. | 1 | Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34 |
8 | Лепка (Мои любимые игрушки) Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук. | 1 | Пластилин, демонстрационный материал |
Апрель | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Учимся писать цифры (цифра 1) Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. | 1 | Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
2 | Учимся писать цифры (Цифра 2) Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. | 1 | Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
3 | Учимся писать цифры (Цифра 3) Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. | 1 | Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
4 | Учимся писать цифры (Цифра 4) Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. | 1 | Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
5 | Учимся писать цифры (Цифра 5) Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела | 1 | Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
6 | Учимся писать цифры (Цифра 6) Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела | 1 | Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
7 | Учимся писать цифры (Цифра 7) Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки | 1 | Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
8 | Учимся писать цифры (Цифра 8) Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки. | 1 | Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
Май | |||
№ п/п | Тема, цели | Кол-во часов | Используемый материал для работы |
1 | Учимся писать цифры (Цифра 9) Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графомоторные навыки. | 1 | Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
2 | Учимся писать цифры (Цифра 10) Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графомоторные навыки | 1 | Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал |
3 | Дорисование (Путешествие божий коровки) Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка. | 1 | Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал № 35 |
4 | Линии разных видов (Сказочные цветы) Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение. | 1 | |
5 | Рисование по точкам (Чудная картина) Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию. | 1 | Каштаны по 2 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный материал №37 |
6 | Штриховка (Вот как мы умеем штриховать) Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. | 1 | Прищепки по 2 шт. на каждого, |
7 | Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать) Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. | 2 | Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист. |
8 | Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать (продолжение)) | Каштан, цветные карандаши. |
Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
- блок 1: упражнения на координацию движений;
- блок 2: повторение фигур из пальцев;
- блок 3: работа с бумагой;
- блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений.
- «Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
- «Посолим капусту».
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
- «Катание шарика».
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
- «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
- «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
- «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой.
- «Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
- «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).
- Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3 балла – без ошибок;
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Рис. 1. Методика «Дорожки».
- Методика «Мячики» (рис. 2).
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);
1 балл – 3 и более ошибок.
Рис. 2. Методика «Мячики».
- Методика «Лес» (рис. 3).
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
Рис. 3. Методика «Лес».
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»
Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова дл...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...