РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова для детей старшего дошкольного возраста
Составлена на основе примерной программы «Читаю слова и предложения» Н.В. Володина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_obuch._chteniyu.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
по обучению чтению
«Читаю слова и предложения»
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова для детей старшего дошкольного возраста
Составлена на основе примерной программы
«Читаю слова и предложения» Н.В. Володина
Актуальность
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Необходимо помнить, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов. В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 5-7 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат. Работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметила, что именно у детей в возрасте 5 - 7 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Именно этот возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием.
Задачи: воспитание звуковой культуры речи. Умение поводить звукобуквенный анализ-это необходимое условие для обучения ребенка чтению;
-формирование грамматического строя речи, обогащение словаря;
-развитие связной речи;
-совершенствование техники чтения.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
- «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих
психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
Структура занятия:
Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагаем, как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5.Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6.Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7.Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
Сроки реализации:
Всего занятий 78, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, 2 первых и 2 последних занятия уделены педагогической диагностики по выявлению у детей полученных знаний и умений.
Ожидаемые результаты к концу года:
- У детей развита связная речь
- Сформирован словарный запас ребенка.
- Ребенком освоена классификация звуков (гласные, согласные, мягкие, твердые)
- Развита речевая активность детей, гибкость мышления, умение подбирать нужные слова по смыслу.
5. Детьми усвоена техника чтения по слогам.
Способы проверки результатов: игровые тесты, дидактические игры, викторины с целью выявления полученных знаний.
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- составлять графическую схему предложения.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ребенок:
- Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
- Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
- Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
- Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
- Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
«Читаю слова и предложения»
№ | Дата | Темы занятий | Основные предметные цели |
1. | Что мы знаем | Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах. | |
2 | Что мы знаем. | Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах. | |
3 | «Путешествие в страну гласных букв» | Уточнить и закрепить знания о гласных буквах, развивать логическое мышление. | |
4 | «Признаки предмета» | Учить составлять предложения, используя определенные слова, развитие умения согласовывать прилагательные с существительными. | |
5 | «Мягкие и твердые согласные» | Закрепить знания о мягких и твердых согласных. Научить детей подбирать прилагательные, подходящие по смыслу к существительным. | |
6 | «Составление и пересказ рассказа «Белочка» | .Активизация прилагательных и наречий в речи, развитие устной речи ребенка. | |
7 | «Игра в слова» | Развитие знаний об окружающем мире, развитие логического мышления. | |
8 | «Составление и пересказ рассказа «Слон» | Активизация прилагательных и наречий в речи, развитие устной речи ребенка. | |
9 | «Читаем пары слов» | Развитие навыков согласования существительных и прилагательных, активизация их в речи, развитие навыков техники чтения. | |
10 | «Разберем слова» | Закрепление знаний о гласных буквах, развивать умение разделять слова на слоги. | |
11 | «Потерявшееся слово» | Развитие навыков согласования прилагательных с существительными. | |
12 | «Гласные и согласные звуки» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | |
13 | «Схема слова» | Закрепление умения делить слова на слоги по количеству гласных букв в слове. | |
14 | «Прочитай кА» | Уточнение знаний детей об окружающем мире, закрепление умения делить слова на слоги, развитие навыков чтения. | |
15 | «Составление рассказа» | Развитие навыков составления предложений с определенными словами. | |
16 | «Делим слова на слоги» | Закрепление умений делить слова на слоги. Тренировка произношения звуков [C], [C], | |
17 | «Читаю слова» | Закрепить умение ребенка ориентироваться в пространстве; активизация в речи предлогов «над», «под», «перед». | |
18 | «Читаю слова» | Активизация в речи прилагательных. Развитие памяти и образного мышления. | |
19 | «Противоположные по смыслу слова» | Ознакомление с антонимами. Улучшение техники чтения. Развитие памяти и образного мышления. | |
20 | «Предлоги «на», «у», «под», «за». | Развитие умения ориентироваться в пространстве, активизация в речи предлогов «на», «у», «под», «за». | |
21 | «Ударение меняет смысл слов» | Объяснить смысл ударения. Закрепить знание о словах, меняющих свое значение при изменении в них ударения. | |
22 | «Составляем предложения» | Активизация антонимов в речи. Закрепление умения ориентироваться в пространстве, активизация в речи слов: между, внутри, недалеко, напротив. | |
23 | «Скороговорки» | Закреплять умение определять ударение в словах. Тренировка произношения звука Т. | |
24 | «Читаем вместе» | Улучшать технику чтения слогов, слов. Развивать внимание, память. | |
25 | «Закончи слово» | Развивать навыки согласования окончания существительных с падежными вопросами; развитие связной речи. | |
26 |
| «Прочитай скороговорку» | Совершенствовать умение преобразовывать слова с помощью различных суффиксов. Тренировать произношение звука Ф. |
27 | «Читаем вместе» | . Улучшать технику чтения слогов, слов. Развивать внимание, память. | |
28 | «Проверь себя» | Проверка умений находить предложения среди слов и словосочетаний. Проверка умений составлять предложения из слов | |
29 | «Проверь себя» | Проверка умения различать предложения с различной интонацией. Проверка умения пользоваться словами предлогами. | |
30 | «Слова и предложения» | Активизация в речи глаголов, совершенствование умения составлять предложения с данными словами и по картинкам. | |
31 | «Слова и предложения» | Развитие образного мышления, обогащение речи, тренировка произношения звука Х. | |
32 | «Слова и предложения» | Развитие связной речи, закрепление знаний об окружающем мире. | |
33 | «Схема предложения» | Научить составлять схему предложения. Активизация в речи глаголов, развитие образного мышления. Тренировка произношения звука Ц. | |
34 | «Проверь себя» | Проверка знаний об антонимах, проверка умения располагать слова в нужном порядке в предложении. | |
35 | «Читаем вместе» | Расширение знаний об окружающем мире; развитие связной речи, закрепление умения составлять предложения. | |
36 | «Прочитай кА» | Активизировать в речи антонимы, объяснить значение непонятных слов. Совершенствование техники чтения. | |
37 | «В мире пословиц» | Знакомство детей с пословицами, развитие речи, закрепление умения составлять предложения с данными словами; активизация в речи слов –предлогов. | |
38 | «Знакомые знаки» | Закрепление знаний о знаках, которые могут ставиться в конце предложения; отработка интонации в зависимости от знаков. | |
39 | «Схемы предложений» | Закрепление знаний о окружающем мире; развитие речи, продолжаем учиться составлять схемы предложений. | |
40 | «Схемы предложений» | Закрепление знаний о окружающем мире; развитие речи, продолжаем учиться составлять схемы предложений | |
41 | «Читаем вместе» | Расширение знаний об окружающем мире; развитие связной речи, закрепление умения составлять предложения. | |
42 | «Составляем предложения» | Закрепить умение составлять предложения с заданными словами; расширение знаний об окружающем мире; развитие речи. | |
43 | «Читаем и составляем» | Закрепление умения составлять схему предложения, закрепление знаний о окружающем мире. | |
44 | «Читаем на время» | Чтение на время, отработка техники чтения, пересказ текста. | |
45 | «Читаем скороговорки» | Закрепление знаний о гласных буквах, твердых и мягких согласных. Тренировка произношения звука Ш. | |
46 | «Читаем на время» | Чтение на время, отработка техники чтения, понимание содержания рассказа. | |
47 | «Читаем вместе» | Активизация в речи синонимов. Совершенствование навыков чтения; умение ориентироваться в стихотворных произведениях. | |
48 | «Проверь себя» | Поверка знаний о гласных и согласных буквах. Проверка уровня внимания. | |
49 | «Проверь себя» | Проверка умения составлять предложения используя определенные слова. Проверка звукопроизношения; уровня кратковремменой памяти. | |
50 | «Проверь себя» | Проверка знаний о мягких слогах. Проверка знаний о твердых слогах. | |
51 | «Подскажи словечко» | Закрепление знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в стихотворениях. | |
52 | «Читаем вместе» | Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в тексте. | |
53 | «Почитай рассказ» | Закрепление знаний об окружающем мире, активизация глаголов в речи. Формирование навыков ориентироваться в тексте. | |
54 | «Читаем вместе» | Совершенствование понимания прочитанного; техники чтения; развитие кратковременной памяти» | |
55 | «Профессии» | Закрепление знаний о профессиях; активизация в речи ребенка глаголов. | |
56 | «Наши пословицы» | Ознакомление с пословицами; совершенствование навыка понимания прочитанного. | |
57 | «Читаем вместе» | Закрепление знаний об окружающем мире, активизация глаголов в речи. Формирование навыков ориентироваться в тексте. | |
58 | «Уроки чтения» | Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в тексте. | |
59 | «Читаем вместе» | Формирование навыков ориентироваться в тексте. Совершенствование навыков чтения. | |
60 | «Закончи предложение» | Развивать навыки согласования окончания существительных с падежными вопросами; развитие связной речи. | |
61 | «Мыльные пузыри» | Научить выделять главную мысль в тексте; развитие логического мышления. | |
62 | «Проверь себя» | Проверка умения пользоваться словами предлогами. Проверка знаний об антонимах. Проверка умения располагать слова в нужном порядке в предложении. | |
63 | «Проверь себя» | Поверка умения находить предложения среди слов и словосочетаний. Поверка умения составлять предложения из слов, различать предложения с различной интонацией. | |
64 | «Читаем вместе» | Развитие логического мышления; умения классифицировать предметы. Улучшать технику чтения. | |
65 | «Угадай – кА» | Закрепление знаний о слогах. Совершенствование умений согласовывать существительное с прилагательным. | |
66 | «В мире животных» | Закрепление знаний об окружающем мире. Улучшать технику чтения. | |
67 | «Составь слово» | Развивать логическое мышление, закреплять умение составлять слова. | |
68 | «Составь слово» | Закреплять умение составлять из предложенных слогов слова. Улучшать технику чтения. | |
69 | Диагностика | Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах. | |
70 | Диагностика | Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»
Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...