Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, в процессе роста и развития человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе | 160.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №29, г. Азова
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №29
Зуева А.Н. _______________________
« » _____________________ 2018г.
Рабочая программа дополнительного
образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
ОО «Речевое развитие»
Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе
№ 17 «Сказка»».
Составила и разработала
воспитатель первой
квалификационной категории:
Татаринцева Галина Ивановна
2018г-2019уч.г
Содержание программы:
1.Пояснительная записка.
2.Организация образовательной деятельности.
3.Содержание работы по образовательным областям.
4.Содержание работы.
5.Планируемые результаты освоения рабочей программы.
6.Система мониторинга.
7.Список литературы.
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, в процессе роста и развития человека.
Пояснительная записка.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что-то, какой-то факт, явление, предмет, признак или отношения, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей применяется в процессе развития ребенка.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и само регуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Дети старшего дошкольного возраста полностью овладевают грамматическим строем речи и пользуются им достаточно свободно, активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный), пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. Несмотря на все это, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – залог успешного обучения его в школе.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации.
Цель программы: развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.
Задачи:
развить и обогатить словарь (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемым темам);
- сформировать грамматические умения (словоизменение по роду, числу, падежу; словообразование; употребление предлогов);
- обучить составлению предложений разной слоговой структуры, составлению и пересказу текстов (повествований, описаний, сравнений) с постепенным усложнением структуры;
совершенствовать фонематический слух ребенка;
преодолеть нарушения слоговой структуры слов;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
развить мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление.
Предлагаемые задания имеют:
- игровой характер речевых упражнений;
- коррекционно-развивающий характер речевого материала;
- тесную взаимосвязь речи и познавательных процессов.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.
6. Поэтапное, дозированное предъявление материала.
7. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
8. Принцип учета личностных особенностей.
9. Принцип развивающего подхода. (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
10. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия;
11. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
12. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников.
В данный кружок зачисляются дети 5-6 лет посещающие ДОУ, имеющие норму речевого развития и нарушения речи.
Характеристика речи пятилетнего ребенка в норме.
З в у к о п р о и з н о ш е н и с: правильно произносит практически все звуки русского языка: звонкие, глухие, твердые, свистящие ([с], [с'], [з], [3']), шипящие звуки ([ж], [ш], [щ']), аффрикаты (Гц], может допускать отдельные ошибки при их дифференциации (различении) в малознакомых, трудных словах.
С л о в ар н ы й з а п а с: правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно использовать в речи слова с противоположным значением, слова-синонимы.
С в я з н а я р е ч ь: может пересказать только что прочитанный короткий текст, прослушав его 2 раза; охотно декламирует стихотворения. После 5 лет ребенок способен рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа («так не бывает»).
Гр а м м а т и ч е с к и й с т р о й р е ч и: владеет всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляет существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Выполняет упражнения на словообразование.
Организация образовательной деятельности.
Содержание работы по данной программе, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и требованиями дошкольного образования (далее-ФГОС), направлено на создание системы помощи детям, нуждающимся в ней.
Эффективность работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: родителей и педагога.
Программа разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании НОД предусмотрено специальное время для проведения фронтальной деятельности.
Все НОД проводятся в системе комплексного и систематического обучения по годичному циклу:
- Осень.
- Зима.
- Весна.
Каждый цикл, включает в себя 12 занятий, является логическим продолжением предыдущего и строится на основе полученного детьми опыта. НОД проводятся один раз в неделю.
Форма проведения: группа присутствующих детей.
Целевая аудитория: воспитанники старшей группы.
Объем: 36 занятий (одно занятие продолжительностью не более 25 минут).
Программа рассчитана на один учебный год, проходит с сентября по май один раз в неделю.
Требования к месту проведения занятий.
Местом проведения НОД должна быть комната или помещение, со столами, стульями по количеству детей. Должно быть место, для проведения физминуток.
3.Связь с другими образовательными областями.
- Содержание работы.
Программа состоит из диагностической и развивающей частей.
Диагностическая часть представлена в виде индивидуальной и подгрупповой диагностики.
Развивающая часть включает в себя НОД по развитию речи вообще и одно занятие в тематическом цикле по обучению детей пересказу. Почему пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это подчеркивается как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., и др.) Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания.
Календарно-тематическое планирование на 2018-20179учебный год.
Циклограмма распределения материала по развитию речи
в старшей группе (5-6 лет) на сентябрь — май.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 -я половина дня | ||||
Утро. ЗКР (артикуляционное упражнение) | Утро. ЗКР (анализ звукового состава речи) | Утро. ЗКР (анализ звукового состава речи) | Утро. ЗКР (анализ звукового состава речи) | Утро. ЗКР (анализ звукового состава речи) |
Прогулка. Развитие мелкой моторики (Пальчиковая гимнастика) | Прогулка. Игра на координаций речи с движением | Прогулка. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) | Прогулка. Игра на координацию речи с движением | Прогулка. Игра на координацию речи с движением |
2-я половина дня | ||||
Вечер. ЗКР (развитие дыхания). Игра на формирование словаря, грамматического строя речи | Вечер. Псих речевая гимнастика. Игра на формирование словаря, грамматического строя речи | Вечер. Ознакомление с художественной литературой. Игра на формирование словаря, грамматического строя речи | Вечер. ЗКР (пословицы, поговорки). Игра на формирование словаря, грамматического строя речи | Вечер. ЗКР (мимическое упражнение). Развитие связной речи |
Тематическое планирование по развитию словаря, грамматического строя, связной речи
в старшей группе (5—6 лет) на сентябрь — ноябрь
Месяц | 1 -я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Сентябрь | Детский сад | Игрушки | Осень | Овощи |
Октябрь | Фрукты | Сад-огород | Грибы | Ягоды |
Ноябрь | Деревья | Хлеб | Части тела и лица | Дом. Части |
Тематическое планирование по развитию звукопроизношения
в старшей группе (5—6 лет) на сентябрь — ноябрь
Месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Сентябрь | Звук [а] | Звук [у] | Звук [и] | Звук [о] |
Октябрь | Звук [э] | Звук [ы] | Звуки [м], [м'] | Звуки [н], [н ] |
Ноябрь | Звуки [ф], | Звуки [в], [в ] | Дифференциация звуков [ф], | Звуки [п], [п ] |
Тематическое планирование по развитию словаря, грамматического строя, связной речи
в старшей группе (5—6 лет) на декабрь—февраль.
Месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Декабрь | Посуда | Продукты | Зима | Новогодний праздник |
Январь | Зимние забавы | Зимующие птицы | Домашние животные | Дикие животные |
Февраль | Домашние и дикие животные | Дикие животные холодных стран | Дикие животные жарких стран | Домашние животные |
Тематическое планирование по развитию звукопроизношения в старшей группе (5—6 лет) на декабрь—февраль.
Месяц | -я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Декабрь | звуки | Дифференциация звуков [п], 01'] — | Звуки [т], [т ] | Звуки [д], [д'] |
Январь | Дифференциация звуков [т], — | Звуки [к], | Звуки [г], [г ] | Дифференциация звуков [к], — |
Февраль | Звуки [х], [х '] | Дифференциация | Звуки [с], [с ] | Звуки [з], [3'] |
Тематическое планирование по развитию словаря, грамматического строя, связной речи
в старшей группе (5—6 лет) на март—май.
Месяц | 1 -я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Март | Весна | Перелетные птицы | Человек. Семья | Одежда. Обувь |
Апрель | Мебель | Наш город. Дом | Транспорт | Профессии |
Май | Комнатные растения | Рыбы | Насекомые | Лето |
Тематическое планирование по развитию звукопроизношения в старшей груше (5—6 лет) на март—май.
Месяц | I -я неделя | 2-я нсдсля | 3-я неделя | 4-я педеля |
Март | Дифференциация звуков [с], — | Звук [ц] | Дифференциация звуков [с] — [ц] | Звук [ш] |
Апрель | Звук [ж] | Дифференциация звуков [ш] — [ж] | Звуки [л], [31'] | Звуки [р], |
- Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:
Система мониторинга.
Общие положения
Диагностика проводится два раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях и итоговая диагностика – на 31 и 32 занятиях.
Диагностический комплекс состоит из серий заданий, каждый из которых решает свои диагностические задачи.
Индивидуальная диагностика занимает от 20 минут.
Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема. Если ребенок устал, он должен отдохнуть, а к работе можно будет вернуться позже.
- ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Имя существительное
Д/у «Назови одним словом»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение называть имена существительные обозначающие предметы бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц.
Оборудование. 6 карточек, по 4 картинки на каждой карточке:
Птицы: ласточка, снегирь, дятел, синичка.
Домашние животные: свинья, корова, лошадь, собака.
Дикие животные (звери): лось, медведь, волк, белка.
Деревья: дуб, береза, рябина, ель.
Мебель: кресло, диван, полка, кровать.
Профессии: врач, учитель, строитель, швея.
Ход диагностики.
Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 карточки. Просит перечислить картинки на карточке и назвать их, одним словом.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно называет 3-4 предмета на одной карточке, и обобщает их одним словом. Выполняет задание на обеих карточках. |
Средний | 2 | Ребенок называет предметы на карточке, но затрудняется подобрать обобщающее слово. (Ребенок называет предметы обобщающим словом, но затрудняется перечислить предметы). Выполняет задание на обеих карточках. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется называть более 2 предметов на карточке, не подбирает обобщающее слово. Выполняет задание только на одной карточке. |
Глагол
Сложные предложения
Д/у «Кто что делает?»
Д/у проводится подгруппой.
ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи глаголы близкие по значению, умение составлять сложные предложения.
Оборудование. 4 карточки, по 2 картинки на каждой карточке:
- мама шьет, бабушка вяжет;
- дедушка режет хлеб, мальчик вырезает картинку;
- девочка вышивает цветок; папа пришивает пуговицу;
- мама жарит котлеты, бабушка печет пироги.
Ход диагностики.
Воспитатель раздает детям по одной карточке, предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос: «Кто что делает? Придумай предложение, используя сразу две картинки. Постарайся, чтобы предложение получилось длинным (Мама шьет красную рубашку на машинке, а бабушка вяжет теплый шарф)».
Критерии оценки глагола:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно называет близкие по значению слова-дейстия. |
Средний | 2 | Ребенок правильно называет одно слово-действие. Другое – называет так же или заменяет другим глаголом. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется правильно подобрать слово-действие. Заменяет их другими глаголами. |
Критерии оценки сложного предложения:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является распространенной. |
Средний | 2 | Ребенок составляет сложное предложение, используя обе картинки. Каждая часть сложного предложения является не распространенной. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется составить сложное предложение |
Имя прилагательное
Д/у «Скажи наоборот»
Д/у проводится в паре.
ЦЕЛЬ: Выявить умение подбирать прилагательные характеризующие свойства и качества предметов, эмоции.
Оборудование. Парные карточки: лимон – сахар, перышко – гантель, диван – стул, короткая и длинная ленты, дорога – тропинка, грустный мальчик – веселая девочка, Кощей – бабушка, высокое дерево – низкий куст. (Возможно проведение диагностического задания без оборудования)
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Скажи наоборот»: «Я скажу – лимон кислый, а сахар наоборот ........ (сладкий)».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно подобрал 3-4 прилагательных-антонимов. |
Средний | 2 | Ребенок правильно подобрал не более 2 прилагательных-антонимов. |
Низкий | 1 | Ребенок не смог подобрать прилагательные-антонимы. |
Наречие
Д/у « Как?»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение употреблять в речи наречия.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку ответить на вопросы: «Самолет летит как? Черепаха ползет как? Солнце светит как? Мама гладит тебя по голове как?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок подбирает наречия к каждому вопросу без ошибок. |
Средний | 2 | Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает не более 1 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок при подборе наречий к вопросу допускает 2-3 ошибки. |
Сложные предлоги
Д/и «Где белочка?»
Д/и проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение ребенка употреблять в речи ребенка сложные предлоги под, из-за, между, из-под, около, через.
Оборудование. Картинки: дерево с дуплом и гнездом, белочка.
Ход диагностики.
Воспитатель помещает белочку в разные части дерева и за дерево, побуждая ребенка отвечать на вопросы: «Где находится белочка?», «Откуда выглядывает белочка?», «Через что перепрыгнула белочка?» и другие.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Все предлоги ребенок употребляет правильно, затруднение вызывает не более одного предлога |
Средний | 2 | Большинство предлогов ребенок употребляет правильно, 2-3 предлога употребляет не правильно, пропуская его или заменяя другим предлогом |
Низкий | 1 | Не более 2 предлогов ребенок употребляет правильно, остальные предлоги заменяет другими или пропускает в речи. |
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Звукопроизношение
Рекомендуется проводить по дополнительной диагностической карте
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Другие звуки (Т, Д, Ф, К…) не нарушены. 13 – 17 обследуемых звуков произносит правильно. |
Средний | 2 | Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, 9 – 12 обследуемых звуков произносит правильно. |
Низкий | 1 | Имеет нарушения других звуков (Т, Д, Ф, К…) - произносит неправильно, замещает на другие звуки или пропускает их, менее 8 обследуемых звуков произносит правильно. |
Фонематический слух
Д/и «Где спрятался звук?»
Д/и проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение определять место звука в слове.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку послушать слово: «Я буду называть тебе слова, а ты скажи: где находится звук [Р]. (РАК, КОРОВА, ШАР)
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно определяет местоположение звука во всех позициях. |
Средний | 2 | Ребенок определяет местоположение звука в словах, допускается не более 1 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется определить местоположение звука в словах. |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Согласование существительных с числительными
Д/у «Считай и называй»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать существительные с числительными.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель спрашивает у ребенка: «Ты любишь считать? Давай будем с тобой считать предметы и называть их: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин. (Ребенку предлагаются слова: пирамидка, мяч, яблоко, ухо)».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 1-2 ошибки. |
Средний | 2 | Ребенок правильно согласовывает существительные с числительными в роде, числе и падеже. Допускается 3-5 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок допускает множественные ошибки в согласовании существительных с числительными. |
Согласование существительных с прилагательными
Д/у «Какой, какая, какое, какие?»
Д/у проводится в подгруппе.
ЦЕЛЬ: Выявить умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.
Оборудование. Не требуется
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает детям подобрать слова: «Я назову предмет, а вы мне скажите каким он может быть. (мяч, машина, яблоко, карандаши)». Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок подобрал по 1 прилагательному к существительным разного рода и множественного числа, и обращает внимание на правильное проговаривание окончаний прилагательных.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными в роде и числе. |
Средний | 2 | Ребенок согласовывает прилагательные с существительными. Допускает 1-2 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется согласовывать прилагательные с существительными. Допускает множественные ошибки. |
Образование однокоренных слов
Д/у «В гости к бабушке»
Д/у проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение образовывать однокоренные слова: существительные с суффиксами, глаголы с приставками.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель: «Я буду рассказывать сказку, а ты мне помогай.
Шла Катя в гости к бабушке. У бабушки был небольшой дом, а рядом стоял огромный, многоэтажный ……. К бабушкиному дому она ……. Затем в дом ……. Принесла Катя бабушке пирожки и конфеты. Бабушка пригласила внучку пить чай. На стол она поставила чашки: рядом с большой чашкой поставила маленькую …… Сахар положила в ………, а масло – в …….. Бабушка с внучкой с удовольствием попили чай.
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает не более 1 ошибки. |
Средний | 2 | Ребенок правильно образовывает однокоренные слова, допускает 2-3 ошибки. |
Низкий | 1 | Ребенок затрудняется образовывать однокоренные слова, допускает множественные ошибки. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Пересказ
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение пересказать небольшой рассказ.
Оборудование. Не требуется.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку послушать рассказ. Затем задает ряд вопросов по тексту. Текст прочитывается ещё раз. Ребенку предлагается его пересказать.
Умная галка.
Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Вот какая умная галка! (по Л.Н. Толстому)
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок самостоятельно в полном объеме пересказывает текст. |
Средний | 2 | Пересказ ребенка носит сжатый характер. |
Низкий | 1 | Пропускает значимые части текста. Ребенок пересказывает с помощью наводящих вопросов воспитателя. |
Описательный рассказ
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование. Не требуется
Ход диагностики.
Воспитатель интересуется у ребенка, есть ли у него любимая игрушка: «Расскажи мне о ней. Сначала назови её. Скажи, из каких частей она состоит? Какого она цвета? Из какого материала она сделана? Как ты с ней играешь?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет подробный описательный рассказ, придерживается плана. |
Средний | 2 | Затрудняется составлять подробный описательный рассказ. Старается придерживаться плана. Допускается перестановка или пропуск 1-2 пунктов плана. |
Низкий | 1 | Ребенок составляет рассказ при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. План описания предмета отсутствует. |
Составление рассказа по сюжетной картине
Д/у проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.
Оборудование. Сюжетная картина (по временам года).
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картину, задает по её содержанию несколько вопросов: «Составь свой рассказ по картине, используя план: Какое время года изображено на картине? Какое небо? Как выглядят деревья? Чем покрыта земля? Как ведут себя животные? Чем заняты люди?»
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок составляет подробный рассказ по сюжету картины, самостоятельно развивая сюжет картины. Придерживается логического плана. |
Средний | 2 | Затрудняется составлять подробный рассказ по сюжету картины. Не придерживается логического плана. Сюжет рассказа сжат. |
Низкий | 1 | Ребенок составляет рассказ по картине при помощи вопросов воспитателя, отвечая на них односложно. Логический план рассказа отсутствует. |
Составление рассказа по серии картин
Проводится индивидуально.
ЦЕЛЬ: Выявить умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимися действиями.
Оборудование. Серия из 4 картинок.
Ход диагностики.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть набор картинок с последовательно развивающимися действиями: «Посмотри внимательно на картинки и составь по ним рассказ».
Критерии оценки:
Уровень | Баллы | Результат обследования |
Высокий | 3 | Ребенок самостоятельно составляет последовательный рассказ. Объединяет картинки одним сюжетом. |
Средний | 2 | Ребенок составляет рассказ. Затрудняется некоторые картинки (не более 2) объединить одним сюжетом. |
Низкий | 1 | Составляет по каждой картинке предложение. Не объединяет их в один сюжет. |
Результат обследование ребенка:
Уровень | Общее количество баллов |
Высокий | 36 – 45 |
Средний | 26 – 35 |
низкий | 15 – 25 |
Список используемой литературы.
Рекомендуемая литература
- Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2007.
- Лебедева Л.И., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.С., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., Центр педагогического образования, 2008.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.
- Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Развитие речи (Тесты для дошколят) – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
- Герасимова А.С. И др. Большая энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», РООССА, 2006.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксио, 2006
10.Михеева, И. А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5—7 лет с общим недоразвитием речи / И. А. Михеева, С. В. Чешева. — СПб., 2009.
11.Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. — М. : Мозаика-Синтез, 2004. — 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к совместной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по познавательно-речевому развитию. Тема: "Деревья".
В презентации показаны различные методы и приемы по ознакомлению детей с лексической темой "Деревья"....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию
Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...
Программа дополнительного образования «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Программа дополнительного образования«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» и аннотация к программе...