ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей младшего дошкольного возраста «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» на 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.
Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Программа предназначена для детей второй младшей группы, рассчитана на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 69.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение
общеразвивающей направленности детский сад «Солнышко» Старополтавского
муниципального района Волгоградской области
Принята заведующий Утверждаю
на педагогическом совете _________Герасименко О.Н МКДОУ детский сад «Солнышко»
протокол № от Приказ №.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей младшего дошкольного возраста
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
воспитатель Галицкая Любовь Александровна
село Старая Полтавка
Аннотация к программе
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.
Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Программа предназначена для детей второй младшей группы, рассчитана на один год.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Основная цель и задачи реализации, разделы программы……………4
Принципы и подходы к реализации программы……………………….5
Перспективное планирование занятий …………………………………8
Перспективное планирование работы с детьми……………………….17
План работы с родителями……………………………….................................................20 Управление и обеспечение программы
Нормативно - правовые материалы………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………. 23
Приложение.
Пояснительная записка
Вся жизнь человека напрямую связана с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель - подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Можно условно выделить основные источники опасности ребёнка:
- бытовые (дома)
- на улице (контакты с незнакомыми людьми)
- на дороге
- в природе.
И если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка, этих опасностей можно избежать. Важно дать ребёнку знания о правилах безопасности поведения; сформировать умение
Цель – воспитание у детей ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
По разделу «Дорожная азбука»
- Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
- Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы (стоять), зеленый цвет как разрешающий движение (идти)
- Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть)
- Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
- Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
- Знакомить с детской литературой по дорожной тематике
По разделу «Мой дом»
- Учить называть свой домашний адрес.
- Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
- Знакомить с электроприборами.
- Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
- Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
- Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
- Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
- Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
- Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
- Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
- Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
- Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
- Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
- Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
- Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
- Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
- Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
По разделу «Я и другие люди»
- Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
- Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
- Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
Знакомить с детской литературой по теме.
Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно и чётко.
Перспектива:
Дальнейшая работа по программе кружка и распространение опыта работы.
Принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети - дорожная среда», «дети - пожарная безопасность», «дети - личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Программа реализуется в течение года, состоит из 5 разделов, связанных между собой целями и задачами.
Перспективное планирование по безопасности в первой младшей группе № 2
Сентябрь
1. Правила дорожной безопасности.
«Научим детей правилам поведения на улице»
2. Правила пожарной безопасности.
«Спички не тронь, в спичках огонь».
- Чтение: К. Чуковский «Путаница»
3. Безопасность детей в быту.
«Чтобы был порядок, все должно лежать на своих местах».
Цель: Формировать представления детей об источниках потенциальной опасности дома.
Беседы: «Что где лежит», «Как мы убираем игрушки».
Дидактические игры: «У нас порядок», «Куда положить предмет».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Приучаем детей к порядку.
4. Безопасность на улице.
«Если ты потерялся на улице».
- Упражнение, проигрывание ситуации «Если ты потерялся»
- чтение сказки «Пропал Петя-петушок» Т. Титова.
Консультации «Один ребенок на улице».
5.Азбука здоровья
Правила личной гигиены
Чтение сказки Чуковского «Мойдодыр»
Октябрь
1. Правила дорожной безопасности.
«Какие бывают машины».
Цель: формировать первичные представления о видах транспорта. Целевая прогулка по улице.
Беседа «Машины на нашей улице».
Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же».
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк».
Продуктивная деятельность: «Построим автобус (машину)»
«Правила перевоза детей»
2. Правила пожарной безопасности.
«Чтобы не было беды».
- Рассказ воспитателя о правилах обращения с электроприборами.
«Осторожно: электрические приборы»
3. Безопасность в быту.
Цель: Формировать представления о правилах поведения с домашними животными. Способствовать правильному поведению детей в различных ситуациях. Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем».
Конструирование: «Больница для зверюшек»
4. Безопасность на улице.
- просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Незнакомец».
- Д/и «Назови членов своей семьи»
Информационный буклет «Осторожно: незнакомые люди»
5. Азбука здоровья
Рассматривание картины «Полезные продукты»
Беседа с детьми «Зачем мыть руки перед едой»
Ноябрь
1. Правила дорожной безопасности.
- Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер».
- Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
Помощь в создании сюжетно-ролевой игры «Транспорт»
2. Правила пожарной безопасности.
- Д/и. «Разрешается - запрещается»
- Чтение «Правила безопасного поведения в стихах»
«Опасности на кухне»
3. Безопасность детей в быту.
«Опасные предметы в доме»
4. Безопасность на улице.
- рассматривание иллюстраций и беседа по содержанию.
- Ситуативный разговор «Как вести себя во время подвижных игр»
5. Азбука здоровья
Беседа с детьми «Почему надо чистить зубы?»
Сюжетно - ролевая игра «Мы у стоматолога»
Декабрь
1.Правила дорожной безопасности.
«Поведение в транспорте».
-Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте».
- Моделирование проблемных ситуаций
2. Правила пожарной безопасности.
Цель: Познакомить детей с профессией пожарного.
Знакомить с правилами пожарной безопасности.
- Сюжетно - ролевая игра «Пожарные»
- Беседа «Если возник пожар»
- Просмотр презентации «Причины пожара»
- Игра - драматизация по произведению «Кошкин дом»
- Игра - эстафета «Тушим пожар»
- рассматривание «Пожарная машина»
Изготовление атрибутов к сюжетной игре.
3. Безопасность детей в быту.
- Наблюдение за играми детей.
- Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, об умении делиться игрушками.
- Дидактические игры: «Как мишка играл с белочкой», «Нельзя драться»
Игротека «Мы дружная компания!»
4. Безопасность на улице.
- Беседа «Правила безопасности на улице зимой».
-просмотр мультфильма «Рукавички»
5. Азбука здоровья
Правила поведения за столом
Сервировка стола
Сюжетно - ролевая игра «Мы ждём гостей»
Январь
1. Правила дорожной безопасности.
«Как вести себя на улице».
Создание тематического альбома
«Правила дорожного движения»
2. Правила пожарной безопасности.
- Дидактические игры «Опасно - безопасно», «Разрешается - запрещается»
- Чтение (заучивание) «Правила поведения в стихах»
«Правила поведения с утюгом»
3. Безопасность детей в быту.
- Дидактические игры «Запрещается – разрешается», «Можно – нельзя»
- Сюжетно ролевая игра «Аптека», «Больница».
- Лепка «Таблетки», «Витамины для зайчат»
«Храни лекарства в недоступном для детей месте»
4. Безопасность на улице.
- Беседа «»Осторожно, скользко», «Обходи стороной скользкие места»
- Рассматривание сюжетных картинок
- Чтение Г. Косов «Опасно кататься на замерзших лужах»
- Заучивание В. Берестов «Гололедица»
5. Азбука здоровья
Чтение сказки «Как бегемот боялся прививок»
Массажные дорожки
Февраль
1. Правила дорожной безопасности.
Цель: формировать представление детей о светофоре и его предназначении.
- Целевая прогулка к пешеходному переходу
- Рассматривание иллюстраций «На улице города».
- Беседа «Как переходить улицу».
- Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход».
- Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус»
- Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус»
«Познакомьте ребенка со светофором»
2. Правила пожарной безопасности.
- Подвижная игра «Костер», «Огонь».
- Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- Беседа «Розетки не игрушки», «Правила поведения при пожаре»
3. Безопасность детей в быту.
«Опасные предметы, правила обращения с ними».
Цель: Расширять представления об опасных предметах. Приучать выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья.
- Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т. п., беседа по ним.
- Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя»
Изготовление игры «Опасные предметы»
4. Безопасность на улице.
«Металлические предметы зимой».
- просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
5. Азбука здоровья
Беседа с детьми на тему «Аптечка»
Рассматривание опасных предметов, лекарств в аптечке
Март
1. Правила дорожной безопасности.
«Правила перехода через дорогу».
Цель: Знакомство детей с правилами переходы через дорогу. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки.
- Рассматривание сюжетных картинок «Опасности на дороге»
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
- Беседа «Как нужно переходить через дорогу».
- Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
- Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру»
Совместный досуг «Правила дорожные знать каждому положено».
2. Правила пожарной безопасности.
- Дидактическая игра «Предметы - источники.
- Чтение - «Кошкин дом.
3. Безопасность детей в быту.
«Безопасное общение
- Чтение: загадки о собаке и кошке
4. Безопасность на улице.
- Рассматривание альбома «Природные явления»
- Работа в календаре природы
- Решение проблемных ситуаций «Поднялся сильный ветер, что делать»
«Правила поведения при сильном ветре»
5. Азбука здоровья
Хождение по массажным дорожкам
Беседа о здоровой вкусной пище
Апрель
1.Правила Дорожной безопасности.
- Беседа «Вспомним важные правила».
- Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица»
Создание атрибутов для игры «Мы пешеходы»
2. Правила пожарной безопасности.
Цель: Расширять знания о труде пожарных, воспитывать интерес к его работе.
- Сюжетно- ролевая игра: «Пожарные на учении».
- Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».
- Подвижная игра «Огонь»
3. Безопасность детей в быту.
«Съедобные и несъедобные грибы».
- Продуктивная деятельность: «Красивый, но опасный мухомор», «Съедобные грибы»
- Д/и. «Найди по описанию (гриб, ягоду)», «Съедобный грибок положи в корзинку»
4. Безопасность на улице.
- Решение проблемных ситуаций «Что делать, если забыли дома панамку»
- Просмотр мультфильма «Аркадий Паравозов спешит на помощь. Солнце»
- Дидактические игры «Можно - нельзя», «Плохо - хорошо»
- Рисование пальчиками «солнышко»
- Подвижная игра «Солнечные зайчики»
«Я на солнышке лежу»
5. Азбука здоровья
Утренняя гимнастика «Залог здоровья»
Май
1. Правила дорожной безопасности.
- Беседы о правилах поведения на улице и в транспорте.
- Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Найди и назови».
- Сюжетно-ролевые игры: «Поедем на дачу», «Едем в автобусе»
Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре.
2. Правила пожарной безопасности.
- Заучивание потешки наизусть: «Тили-бом, тили-бом».
Выставка творческих работ
3. Безопасность детей в быту.
- Беседы «Игры с песком», «Безопасные игры в песочнице», «Как песок может быть опасным».
- ситуативный разговор «Покажи Мишутке и его друзьям, как играть с песком»
- чтение «Правила безопасного поведения в стихах»
Памятка «Игры детей с песком»
4. Безопасность детей на улице.
- Беседа «вечер в городе», «Прогулки под дождем»
- Дидактические игры «Играть - не играть», «Опасно - не опасно»
«Как правильно одеть ребенка на прогулку»
5. Азбука здоровья
Беседа с детьми «Как солнышко может быть опасно»
Перспективное планирование работы с детьми
1.Тематические беседы с детьми:
Беседа
Октябрь
«Что такое безопасность»
январь
«Спички не тронь!- В спичках огонь»
апрель
«Правила поведения на дороге»
май
«Опасные предметы дома»
2.Ознакомление с художественной литературой:
Чтение
октябрь
Е. Макарова «Много правил есть на свете!»
январь
С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»- театрализация
апрель
Сказка «Кот, Петух и лиса»
май
К. Чуковский «Айболит»
З. Интегрированная образовательная деятельность:
«Опасные и безопасные предметы»
октябрь
Цель: закреплять знания детей по безопасному поведению дома и в детском саду, различать опасные и безопасные предметы в бытовом использование.
«Тили-тили, тили-бом, загорелся Кошкин дом»
Цель: создать условия для формирования элементарных знаний поведения, при возникновения пожара.
январь
«Светофор»
Цель: закреплять знания детей про работу светофора.
апрель
«Правила движения мы узнали - на дороге внимательней стали»
Цель: Закреплять и систематизировать знания по безопасности на автодороге, воспитывать у детей правила поведения при переходе через дорогу;
май
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Показать оказание первой медицинской помощи при небольших травмах - практикум.
4. Игровая деятельность:
октябрь
Д/и: «Опасные - безопасные предметы»
Цель: создать условия для формирования знаний у детей про опасные и безопасные предметы.
январь
Д/и: « Мы пожарные »
Цель: создать условия для формирования знаний у детей про работу пожарных, учить осторожному обращению с огнем.
апрель
Инсценировка «Кошкин Дом»
Цель: Дать возможность почувствовать себя в роли героев произведения.
Д/и: «Собери знак»
Цель: Закрепить знания детей про элементарные знаки дорожного движения.
П/и: «Воробушки и автомобиль»
Цель: Активировать двигательную активность детей.
Сюжетно - ролевая игра: «Я-врач»
Цель: Формировать представление о понятиях здоровья и оказания первой медицинской помощи.
май
Д./и. «Не всякому грибу место в лукошке»
Цель: закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.
Инсценировка: «Если в дверь случится незнакомец»
Цель: Закреплять знания детей про безопасное поведение дома;
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
-Рисование красками: «Опасные и безопасные предметы»
- Аппликация «Светофор».
План работы с родителями
Сентябрь
Информационный стенд для родителей « Безопасность»
Консультация для родителей «Опасные предметы»
Октябрь
Консультация для родителей «Научим детей правилам поведения на улице»
Памятка для родителей « Правила перевозки детей»
Ноябрь
Папка - передвижка «Опасные ситуации»
Декабрь
Консультация для родителей «Как научить детей правилам поведения на дороге»
Памятка для родителей « Ребёнок дома»
Январь
Памятка «Если ребёнок потерялся»
Февраль
Образцы изготовление шапочек для игры с ребёнком
Поиграйте с ребёнком дома в сюжетно - ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус»
Март
Мастер - класс для родителей по ОБЖ « Безопасность в разных ситуациях»
Апрель
Консультация для родителей « Вспомним важные правила»
Памятка для родителей « Правила оказания первой помощи»
Май
Консультация для родителей «Как солнышко может быть опасно»
«Правила поведения на улице и в транспорте»
Управление и обеспечение программы
Нормативно - правовые материалы:
- статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» « ..организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях..»;
- типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27. 10. 2011г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительно - образовательной программы;
- санитарно - эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению от 15 мая 2013 года № 26 санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049 – 13
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определённому виду»
- Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г. № 966
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное) ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.
Финансовое
Реализация проекта осуществляется за счёт бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования), а также помощи родителей воспитанников (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).
Материально - техническое
Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зоны для сюжетно - ролевых игр по безопасности, оформление уголка безопасности, изготовление информационных материалов для воспитанников, родителей, педагогов.
- Уголок ОБЖ
- Дидактические и наглядные пособия
- ТСО (телевизор, компьютер, проектор)
- Методическая и художественная литература
- Атрибуты для игр «Пожарный», « Транспорт» и д.
- Художественная литература по темам
- Плакаты, наборы иллюстраций, открыток.
Кадровое:
- воспитатели и специалисты ДОУ
Ресурсное обеспечение:
Информационно - методическое:
1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста», СПб., 2005г.
2.И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.
3.Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». М., 2005г.
4.http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками
5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006г.
6.С.Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».
7.О.Д.Ушакова «Правила дорожного движения и безопасности для малышей» 2015г.
8. Ю. С. Василюк « Правила безопасного поведения в квартире» 2018г.
Приложение
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила:
1. Не выходить на улицу без взрослых.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).
5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых;
-детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.
8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10. Не привлекать к себе внимание манерой поведения.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.
Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3.Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров.
4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ
Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в Сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.
КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ
I. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
2. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.
3. Не подходить и не трогать руками любых животных с детенышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
4. Нельзя дразнить и мучить животных.
РЕБЕНОК ДОМА
1.Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.
2.Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.
3.Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
4.Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).
6. Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.
7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.
8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
1. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым.
2. Обязательно рассказать взрослым о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
3. Закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых.
4. Сильно замерзло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом.
5. Замерзли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами.
6. Промокли ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ СТРАХИ
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:
• относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
• давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
• помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
• рассказывали о собственных детских страхах;
• давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
• допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
• давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
• реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
СТИХИ И ЗАГАДКИ
ПЕРЕХОД
У полоски перехода
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
СВЕТОФОР
КРАСНЫЙ глаз
Глядит на нас.
– СТОП! –
Гласит его приказ.
ЖЁЛТЫЙ глаз
Глядит на нас:
– ОСТОРОЖНО!
А ЗЕЛЁНЫЙ глаз –
Для нас:
– МОЖНО!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый СВЕТОФОР.
ПЕШЕХОД
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти.
ПЕРЕХОДЫ
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий подземный,
Как зебра, наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
ЗНАКОМЫЕ ПОЛОСКИ
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный переход.
ЛЕВО-ПРАВО
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо:
Налево гляди,
И направо гляди,
И если машин не увидишь, —
Иди!
КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ
Дорогу так перехожу:
Сначала влево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.
Потом смотрю внимательно
Направо обязательно
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения!
ПРАВИЛО МАЛЫША
Когда к дороге подхожу,
То маму за руку держу.
ЗАГАДКИ
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар.)
Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный … ?
(Переход.)
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти
Там иди, где весь народ,
Там, где знак есть …
(Переход.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает?
(Огонь.)
Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым!
(Огонь.)
Он друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом.
(Огонь.)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.
(Дым.)
Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака
И ушел в облака.
(Дым.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
Пламя бьётся из-под крыши,
Крик о помощи мы слышим,
Суетятся все, кошмар!
Это бедствие - ...
(Пожар.)
То назад, то вперед
Бродит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявишь море.
(Утюг.)
Раскалился слишком вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из…
(Розетки.)
Выпал на пол уголек
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его ...
(Водой.)
Жжется печь – ее не тронь,
Потому что в ней…
(Огонь.)
Шалун со спичками шалили
Шалун в больницу…
(Угодил.)
Ростом невеличка
Маленькая спичка.
Только трогать спички
Не имей…
(привычки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей второй группы раннего возраста на 2022-2023 учебный год «Ребёнок и безопасность»
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких дет...
Рабочая кружковая программа средней группы (4-5 лет) по Основам безопасности жизнедеятельности. 2022-2023 учебный год
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в ...
ПЛАН образовательной программы дополнительного образования «Радуга красок» в старшей группе «Цветик семицветик» 2022-2023 учебный год
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализу...
План мероприятий по пожарной безопасности на 2022-2023 учебный год
План работы по пожарной безопасности а ДОУ...
Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год
Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности«Учусь жить безопасно»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия ...
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей 6-7 лет (включительно) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программадополнительного образования«Школа мяча»для детей 6-7 лет (включительно)на 2022-2023 учебный годмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения«Детск...