Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Задыхина Марина Николаевна

Цели:

-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»; 

 -совершенствование грамматической строя речи

 Задачи:

-обобщить представления детей о многообразии насекомых; 

-расширять и актуализировать предметный, глагольный словарь и словарь прилагательных по теме «Насекомые»;

-продолжать учить образовывать качественные прилагательные;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

-упражнять в употреблении притяжательных местоимений;

-упражнять в употреблении глаголов в настоящем времени;

– развивать координацию речи с движением;

-развивать правильное (диафрагмальное) речевое дыхания;

-развивать внимание, память, мышление;

-воспитывать любовь к природе, желание помогать слабым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Цели: 

-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»; 

 -совершенствование грамматической строя речи

 Задачи: 

-обобщить представления детей о многообразии насекомых; 

-расширять и актуализировать предметный, глагольный словарь и словарь прилагательных по теме «Насекомые»;

-продолжать учить образовывать качественные прилагательные;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

-упражнять в употреблении притяжательных местоимений;

-упражнять в употреблении глаголов в настоящем времени;

– развивать координацию речи с движением;

-развивать правильное (диафрагмальное) речевое дыхания;

-развивать внимание, память, мышление;

-воспитывать любовь к природе, желание помогать слабым.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, зеленый стол, бумажные бабочки, бумажные цветы, мяч, лепестки с заданием, бумажные цветики -семицветики, фетровый плакат, плакат с пауком и паутиной, раскраски с насекомыми.

 Ход занятия

Логопед:

– Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Дети здороваются.

Давайте возьмемся за руки передадим друг другу и нашим гостям свое хорошее настроение:

Приветствие «Доброе утро»

Придумано кем – то 

Просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

– Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро 

Длится до вечера. 

 Организационный момент

Логопед:

– Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям полянок, лугов, а некоторые из них живут у воды и в воде. Они могут летать, прыгать, ползать, плавать. А кто эти необычные жители мы узнаем, когда дойдем до удивительной полянки.

Ну что, отправляемся в путь? Дети идут, высоко поднимая ноги.

«Мы почти к полянке вышли, поднимайте ноги выше,

 Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

 Ребята, присаживайтесь на свои места. Мы немного отдохнем и продолжим свой путь к необычной полянке.

Дети садятся за столы.

Мы почти пришли в гости к маленьким жителям удивительной полянки. А кто они такие, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Доскажи словечко. 

 – Мёд душистый принесла с луга вешнего…(пчела)

– Изящная, яркая дамочка, над лугом кружит -это (бабочка)

– Согнувшись под ношей тяжелой своей, тащит травинку в свой дом… (муравей)

– Остренькие плечики, знают все..(кузнечика)

– На водной глади делает мерки, скажите мне, кто так умеет? ..(водомерка)

На каждую отгаданную загадку вывешивается картинка

 Обобщение.

Логопед:

Ребята, вы догадались кто эти жители? Правильно, насекомые. А каких насекомых вы еще знаете? Молодцы ребята, как много насекомых вы назвали. Ну что, продолжим путь к полянке?

«Мы почти к полянке вышли, поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

 Логопед:

А вот мы и на необычной полянке! Посмотрите, как красиво вокруг. Только ветерок – озорник разбросал лепестки по полянке. А на лепестках что -то написано. Логопед поднимает лепесток и читает задание.

1 лепесток. Лепесточки собирайте и задания выполняйте. Первое задание. Чтобы бабочки опять, дружно начали порхать, нужно много слов красивых нам для каждой подобрать.

  1.Дидактическая игра «Подбери признак» 

Дети подходят к столам, накрытым зеленой скатертью. Посмотрите, сюда прилетели бабочки! Какие они все разные и необычные! Чтобы бабочки взлетели, мы должны сказать какие они. Например: синяя, очаровательная, великолепная.

Молодцы! Как много красивых слов вы сказали бабочкам. Теперь они обязательно взлетят.

А теперь положим бабочку на ладошку и подуем на нее. 

Дыхательная гимнастика. Дети дуют на бабочек. (короткий вдох носом и длительный выдох ртом. Следить, чтобы дети не поднимали плеч и не надували щеки). Вот и улетели наши бабочки! 

А мы продолжим гулять по этой удивительной полянке.

2 лепесток. Дети встают в круг на ковре. Логопед берет следующий лепесток. Возьмите мяч и поиграйте. Ласковыми словами насекомых называйте.

  1. Игра с мячом. «Назови ласково» 

Ребята, сейчас я буду бросать вам мяч и называть насекомое, а вы называете его ласково и возвращаете мяч мне. 

Например: жук -жучок 

Комар -комарик, стрекоза- стрекозка, муха -мушка, пчела -пчёлка, муравей – муравьишка, гусеница – гусеничка, водомерка -водомерочка, мотылёк – мотылёчек., богомол -богомольчик, клоп -клопик, шмель – шмелёк.

 

3 лепесток. Заскучали пальчики у девочек и мальчиков?

Пальчиковая гимнастика

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(дети сидят на коврике, поворачивают голову сначала направо, затем налево)

Сколько насекомых здесь!

(разводят руки в стороны наверху)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса, 

Это – бабочка -краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

(поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)

Все спешат, все трудятся,

А она красуется!

(ударяют кулаком по ладони) 

 4 лепесток. Вы умеете считать? На полянке нас по пять.

Посчитайте насекомых. 

Например: один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.

3.Дидактическая игра «Веселый счет»

 На фетровом панно прикреплены по 5 фигурок насекомых. Дети читают их.

Один комар, два комара, три комара, четыре комара, пять комаров.

Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел.

Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.

Одна муха, две мухи, три мухи, четыре мухи, пять мух.

  5 лепесток. Ой-ой-ой! Паук -злодей, поймал в сети жителей полянки.

5.Дидактическая игра «Жадный паук»

  Жадный паук поймал в сети насекомых. И все время повторяет:

– это, моя муха, это мой комар. 

Вы будете по очереди снимать насекомых с паутины и говорить:

Это моя муха, это мой комар.

 

 6 лепесток  

Вы устали? Отдохнем! Сделаем зарядку и дальше мы пойдем.

  Физкультминутка. 

Вот какая стрекоза – очень круглые глаза

(руки в стороны, затем из большого и указательного пальца делаем «очки» и подносим к глазам»)

Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед.

(руки на пояс, движения вокруг своей оси, затем наклоны)

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок.

(энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте)

По зеленой травушке

По травушке – муравушке (волнообразные движения руками) 

Настала пора возвращаться нам в детский сад. Закройте глазки и досчитайте до трех. Ну вот мы и вернулись.

 

 7 лепесток .  Пока вы гуляли по полянке, насекомые забыли, что они умеют делать. Помогите им.

6. Дидактическая игра «Путаница»

На доску вывешиваются картинки с насекомыми (бабочка, кузнечик, жук, пчела, комар). Насекомые забыли, кто что делает. Давайте им подскажем

Собирает нектар (кто?) Пчела

Порхает (кто? Бабочка

Бегает (кто?) Муравей

Прыгает (кто?) Кузнечик

Плавает по воде (кто?) Водомерка

 

Итог занятия. Собираем из лепестков цветик – семицветик. 

Ребята, мы собрали семь лепестков. Давайте мы соберем из них цветок. Какой необычный цветок получился. Все лепестки разного цвета. Какой же это цветок? Правильно, цветик -семицветик! Вы знаете, что цветик – семицветик может исполнять желания. Вы сегодня потрудились на славу, помогли взлететь бабочкам, посчитали насекомых, спасли насекомых их лап паука – жадины и я вам хочу подарить картинки раскраски с изображением насекомых. А цветик – семицветик будет исполнять все ваши добрые помыслы и желания. 

Ребята, вам понравилось занятие? А что вам понравилось больше всего? А что было самым трудным? 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; зак...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Активизировать и расширять словарный заас, грамматическую сторону речи, продолжать использовать мнемодорожку для развития связной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Насекомые»

Цели занятия:Коррекционно – образовательные: - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; - упражнять детей в подборе слов-антонимов; - продолжить работ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Цели:-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»;  -совершенствование грамматической строя речи Задачи:-обобщить представления детей о многообразии насекомых...