Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда и воспитателя становятся все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом, воспитателем и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - видим в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:
· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· Объединить усилия для развития и воспитания детей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
1.3. Направления работы педагога с родителями
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
· Консультативно–просветительская работа
· Коррекционно-обучающая работа
· Мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
· Ознакомление с результатами логопедического обследования.
· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда и воспитателя. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт педагогов и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya_s_roditelyami_.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда и воспитателя становятся все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом, воспитателем и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - видим в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:
· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· Объединить усилия для развития и воспитания детей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
1.3. Направления работы педагога с родителями
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
· Консультативно–просветительская работа
· Коррекционно-обучающая работа
· Мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
· Ознакомление с результатами логопедического обследования.
· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда и воспитателя. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт педагогов и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при закреплении лексико-грамматического строя речи на занятиях по рисованию по средствам дидактической игры"
консультация для родителей...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...
«Использование ИКТ при взаимодействии учителя- логопеда с педагогами ДОУ, с родителями».
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Презентация.Взаимодействие учителя-логопеда (Ермониной Елены Андреевны) с воспитателями подготовительных и старших групп детского сада и родителями.
Этапы и формы работы учителя логопеда (Ермониной Елены Андреевны) на логопункте детского сада. Формы взаимодейсвия с воспитателями и родителями....
План взаимодействия учителя-логопеда Таран О.В. с родителями
План взаимодействия учителя-логопеда Таран О.В. с родителями логопедической группыМБДОУ Детский сад №1 г.Калачинска на 2016-2017 учебный год....
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....