Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
консультация на тему

Карпушева Лариса Владимировна

Условия для взаимодействия

*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.

*        Наличие полноценной окружающей речевой среды.

Задачи взаимодействия

*        формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

*        преодоление нарушений слоговой структуры слова;

*        обогащение словарного запаса;

*        развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

*        формирование грамматического строя речи и связной речи;

*        обучение грамоте.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает

*        Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы

*        Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников

*        Коррекцию звукопроизношения

*        Развитие фонематического слуха

*        Усвоение норм лексико-грамматических категорий

*        Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию

*        Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи

*        Коррекцию нарушений слоговой структуры

*        Развитие просодической стороны речи

*        Профилактику нарушений письма и чтения

*        Формирование навыков послогового чтения

*        Совершенствование общей и мелкой моторики

Перед воспитателями  стоят следующие задачи

*        Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

*        Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

*        Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

*        Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

*        Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

*        Формирование связной речи.

*        Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Принципы взаимодействия

*        Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.

*        Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.

*        Систематичности и последовательности в работе.

*        Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.

*        Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,

*        Учета интересов всех участников педагогического процесса,

*        Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей. 

Формы взаимодействия. 1 вариант

*        Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.

*        Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.

*        Систематичности и последовательности в работе.

*        Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.

*        Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,

*        Учета интересов всех участников педагогического процесса,

*        Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей. 

Формы взаимодействия. 2 вариант

*        Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время

*        Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках

*        Взаимопосещения занятий

*        Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы

*        Заседания «Логопедической гостиной»

*        Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы

*        Совместный выпуск рекомендаций для родителей

Формы взаимодействия. 3 вариант

*        Учитель-логопед:

*        фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

*        индивидуальные коррекционные занятия.

*        Воспитатель:

*        фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

*        наблюдения, экспериментальная деятельность;

*        беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

*        Совместная деятельность:

*        музыкально-ритмические игры;

*        упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

*        этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

*        игры-драматизации.

*        экскурсии

*        игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

*        упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

*        подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

*        игры на развитие пространственной ориентации

Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей

*        1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.

*        2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.

*        3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.

алгоритм   взаимодействия педагогов

*        Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

*        Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и  введение  в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)

*        Третий этап – закрепление  полученных представлений и понятий  через  экспериментирование, практическую и  игровую деятельность, музыкально – художественное творчество  (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)

*        Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении

Выполнила:  Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия

  • Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
  • Наличие полноценной окружающей речевой среды.

Задачи взаимодействия

  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • преодоление нарушений слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование грамматического строя речи и связной речи;
  • обучение грамоте.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает

  • Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
  • Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
  • Коррекцию звукопроизношения
  • Развитие фонематического слуха
  • Усвоение норм лексико-грамматических категорий
  • Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
  • Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
  • Коррекцию нарушений слоговой структуры
  • Развитие просодической стороны речи
  • Профилактику нарушений письма и чтения
  • Формирование навыков послогового чтения
  • Совершенствование общей и мелкой моторики

Перед воспитателями  стоят следующие задачи

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Принципы взаимодействия

  • Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
  • Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
  • Систематичности и последовательности в работе.
  • Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
  • Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
  • Учета интересов всех участников педагогического процесса,
  • Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.  

Формы взаимодействия. 1 вариант

  • Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
  • Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
  • Систематичности и последовательности в работе.
  • Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
  • Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
  • Учета интересов всех участников педагогического процесса,
  • Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.  

Формы взаимодействия. 2 вариант

  • Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
  • Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
  • Взаимопосещения занятий
  • Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
  • Заседания «Логопедической гостиной»
  • Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
  • Совместный выпуск рекомендаций для родителей

Формы взаимодействия. 3 вариант

  • Учитель-логопед:
  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.
  • Воспитатель:
  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
  • Совместная деятельность:
  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.
  • экскурсии
  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации

Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей

  • 1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.
  • 2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
  • 3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.

алгоритм   взаимодействия педагогов

  • Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
  • Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и  введение  в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)
  • Третий этап – закрепление  полученных представлений и понятий  через  экспериментирование, практическую и  игровую деятельность, музыкально – художественное творчество  (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)
  • Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы

В проектном задании представлен краткий обзор  методов и приёмов работы с родителями, разработано перспективное планирование по взаимодействию с семьёй в старшей группе....

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...