Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
консультация на тему
Условия для взаимодействия
* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
* Наличие полноценной окружающей речевой среды.
Задачи взаимодействия
* формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
* преодоление нарушений слоговой структуры слова;
* обогащение словарного запаса;
* развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
* формирование грамматического строя речи и связной речи;
* обучение грамоте.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает
* Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
* Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
* Коррекцию звукопроизношения
* Развитие фонематического слуха
* Усвоение норм лексико-грамматических категорий
* Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
* Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
* Коррекцию нарушений слоговой структуры
* Развитие просодической стороны речи
* Профилактику нарушений письма и чтения
* Формирование навыков послогового чтения
* Совершенствование общей и мелкой моторики
Перед воспитателями стоят следующие задачи
* Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
* Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
* Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
* Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
* Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
* Формирование связной речи.
* Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Принципы взаимодействия
* Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
* Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
* Систематичности и последовательности в работе.
* Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
* Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
* Учета интересов всех участников педагогического процесса,
* Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
Формы взаимодействия. 1 вариант
* Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
* Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
* Систематичности и последовательности в работе.
* Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
* Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
* Учета интересов всех участников педагогического процесса,
* Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
Формы взаимодействия. 2 вариант
* Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
* Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
* Взаимопосещения занятий
* Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
* Заседания «Логопедической гостиной»
* Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
* Совместный выпуск рекомендаций для родителей
Формы взаимодействия. 3 вариант
* Учитель-логопед:
* фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
* индивидуальные коррекционные занятия.
* Воспитатель:
* фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
* наблюдения, экспериментальная деятельность;
* беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
* Совместная деятельность:
* музыкально-ритмические игры;
* упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
* этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
* игры-драматизации.
* экскурсии
* игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
* упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
* подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
* игры на развитие пространственной ориентации
Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей
* 1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.
* 2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
* 3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.
алгоритм взаимодействия педагогов
* Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
* Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и введение в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)
* Третий этап – закрепление полученных представлений и понятий через экспериментирование, практическую и игровую деятельность, музыкально – художественное творчество (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)
* Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении
Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия
- Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
- Наличие полноценной окружающей речевой среды.
Задачи взаимодействия
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование грамматического строя речи и связной речи;
- обучение грамоте.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
- Коррекцию звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
- Коррекцию нарушений слоговой структуры
- Развитие просодической стороны речи
- Профилактику нарушений письма и чтения
- Формирование навыков послогового чтения
- Совершенствование общей и мелкой моторики
Перед воспитателями стоят следующие задачи
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Принципы взаимодействия
- Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
- Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
- Систематичности и последовательности в работе.
- Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
- Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
- Учета интересов всех участников педагогического процесса,
- Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
Формы взаимодействия. 1 вариант
- Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
- Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
- Систематичности и последовательности в работе.
- Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
- Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
- Учета интересов всех участников педагогического процесса,
- Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.
Формы взаимодействия. 2 вариант
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
- Взаимопосещения занятий
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
- Заседания «Логопедической гостиной»
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
- Совместный выпуск рекомендаций для родителей
Формы взаимодействия. 3 вариант
- Учитель-логопед:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
- Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
- Совместная деятельность:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
- экскурсии
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации
Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей
- 1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.
- 2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
- 3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.
алгоритм взаимодействия педагогов
- Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
- Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и введение в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)
- Третий этап – закрепление полученных представлений и понятий через экспериментирование, практическую и игровую деятельность, музыкально – художественное творчество (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)
- Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Из опыта работы....
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы
В проектном задании представлен краткий обзор методов и приёмов работы с родителями, разработано перспективное планирование по взаимодействию с семьёй в старшей группе....
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...