ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
материал по логопедии (младшая группа) на тему
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 84.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ |
Учитель – логопед Присяжнюк Е.В. |
Схема взаимодействия участников
коррекционного процесса
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и музыкального руководителя
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется
по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учитель - логопед, и музыкальный руководитель
должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мы-шечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма. | Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
1. | Оказывает помощь в рамках логопедического сопровождения деятельности музыкального руководителя. |
2. | Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи). |
3. | Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). |
4. | Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. |
5. | Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию. |
6. | Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга. |
7. | Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с музыкальным руководителем
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп на текущий момент | Сентябрь | |
Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
«Мы в волшебный лес попали» - музыкально-логопедическое развлечение на свежем воздухе. | Сентябрь | |
«День знаний» подготовка и проведение музыкального праздника на свежем воздухе | Сентябрь | |
6. | Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР | Ноябрь |
7. | Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.) | В течение года |
8. | Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей. | В течение года |
9. | Использование рифмовок, считалок, поговорок, скороговорок и т.д. на музыкальных занятиях для закрепления правильного звукопроизношения. | Март |
10. | Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения. | Апрель – май |
11. | Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и учителей начальных классов | В течение года |
12. | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. | В течение года |
13. | Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. | Май |
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и воспитателя
Взаимодействие логопеда и воспитателя ДОУ
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учитель - логопед, и воспитатель ДОУ
должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Оздоровительные | Коррекционные |
Укреплять костно-мы-шечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма). |
Функции логопеда | Функции воспитателя |
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. • Работа по коррекции звукопроизношения. • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. • Работа по коррекции слоговой структуры слова. • Формирование послогового чтения. • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. • Предупреждение нарушений письма и чтения. • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. | • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). • Закрепление навыков чтения и письма. • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |
1. | Содействует формированию банка развивающих игр с учетом особенностей дошкольников. |
2. | Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий. |
3. | Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. |
4. | Составляет логопедическое заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. |
5. | Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. |
6. | Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. |
7. | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
8. | Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). |
9. | Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.) |
План взаимодействия учителя-логопеда
с воспитателем ДОУ
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
-Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми. | Сентябрь | |
Планирование совместной работы логопеда и воспитателя в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
-Рекомендации воспитателям логогруппы по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений) | Октябрь | |
Ознакомление воспитателей логогруппы с некоторыми приёмами постановки звуков у детей. | Октябрь | |
Беседы с воспитателями логогруппы о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения. | Ноябрь | |
Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. | Декабрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. | В течение года | |
Консультация для воспитателей д/с на педсовете по теме: «Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей». | Январь | |
Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на 2013-2014 уч. г. | Март | |
Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием связной речи детей. | Март | |
Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным звукопроизношением. | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации воспитателям логогруппы по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и инструктора по физической культуре
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учитель - логопед, и инструктор по физической культуре
должны:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Оздоровительные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация. . | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Формирование речевого и физического дыхания. Работа по развитию моторики: а) общей, б) мелкой, в) лицевой и артикуляционной. |
1. | Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию. |
2. | Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. |
3. | Способствует развитию мелкомоторных и основных движений. |
4. | Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре. |
5. | Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с инструктором по физической культуре
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»). | Сентябрь | |
Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников | В течение года | |
Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей. | Октябрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. | В течение года | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи. | Январь | |
Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья | Февраль | |
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Март | |
Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями» | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и инструктора по физической культуре
Взаимодействие учителя - логопеда и педагога - психолога
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Психопрофилактическая функция | Коррекционно – развивающая функция | Диагностическая функция |
Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе | Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы | - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка - Выделение факторов риска на основе полученных результатов |
Задачи учителя – логопеда | Задачи педагога - психолога |
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия |
1. | Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. |
2. | Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. |
3. | Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. |
4. | Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. |
5. | Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. |
6. | Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом. |
7. | Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений). |
8. | Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. |
9. | Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с педагогом - психологом
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. | Октябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи. | Ноябрь | |
Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» | Декабрь | |
Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности | Постоянно | |
Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей | В течение года | |
Подбор методической литературы, пособий для обеспечения эффективного взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога | В течение года | |
Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу | Март | |
Рекомендации педагогу – психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению | Май |
Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями |
Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;
2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;
4. информационная и дидактическая поддержка семьи.
1. | Обучает родителей: • способам применения разных видов игровых средств и оборудования; • умению организовывать и направлять разные игры детей; • методам игрового взаимодействия с ребенком; • созданию оптимальной развивающей среды дома; • правилам выбора игровых средств и оборудования. |
2. | Проводит: • индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей; • групповые тематические консультации для родителей; • игровые детско-родительские сеансы; • логопедическую диагностику детей. • индивидуальные консультации для родителей по запросу; • консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта; |
3. | Знакомит родителей: • с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста; • со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе. |
4. | Объясняет родителям значимость: • создания условий для успешной социализации детей; • обучения игровому взаимодействию с детьми. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с семьей
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Анкетирование и опросы | Сентябрь Май | |
Индивидуальные беседы, консультирование | В течение года | |
Участие в родительских собраниях (общесадовских, по группам) | Октябрь Февраль Апрель | |
"День открытых дверей" | Октябрь | |
Консультация для родителей "Уроки для родителей" | Октябрь | |
Консультация для родителей"Работа с ребёнком по развитию дыхания"; "Как начинать работу над звукопроизношением" | Ноябрь | |
Беседа с родителями "Общие артикуляционные упражнения | Декабрь | |
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук"; "Звук "С". Специальные артикуляционные упражнения" | Декабрь | |
Беседа с родителями "Звук "Л". Специальные артикуляционные упражнения" "Развитие речевого слуха" | Январь | |
Консультация для родителей "Звук "Ш". Специальные артикуляционные упражнения" | Февраль | |
Беседа с родителями "Развитие фонематического слуха" "Звук "Р". Специальные артикуляционные упражнения". | Март | |
Беседа с родителями «Работа над интонационной выразительностью" | Апрель | |
Консультация для родителей "Как учить буквам" | Май | |
Консультирование родителей воспитанников по запросам | В течение года |
1. | Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели. |
2. | Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет логопедическую информацию для сайтов ДОУ. |
3. | Предоставляет отчетную документацию. |
4. | Проводит индивидуальное логопедичекое консультирование (по запросу). |
5. | Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей. |
6. | При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК. |
1. | Участвует в разработке основной общеобразовательной программы. |
2. | Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. |
3. | Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов. |
4. | Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном. |
5. | Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
|
6. | Оказывает поддержку в развитии ИКТ. |
7. | Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год). |
8. | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
9. | Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах. |
10. | Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Перспективный тематический план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и профильными специалистами
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и профильными специалистами на учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 ле...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста требует тесного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. вВ данном материале описывается взаимодействие учителя-логопеда с восп...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
Мероприятия и содержание работы специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ....
Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ
Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ...
Перспективный план взаимодействия учителя -логопеда с воспитателями и профильными специалистами
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и профильными специалистами...