Консультация для родителей "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при закреплении лексико-грамматического строя речи на занятиях по рисованию по средствам дидактической игры"
консультация на тему
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya_na_zanyatiya_po_risovaniyu.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Консультация для родителей
на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
при закреплении лексико-грамматического строя речи
на занятиях по рисованию по средствам дидактической игры»
Составила:
воспитатель
Фомина И.А.
Снежинск 2011 г.
- Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно, что вы пришли все на это собрание.
- Как вы думаете, формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под чьим влиянием? (мнения родителей)
- Совершенно верно, воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать мы воспитатели, специалисты детского учреждения и, конечно же, вы, уважаемые родители.
-Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.
Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.(давайте вместе попробуем)
2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др.
-повторяйте за мной.
3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется ежедневно после сна.
4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.
5.Индивидуальные, подгрупповые занятия.
Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.
Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин.,
индивидуального - от 5до 15 мин.
На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи учитель-логопед предоставляет нам лексические темы на весь учебный год, с учетом возраста.
Работа по лексической теме продолжается в течение недели.
Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании.
Например: тема «Грибы». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета грибы и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят грибы и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.
Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.
Изучение каждой лексической темы намечается под руководством учителя-логопеда, который определяет тот словарный минимум, которые дети должны усвоить. Так же с учителем-логопедом уточняется, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения и закрепления лексико-грамматических категорий.
Закрепление лексико-грамматических категорий происходит при использовании дидактических игр.
Вам известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, является игра.
Игра- это жизнь ребенка, он в ней самостоятельная личность, развивающая свои возможности.
Была создана картотека дидактических игр, способствующих закреплению грамматического строя речи на всех занятиях и в частности на занятиях по рисованию.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые игры.
- «Веселый повар» - закрепление относительных прилагательных.
Лексическая тема «Сад – огород» (картотека см. №8 вариант А).
- «Что перепутал незнайка?» - формировать умение составлять предложения из трех слов.
Лексическая тема «Фрукты» (картотека см.№3)
- Как вы считаете, помогли вам игры? Чем?
- А вашему ребенку, легко было бы составлять рассказ?
- И наша с вами задача состоит в том, что если вы уважаемые родители и мы педагоги будем занятые в коррекционном процессе вместе, будем выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.
- Большое спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Сотрудничество учителя – логопеда и специалистов ДОУ по формированию лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя - логопеда, воспитателей, педагога - психол...
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Дикие животные нашего леса»
Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения...
Мастер-класс "Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"
Материалы мастеркласса для педагогов ДОУ по теме""Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...
презентация "Хорошо у нас в деревне!" Наглядно-дидактическая игра для детей с ОНР 4-5 лет по закреплению лексико-грамматического строя речи
Наглядно-дидактическая игра предназначена для работы с детьми с речевыми нарушениями среднего возраста и старше. Данная игровое пособие может использоваться на занятиях познавательного характера, по р...