Консультация для родителей "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при закреплении лексико-грамматического строя речи на занятиях по рисованию по средствам дидактической игры"
консультация на тему

Фомина Ирина Александровна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Консультация для родителей

на тему:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

при закреплении лексико-грамматического строя речи

на занятиях по рисованию по средствам дидактической игры»

                                                                                                               

                                                                                                                  Составила:

                                                                                                             воспитатель

                                                                                          Фомина И.А.

                                                              Снежинск 2011 г.

- Здравствуйте, уважаемые родители, очень приятно, что вы пришли все на это собрание.

- Как вы думаете, формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под чьим влиянием? (мнения родителей)

- Совершенно верно, воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать мы воспитатели, специалисты детского учреждения и, конечно же, вы, уважаемые родители.

-Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.(давайте вместе попробуем)

2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др.

-повторяйте за мной.

3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется ежедневно после сна.

4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

5.Индивидуальные, подгрупповые занятия.

 Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.

Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин.,

индивидуального - от 5до 15 мин.

На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи учитель-логопед предоставляет нам лексические темы на весь учебный год, с учетом возраста.

Работа по лексической теме продолжается в течение недели.

Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании.

Например: тема «Грибы». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета грибы и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят грибы и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

Изучение каждой лексической темы намечается под руководством учителя-логопеда, который определяет тот словарный минимум, которые дети должны усвоить. Так же с учителем-логопедом уточняется, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения и закрепления лексико-грамматических категорий.

Закрепление лексико-грамматических категорий происходит при использовании дидактических игр.

Вам известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, является игра.

Игра- это жизнь ребенка, он в ней самостоятельная личность, развивающая свои возможности.

Была создана картотека дидактических игр, способствующих закреплению грамматического строя речи на всех занятиях и в частности на занятиях по рисованию.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые игры.

  1. «Веселый повар» - закрепление относительных прилагательных.

Лексическая тема  «Сад – огород» (картотека см. №8 вариант А).

  1. «Что перепутал незнайка?» - формировать умение составлять предложения из трех слов.

Лексическая тема «Фрукты» (картотека см.№3)

- Как вы считаете, помогли вам игры? Чем?

- А вашему ребенку, легко было бы составлять рассказ?

- И наша с вами задача состоит в том, что если вы уважаемые родители и мы педагоги будем занятые в коррекционном процессе вместе, будем выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

- Большое спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Сотрудничество учителя – логопеда и специалистов ДОУ по формированию лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя - логопеда, воспитателей, педагога - психол...

Мастер-класс "Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"

Материалы мастеркласса для педагогов ДОУ по теме""Преемственность учителя-логопеда и педагога группы по формированию лексико-грамматических представлений старших дошкольников"...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...

презентация "Хорошо у нас в деревне!" Наглядно-дидактическая игра для детей с ОНР 4-5 лет по закреплению лексико-грамматического строя речи

Наглядно-дидактическая игра предназначена для работы с детьми с речевыми нарушениями среднего возраста и старше. Данная игровое пособие может использоваться на занятиях познавательного характера, по р...